В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по которым установлены целевые индикаторы.
Ключевые слова: городская среда, благоустройство, нацпроект
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» концептуально является продолжением приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Основная задача проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны.
Мероприятия по реализации федерального проекта позволят улучшить качество городской среды к 2030 году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные, а также реализуются проекты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды [1].
В республике реализуется федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» [2].
Задачи национального проекта:
— модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства;
— снижение административной нагрузки на застройщиков;
— обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий;
— реализация мероприятий, по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий.
Рассмотрим некоторые показатели реализации государственной программы «Формирование комфортной городской среды», по которым установлены целевые индикаторы. В таблице 1 представлена доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства.
Таблица 1
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, %
Показатель |
Года |
план |
факт |
абс.откл |
отн.откл |
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Башкортостан, % |
2023 г. (3 квартал) |
69,56 |
71,50 |
1,94 |
2,71 |
2022 г. |
69,54 |
70,6 |
1,06 |
1,52 |
|
2021 г. |
69,52 |
69,52 |
0 |
0 |
Составлено автором на основе [3].
Как видно из таблицы 1 жилищный фонд Республики Башкортостан обеспечен всеми видами благоустройства на 71,5 к текущему периоду времени. Данный показатель в 2023году на 1,94 % превышает плановое значение. По данному показателю наблюдается исполнение и даже превышение целевых индикаторов.
В таблице 2 приведена общая площадь многоквартирных домов (МКД) с проведенным капитальным ремонтом.
Таблица 2
Общая площадь МКД, в отношении которых проведен капитальный ремонт, тыс.кв.м.
Показатель |
Года |
план |
факт |
абс.откл |
отн.откл |
Общая площадь МКД, в отношении которых проведен капитальный ремонт в установленный срок в рамках реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД, тыс.кв.м |
2023 г. (3 квартал) |
2 050,0 |
2 137,90 |
87,90 |
4,11 |
2022 г. |
2050,0 |
3685,00 |
1635,00 |
79,76 |
|
2021 г. |
2100,0 |
3356,89 |
1256,89 |
59,85 |
Составлено автором на основе [3].
По данному показателю также наблюдается превышение плановых показателей над фактическими за весь анализируемый период, что является положительной тенденцией.
В таблице 3 представлены показатели собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Таблица 3
Уровень собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, %
Показатель |
Года |
план |
факт |
абс.откл |
отн.откл |
Уровень собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, % |
2023 г. (3 квартал) |
92,50 |
102,75 |
10,25 |
9,98 |
2022 г. |
92,00 |
98,48 |
6,49 |
7,05 |
|
2021 г. |
90,00 |
98,13 |
8,13 |
9,03 |
Составлено автором на основе [3].
Уровень собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за все года превышает плановые значения, в 2023 году превышение составило более 10 %.
Далее рассмотрим, долю конкурсных заявок, представленных муниципальными образованиями Республики Башкортостан на конкурс «Лучшая муниципальная практика» (таблица 4).
Таблица 4
Доля конкурсных заявок муниципальных образований Республики Башкортостан в общем количестве заявок, представленных муниципальными образованиями Республики Башкортостан на конкурс «Лучшая муниципальная практика», %
Показатель |
Года |
план |
факт |
абс.откл |
отн.откл |
Доля конкурсных заявок муниципальных образований Республики Башкортостан, реализованных по инициативе и (или) при участии населения, общественных организаций, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в общем количестве заявок, представленных муниципальными образованиями Республики Башкортостан на конкурс «Лучшая муниципальная практика», % |
2023 г. (3 квартал) |
54,00 |
57,00 |
3,00 |
5,26 |
2022 г. |
54,00 |
-54,00 |
- 100,00 |
- |
|
2021 г. |
54,00 |
100,00 |
46,00 |
85,90 |
Составлено автором на основе [3].
В 2021 году наблюдается превышение планового показателя, а в 2022 году наоборот наблюдается невыполнение данного показателя. Общее количество поданных заявок в 2023 году составило 22, из них 12 реализованы по инициативе и(или) при участии населения, общественных организаций, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в общем количестве заявок. Но в связи с тем, что одна заявка не была допущена до конкурса, фактическое значение увеличилось (12/21)
В таблица 5 представлена доля управляющих организаций, разместивших информацию в ГИС ЖКХ.
Таблица 5
Доля управляющих организаций, разместивших информацию в ГИС ЖКХ, в общем количестве управляющих организаций, %
Показатель |
Года |
план |
факт |
абс.откл |
отн.откл |
Доля управляющих организаций, разместивших информацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства «в ГИС ЖКХ, в общем количестве управляющих организаций, % |
2023 г. (3 квартал) |
98,80 |
67,20 |
-31,60 |
-31,98 |
2022 г. |
98,80 |
99,20 |
0,40 |
0,40 |
|
2021 г. |
98,50 |
99,00 |
0,50 |
0,51 |
Составлено автором на основе [3].
В 2021–22 гг. представленный показатель был достигнут. В 2023 году недостижение показателя вызвано реализацией нового функционала ГИС ЖКХ — поставщики информации (управляющие организации) обязаны своевременно размещать в ГИС ЖКХ ответы на запросы органов социальной поддержки населения для принятия решений о начислении льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг и за жилое помещение или об отказе по начислению данных выплат. Выполнение планового значения показателя ожидается по итогам 2023 года.
Таким образом, реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан имеет положительные результаты. Рассмотренные показатели, по которым установлены целевые индикаторы, в большинстве случает достигнуты и даже фактические показатели в ряде случает превышают плановые.
Литература:
- Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» | Минстрой России (minstroyrf.gov.ru) https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/(дата обращения 02.11.2023г.)
- Об утверждении паспорта регионального проекта «Жилье Республики Башкортостан» на 2019–2024 годы от 12 декабря 2018 — docs.cntd.ru https://docs.cntd.ru/document/553369313 (дата обращения 02.11.2023г.) (дата обращения 02.11.2023г.)
- Отчет о ходе реализации государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» https://house.bashkortostan.ru/documents/reports/ (дата обращения 02.11.2023г.)