Российское образование формировалось достаточно долгое время. Ещё тогда, в далеком прошлом, люди начинали обучать друг друга разному мастерству, передавая необходимые знания. Ежегодно общество развивалось, а знаний становилось все больше. Сейчас, в современном мире, общество продолжает сталкиваться с различными вызовами будущего. Актуальные тенденции в системе государственного управления образованием РФ внедряются в систему образование ежегодно, что развивает общество и страну. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании актуальных тенденций и вызовов в системе государственного управления образованием РФ. Методы. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, синтез и обобщение данных, сравнение предложенных другими авторами тенденций в системе управления. Результат. В ходе моего исследования по данной теме были изучены основные тенденции в системе образования, выявлены и проанализированы актуальные тенденции в системе государственного управления РФ с учетом сложившихся в современном мире вызовов, влияющих на систему управления и на качество образования. Это помогло осознать, с какими трудностями сталкивается система государственного управления образованием РФ и какие пути решения находит и использует государство РФ. Вывод. Таким образом, проведя исследование по данной теме, можно сделать вывод, что общество, постоянно сталкиваясь с новыми вызовами современности, находит новые пути решения с учетом актуальных тенденций.
Система государственного управления образованием РФ учитывает все тенденции и вызовы, совершенствуя качество образовательных процессов, что повлечет за собой гармоничное и успешное развитие общества и страны.
Ключевые слова: образование, система государственного управления, актуальные тенденции в системе образования, управление образованием.
В современном мире образование считается неотъемлемой частью развития общества. Каждый человек в любой стране получает возможный уровень знаний, умений и навыков. Доступное, качественное образование является основой для развития человека, общества, страны и мира.
Образование в РФ — это непрерывный процесс, который постоянно обновляется и улучшается, но, к сожалению, наша страна, находится далеко не на первом месте по уровню и качеству образования в сравнении с другими странами. [4]
Многие ученые, психологи и педагоги посвятили свои труды данной проблеме. В работах Антоновой О. В. [3] и Денисовой Т. В [4] система государственного управление образованием в РФ рассматривается, как важный аспект для реализации многих актуальных для современного мира тенденций в системе образования.
Актуальность исследования заключается в том, что, основываясь на основных тенденциях развития современной системы образования, в данной работе предлагается выявить актуальные тенденции и вызовы, с которыми сталкивается общество в современном мире, которые будут направлены на модернизацию в условиях современности, смогут приобрести особую значимость для улучшения системы государственного управления образованием РФ.
Проработав актуальные тенденции и вызовы в системе государственного управления образованием РФ, появляются различные идеи и проекты, как развить, улучшить, систематизировать, сделать доступным и понятным сферу образования.
Целью даннй работы является исследование актуальных тенденций и возникающих вызовов в системе государственного управления образованием в РФ.
В соответствии с намеченной целью представленной работы определены следующие задачи:
— изучить понятие системы государственного управления образованием РФ;
— изучить основные тенденции в системе образования;
— проанализировать актуальные вызовы в системе государственного управления образованием РФ;
— проанализировать направления модернизации и актуальные тенденции развития системы государственного управления образованием РФ с учётом сложившихся вызовов современности.
Российское образование формировалось достаточно долгое время. Ещё тогда, в далеком прошлом, люди начинали обучать друг друга разному мастерству, передавая необходимые знания. [3]
Ежегодно общество развивалось, а знаний становилось все больше. Тогда постепенно начали появляться первые школы для детей и подростков с целью обучить их основам, добавляя новые полученные знания. Со временем общество становилось образованнее, и данную систему образования необходимо было систематизировать, улучшать и контролировать. [4]
На сегодняшний день система государственного управления образованием в России имеет свою структуру, благодаря которой по всей стране идет контроль за качеством образования.
В первую очередь, система государственного управления представляет собой целостную систему федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Именно эта целостная конструкция помогает контролировать уровень и качество образования по всей России. [3]
Государство как социальный институт, который через свою основную структуру формирует и осуществляет стратегическое планирование развития системы образования, принимает и реализует государственные программы РФ, федеральные и региональные программы направленные на развитие системы образования.
После проведенного мониторинга в системе образования по всей стране, каждое учебное заведение обеспечивается информационной и одобренной государством методической копилкой знаний для качественного преподавания.
Главной составляющей является то, что все работники государственных структур, а также учебных заведений ежегодно повышают свои профессиональные знания, умения, навыки для улучшения качества образования будущего поколения.
На данный момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который включает в себя основные составляющее для развития образования в стране. [1]. Но несмотря на принятый закон в системе государственного управления образование РФ есть и минусы.
Серябрекова Е. А. считает, что к основным минусам в системе образования относятся, в первую очередь, «Бальная система оценивания», что развивает у детей и подростков стремление заработать высший балл, а не получение новых знаний. Это сильно сужает их кругозор и развитие. [7]
Вторым основным минусом является заложенная со временем установка — «Учитель всегда прав» и по-другому быть не может. Это влечет за собой неуверенных в себе и своих знаниях учеников, будущих специалистов и профессионалов.
Третьим основным минусом, считается «Строгая программа обучения», где учителя должны обучать строго по программе, даже если у детей не возникает интереса к предложенным заданиям, а значит они не вовлечены в учебный процесс. [7]
Помимо этих трех основных проблем, у системы государственного управления образованием РФ ежегодно появляются «Вызовы современности».
Мухина Е. В. сформировала следующие основные актуальные вызовы современного общества. К ним относятся:
- Внедрение технологий в обучение. С этим вызовом система государственного управления образованием и педагоги по всей стране столкнулись во время пандемии. Пандемия повлекла за собой официальное освобождение от учебного процесса учеников и учителей, что вынудило государство использовать новые технологии дистанционного обучения, для поддержания знаний, умений и навыков у учеников. [5]
- Вторым актуальным вызовом в системе образования было использование легкодоступной для учеников информации через Интернет, что ухудшило их уровень и качество образования.
- Последним актуальным вызовом считается трудность перед учениками и студентами в выборе нужного образования для дальнейшей успешной карьеры. В современном мире появилось очень много новых профессий, которые доступны без образования, что приводит в сильное сомнение подрастающее поколение в необходимости получать знания для выбранной профессии. [5]
Исходя их вышеперечисленных вызовов, сложились и актуальные тенденции в системе государственного управления образованием РФ.
Одним из главных изменений будет переход к индивидуализированной системе обучения. Образование будет адаптироваться под каждого ученика с учетом его личностных особенностей, способностей и знаний. Это буде достаточно эффективный процесс для улучшения качества знаний всех учеников, а не только способных. [2]
Подход к оцениванию качества знаний у учеников тоже поменяется. Экзамены, зачеты, ВПР т любой другой контроль качества образования станет более гибким. Появится учет не только в количестве конкретных правильно выполненных заданий, но и портфолио ученика, а также его проектная деятельность. [6]
Важнейшую роль также играют и сами педагоги, которым придется развивать себя, свои знания, умения и навыки с учетом современного подрастающего поколения, для вовлечения и развития новых знаний у учеников, готовя их к вызовам будущего.
Последней актуальной тенденцией в системе государственного управления образованием РФ будет внедрение международных образовательных программ, которые станут доступными и актуальными. Это повлечет за собой культурное развитие общества, получение новых ранее недоступных знаний и развитие международных отношений. [6]
Таким образом, проведя исследование по данной теме, можно сделать вывод, что общество постоянно сталкиваясь с новыми вызовами современности, находит новые пути решения с учетом актуальных тенденций.
Система государственного управления образованием РФ учитывает все тенденции и вызовы, совершенствуя качество образовательных процессов, что повлечет за собой гармоничное и успешное развитие общества и страны.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.06.2024).
- Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: — https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 29.06.2024).
- Антонова О. В. Проблемы современного образования / Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 291–295. [Электронный ресурс]— URL: https://moluch.ru/archive/463/101794/ (дата обращения: 30.06.2024).
- Денисова Т. В. Российское образование: проблемы и пути их решения / Материалы XV. Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] — URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033714 (дата обращения: 27.06.2024).
- Мухина Е. В. Десять недостатков в системе образования в России. Статья. [Электронный ресурс] — URL: https://letidor.ru/obrazovanie/10-nedostatkov-sistemy-obrazovaniya-v-rossii.htm (дата обращения: 27.06.2024).
- Романенко О. С. Новые возможности в сфере образования в 2024 году. Статья. [Электронный ресурс] — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/novye-vozmozhnosti-v-sfere-obrazovaniia-v-2024-god.html (дата обращения: 01.07.2024).
- Серябрекова Е. А. Минусы в системе образования. Статья. [Электронный ресурс] — URL: https://metla.pro/posts/1017 (дата обращения: 27.06.2024).