Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому образование подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов. Приоритетное направление развития образовательной системы Республики Башкортостан — обеспечение доступности качественного образования. Сегодня развитие республиканской системы образования на каждой ступени рассматривается как инвестиция не только в будущее региона, но и страны в целом.
Основные положения:
1)Сравнение показателей за 2 года позволяет сделать вывод об улучшении ситуации в республике по формированию метапредметных результатов учащихся 5–9, 10–11 классов.
2)Дефицит образовательных услуг в Республике Башкортостан наблюдается в дошкольном образовании в целом. Здесь существует благодатная почва для развития частного предпринимательства в образовании.
3)Если учесть универсальную функциональную общественную структуру в образовательном процессе, то можно наиболее полно раскрыть потенциал каждого ребенка, который сможет внести максимальный вклад в развитие своей семьи, народа, страны и человечества в целом.
Ключевые слова : образование, государственное управление, образовательная организация, Республика Башкортостан, мониторинг, показатели деятельности, оценка, рекомендации.
Public attention has always been riveted to the organization of an efficient and effective education system. This is due both to the introduction of uniform educational standards in all developed countries and the desire of parents to improve the quality of education for their children. That is why education emphasizes the need to create optimal conditions so that every child can unleash his potential from childhood and determine those areas in which he can achieve the greatest success. The priority direction for the development of the educational system of the Republic of Bashkortostan is to ensure the availability of quality education. Today, the development of the republican education system at every level is seen as an investment not only in the future of the region, but the country as a whole.
Highlights:
1)Comparison of indicators for 2 years allows us to conclude that the situation in the republic has improved in terms of the formation of meta-subject results for students in grades 5–9, 10–11.
2)The shortage of educational services in the Republic of Bashkortostan is observed in preschool education in general. There is fertile ground here for the development of private entrepreneurship in education.
3)If we take into account the universal functional social structure in the educational process, then it is possible to fully reveal the potential of each child who can make the maximum contribution to the development of his family, people, country and humanity as a whole.
Keywords : education, public administration, educational organization, Republic of Bashkortostan, monitoring, performance indicators, evaluation, recommendations.
Введение ( Introduction ). Вопросы развития рынка образовательных услуг и регулирования сферы образования представлены в трудах В. Я. Афанасьев, Н. И. Глазунова, С. А. Беляков, С. Ю. Головина и др.
Объект статьи — Республика Башкортостан. Предмет статьи — система государственного управления образовательными учреждениями в республике.
Цель статьи — выявление проблемы и изучение стратегических приоритетов развития государственного управления образованием в Республике Башкортостан. Задачи статьи:
— охарактеризовать сферу образования РБ как объект государственного управления;
— рассмотреть результаты эффективности системы государственного управления в сфере образования в РБ;
— предложить рекомендации по повышению эффективности современного образования в РБ.
Методы ( Materials and Methods ): изучение и анализ научной литературы, сравнительный метод, статистический метод и др.
Результаты ( Results ). Анализ публикаций последних лет показывает, что многие авторы отмечают необходимость радикальных перемен в образовании, стратегически ориентированных на вызовы XXI в., на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, позволяющих человеку адаптироваться и опережающее развиваться в быстро меняющихся реалиях окружающего мира. Причем, если реалии изменяются постоянно, то и развитие образования неизбежно должно стать непрерывным процессом.
Система образования в Республике Башкортостан включает в себя учреждения дошкольного воспитания, школы, профессионально-технические, средне-специальные и высшие учебные заведения. Министерство образования и науки Республики Башкортостан — государственный орган, отвечающий за обеспечения дошкольного, среднего и профессионального и высшего образования в республике [3].
Стратегическая цель развития системы образования Республики Башкортостан — сформировать среду равных возможностей для получения жителями региона общего, высшего и профессионального образования на высоком качественном уровне, обеспечивающем прогрессивное личностное развитие в оптимальном сочетании с приобретением востребованной современной экономикой профессии.
Профессиональные образовательные организации республики по ведомственной принадлежности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Профессиональные образовательные организации по ведомственной принадлежности, % [3]
Проведем анализ результатов мониторинга образовательных учреждений РБ за 2020–2021 учебный год. Анализ результатов всероссийских проверочных работ (ВПР) за два года показал сформированность метапредметных результатов в большей степени учащихся 4 классов и 10–11 классов. Менее успешны по формированию метапредметных способов учебной деятельности учащиеся 5–9 классов. Анализ результатов ВПР 5–9 классов по параллелям показал, что лучшие результаты показывают учащиеся 5-х классов.
Сравнение показателей за 2 года позволяет сделать вывод об улучшении ситуации по формированию метапредметных результатов учащихся 5–9, 10–11 классов, на 5,7 % ухудшился показатель учащихся начальной школы. Ни одна из школ республики не вошла в список образовательных организаций с необъективными результатами.
Показатели в 2021/2022 г. выше, чем в 2020/2021 г. При проведении муниципальных диагностик в каждом образовательном учреждении организуется видеонаблюдение, проверка осуществляется членами муниципальной комиссии.
Показатели деятельности образовательных учреждений РБ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели деятельности общеобразовательных учреждений РБ [4]
№ |
Показатель |
Значение |
|||
2019 |
2020 |
2021 |
2021 к 2020 г. |
||
1 |
Доля обучающихся начальной школы, демонстрирующих достижения метапредметных результатов по итогам ВПР |
н/д |
70,6 |
64,9 |
- 5,7 |
2 |
Доля обучающихся 5–9 классов, демонстрирующих достижения метапредметных результатов по итогам ВПР |
н/д |
39,6 |
46,3 |
+6,7 |
3 |
Доля обучающихся 10–11 классов, демонстрирующих достижения метапредметных результатов по итогам ВПР |
н/д |
69,2 |
77,5 |
+8,3 |
Впервые в 2021 году проводилась оценка функциональной грамотности. Был представлен анализ и даны рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников.
Обсуждение ( Discussion ). Объективность проведения всех оценочных процедур достигается следующим образом: организуется видеонаблюдение; привлекаются общественные наблюдатели; проверка работ осуществляется строго по критериям; осуществляется перепроверка работ, а также перекрестная проверка; работы учащихся при проведении муниципальных диагностик, а также Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) (муниципальный этап) проверяют члены муниципальной предметной комиссии.
По сравнению с 2020 годом увеличилось количество выпускников 9 классов, не получивших аттестат об основном общем образовании. Незначительно увеличилась (на 1,3 %) доля выпускников 11 классов, не преодолевших минимальный порог по предметам по выбору. Доля высокобальных работ по сравнению с 2020 годом не изменилась).
Дефицит образовательных услуг в Республике Башкортостан наблюдается в дошкольном образовании в целом. Для решения этой проблемы в Республике Башкортостан реализуется целевая программа по ликвидации очередности в детсады детей с 3 до 7 лет. На нее выделено 6,19 млрд. руб. Будет создано 14320 дополнительных мест в детсадах. Вместе с тем остается нерешенным вопрос с очередностью для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет. Здесь существует благодатная почва для развития частного предпринимательства в образовании [2].
Возрастающий информационный поток и развитие высокотехнологичных производств требуют не узкий специалистов, а профессионалов, имеющих широкий базовый уровень образованности, способных переходить на разные виды деятельности, обладающих широкими коммуникативными навыками.
Исходя из вышесказанного, можно составить список рекомендаций того, что необходимо сделать в сфере современного образования в РБ:
- Выявить явно навязываемые современным социумом тренды и моду, чтобы их купировать в образовательном процессе различными способами.
- Изучать семью ребенка, и выявить, в рамках каких профессий успешно работали родственники ученика.
- Построить дополнительное образование таким образом, чтобы в нем смогли себя найти будущие представители всех классов, а не только небольшая группа представителей духовной сферы (артисты и художники). Например, добавить кружки по истории, философии, сложному рукоделию, моделированию, зоокружки, по инженерии и программированию и т. д.
- Донести до детей мысль о том, что все профессии, которые существуют в обществе, уважаемы и необходимы. Что между ними нет и не может быть ценностной иерархии. Каждый выполняет свой долг и ту работу, которая ему «по душе» и, которая у него лучше получается ради блага всего общества [1].
Если не выполнить эти условия, то образование будет ориентироваться на идеологически навязываемые обществом тренды и приходящую культурную (и контркультурную) моду. Дети будут страдать от того, что выбрали ту профессию, к которой у них нет способностей. Общество будет иерархизировано и элитизировано, исходя из моды и трендов. Большинство детей не смогут себя «найти», не станут успешными и пополнят ряды массы «служебных людей», создавая основу для нового информационно-технологического крепостничества.
Заключение ( Conclusion ). Система образования Республики Башкортостан представлена разветвленной сетью образовательных учреждений. Имеются все виды образовательных учреждений, которые позволяют осуществлять разноуровневые образовательные программы и реализовывать систему дополнительного образования детей и подростков. Управление системой образования осуществляется при взаимодействии Министерства образования и науки Республики Башкортостан с федеральными государственными органами, органами местного самоуправления. Анализ результатов исследования выявил «узкие» места системы образования — это недостаточный уровень инклюзии, недоступность всего спектра дополнительных образовательных услуг для большинства детей, высокий уровень нехватки педагогических кадров.
Литература:
- Как раскрыть способности каждого ребёнка / Блог Мел [Электронный ресурс] — режим доступа: https://mel.fm/blog/anton-samarin/79501-kak-raskryt-sposobnosti-kazhdogo-rebenka (дата обращения: 25.12.2022)
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 N 54 (ред. от 26.03.2021) «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс] — режим доступа: https://old.irorb.ru/files/FCPRO/gosprogramma.pdf (дата обращения: 21.12.2022)
- Сайт Министерства образования и науки Республики Башкортостан. URL: https://education.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 25.12.2022)
- Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона / Институт развития образования Республики Башкортостан. URL: https://irorb.ru/monitoring-kachestva-obrazovaniya/sistema-monitoringa-effektivnosti-rukovoditelej-vseh-oo-regiona (дата обращения: 25.12.2022)