Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Сизоненко, З. Л. Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан / З. Л. Сизоненко, Е. А. Ценева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97713/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Показаны документы, позволяющие более эффективно выстроить взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления по развитию конкуренции в республике. Приведены результаты опроса мнения жителей и субъектов предпринимательства по развитию конкуренции в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: конкуренция, стандарт развития конкуренции, экономическое развитие, антимонопольный комплаенс, рейтинг муниципальных районов.

Деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан на протяжении 2019–2021 годов была направлена на реализацию положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее — Стандарт). Он утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 768-р [1, с. 1].

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [5, с. 1] (далее — Указ) все органы исполнительной власти наделены приоритетом целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках, в республике также утверждено распоряжение Главы Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 года № РГ-57 (далее — распоряжение № РГ-57), направленное на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. На трехлетний период в соответствии с вышеперечисленными документами, а также Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС (далее — Перечень поручений) [6, с.1]. утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Республики Башкортостан, актуализированы мероприятия и ключевые показатели (распоряжение Главы Республики Башкортостан от 29 ноября 2019 года № РГ-365 «О мерах по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан») [9, с. 1].

На муниципальном уровне Государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее — Госкомитет) и органами местного самоуправления республики подписаны соглашения от 30 июня 2020 года согласно утвержденной формы (Приказ Госкомитета от 15 мая 2020 года № 99 «Об утверждении примерной формы соглашения с Администрацией муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан о реализации государственной политики по развитию конкуренции и методики расчета значений показателя «Доля достигнутых контрольных показателей эффективности, установленных в плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании Республики Башкортостан (проценты)»). Предметом соглашения является взаимодействие Сторон при реализации:

— Указа;

— Перечня поручений;

— Стандарта;

— Указа Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года (далее — Указ № УГ-310) [11, с. 3];

— Распоряжения Главы Республики Башкортостан от 2 октября 2015 года № РГ-161 «О развитии конкуренции в Республики Башкортостан»;

— Распоряжения № РГ-57.

Кроме того, на республиканском уровне принят Указ Главы Республики Башкортостан о грантах главы Республики Башкортостан «Достижение года» от 1 октября 2020 года № УГ-415 [9, с.1], распоряжение Главы Республики Башкортостан от 20 февраля 2021 года № РГ-37 «О номинациях на присуждение грантов главы Республики Башкортостан «Достижение года» в 2021 году.

Наличие этих документов позволило более эффективно выстроить взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления по внедрению Стандарта в республике.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике от 25 февраля 2021 года № 16 утверждена методика формирования рейтинга муниципальных районов и городских округов. По итогам 2021 года определены администрации муниципальных районов Республики Башкортостан, занявшие в рейтинге с 1 по 3 место: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан — 1 место, Администрация муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан — 2 место, Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан — 3 место.

Органами местного самоуправления (54 муниципальных района и 9 городских округов Республики Башкортостан) разработаны и утверждены планы мероприятий «дорожные карты» по развитию конкуренции. Организована методическая поддержка по вопросам внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) на муниципальном уровне. Всеми муниципальными районами и городскими округами приняты правовые документы, регламентирующие внедрение антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления [7, с. 1–8]. По итогам 2020 года снизилось более чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

В результате деятельности органов исполнительной власти по внедрению Стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан осуществлялся мониторинг ситуации на 36 товарных рынках. При внедрении Стандарта развития конкуренции по итогам 2020 года удалось сохранить высокий уровень конкуренции и 100 процентное присутствие частных организаций на 8 товарных рынках из 36 [7, с. 5–6]. По итогам 2020 года на 36 товарных рынках Республики Башкортостан достигнуто 148 из 157 показателей, по 56 направлениям системных мероприятий достигнуто 92 из 100 показателей.

На 1 января 2021 года в 30 муниципальных образованиях республики по сравнению с 2019 годом увеличилось количество организаций частной формы собственности. Доля обучающихся дошкольного возраста, которым в отчетном периоде были оказаны услуги дошкольного образования частными образовательными организациями увеличилась на 0,36 %, а также открылось 9 действующих образовательных организаций частной формы собственности, реализующих образовательные программы дошкольного образования (факт 2019 г. — 33 ед., факт 2020 г. — 42 ед.). Доля организаций частной формы собственности выросла также на рынке услуг детского отдыха и оздоровления на 5 % (факт 2019 г. — 18,0 %, факт 2020 г. — 23,0 %), на рынке дорожной деятельности (за исключением проектирования) на 4 % (факт 2019 г. — 92 %, факт 2020 г. — 96 %), на рынке архитектурно-строительного проектирования на 3,8 % (факт 2019 г. — 96 %, факт 2020 г. — 99,8 %), на рынке ритуальных услуг на 2,5 % (факт 2019 г. — 83,5 %, факт 2020 г. — 86,0 %), на рынке добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на 1 % (факт 2019 г. — 97 %, факт по итогам 2020 г. — 98 %), На рынке услуг дополнительного образования детей выросла доля детей, которым в отчетном периоде были оказаны услуги дополнительного образования организациями частной формы собственности на 0,2 % (факт 2019 г. — 4,5 %, факт 2020 г. — 4,7 %).

Доля респондентов из числа представителей бизнеса, оценивающих уровень конкуренции как высокий, составила 23,3 %, 48,6 % респондентов указывают, что их предприятия ощущают умеренную конкуренцию, 19,9 % респондентов говорят о слабой конкуренции и 8,2 % предпринимателей выбрали вариант ответа «нет конкуренции».

По итогам представленных данных на рынках республики складывается благоприятная ситуация с отсутствием административных барьеров, так как наблюдается сокращение уровня административных барьеров на 5,1 % за последние три года.

Оценка качества товаров, работ, услуг на товарных рынках, полученная по итогам опроса, положительная — более половины опрошенных потребителей удовлетворены качеством товаров и услуг. Удовлетворены доступностью, достоверностью и удобством получения официальной информации о состоянии конкурентной среды более 79,0 % респондентов.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554275838?marker=64U0IK§ion=text, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
  2. Виноградова Т. Г. Конкурентоспособность: методы и оценка / Т. Г. Виноградова // Известия СПбГАУ. — 2019. — № 43. — С. 84–863.
  3. Погодаев В. А. Конкуренция как охраняемое общественное благо // Наукосфера. — 2021. — № 2–2. — С. 215–218.
  4. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями на 16 февраля 2022 года). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901989534, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/556098509, свободный — (дата обращения 06.12.2022).
  6. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/57482, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
  7. Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/, свободный — (дата обращения 06.12.2022).
  8. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 года № РГ-57 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/23267/, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
  9. Указ Главы Республики Башкортостан от 1 октября 2020 года № УГ-415 О грантах главы Республики Башкортостан «Достижение года» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/29292/, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
  10. Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/25191/, свободный — (дата обращения 07.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, развитие конкуренции, факт, местное самоуправление, Российская Федерация, частная форма собственности, внедрение Стандарта развития конкуренции, распоряжение Главы Республики, антимонопольное законодательство, дошкольное образование.


Похожие статьи

Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...

Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения

В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...

Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан

Раскрыта сущность, национального проекта «Образование», утвержденного президентом России В. В. Путиным. В работе отражены задачи, механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании и направления развития системы образования. Приво...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Инновационная практика управления общеобразовательной организацией

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Похожие статьи

Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...

Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения

В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...

Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан

Раскрыта сущность, национального проекта «Образование», утвержденного президентом России В. В. Путиным. В работе отражены задачи, механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании и направления развития системы образования. Приво...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Инновационная практика управления общеобразовательной организацией

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Задать вопрос