Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Пешков, Р. О. Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки / Р. О. Пешков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 577-584. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108829/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Ключевые слова : сфера образования, образование, Российская Федерация, Россия, государственная политика, образовательная деятельность, образовательный процесс, государственное управление, российское образование, национальный проект, правовое регулирование.

На современном этапе российское общество испытывает судьбоносные риски и вызовы. Они объективно обусловлены рядом таких факторов, как активно проводимой в государстве модернизации всех общественно-экономических сфер, стремительным вторжением в общественную жизнь цифровых технологий, последствиями пандемии COVID-19, небывалым давлением масштабных санкций коллективного Запада, проводимой нашим государством СВО, и, как следствие, проблемы интеграции новых регионов в научно-образовательное пространство России, а также иными угрозами и ситуацией внезапного появления разнообразных факторов нестабильности.

Все эти перечисленные современные условия социально-экономического и политического развития государства приобретают особе значение катализаторов для изменения государственной политики как в сфере образования, так и в сфере отечественной науки. Отечественные образование, наука и технологии призваны стать основой для достижения важнейших национальных целей укрепления суверенности и безопасности государства, способствовать решению прогрессивных задач в развитии общества и страны. В России 2022–2031 годы объявлены десятилетием науки и технологий, о чем 25 апреля 2022 г. Президент РФ издал специальный Указ № 231 [1]. Это, с одной стороны, можно рассматривать как продолжение уже достигнутых итогов прошедшего в 2021 году года науки и заканчивающегося 2023 года педагога и наставника, с другой стороны, как стремление достигнуть всех запланированных целей стратегического развития страны в целом. В подтверждении этого, приведем отдельные выказывания главы государства, прозвучавшие за последние два года, и которые, в общей сложности, отражают все главные направления в развитии образовательной и научно-технической политики нашего государства. Так, 15 декабря 2022, выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, президент подчеркнул важность обеспечения качественного образования и развития для детей всех регионов страны: «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны» [2]. Выступая в режиме видеоконференции на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля этого года Президент РФ сказал: «Мы должны фокусироваться на достижении национальных целей развития, учитывать фактор внешнего давления, а значит — предельно внимательно относиться к выбору наших научно-технологических приоритетов. В этой связи считаю необходимым внести соответствующие изменения в основополагающий документ — Стратегию научно-технологического развития… Ситуация поменялась». [3].

На заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге, который проходил 28 апреля 2023 года, Президент России обратил внимание на важнейшее обстоятельство в рассматриваемой нами сфере. Он особо отметил, что в России формируется суверенная система образования: «Новая инициатива по развитию социальной сферы и экономики, суверенной системы образования. Вот словосочетание специально употребил — «суверенная система образования». Важнейший элемент нашей совместной работы. В этом — будущее нашей страны» [4]. В своем ежегодном послание Федеральному Собранию 21 апреля 2023 г. Президент РФ сказал о том, что «мы знаем, что необходимо делать для уверенного поступательного развития России, причём именно суверенного, независимого развития, вопреки любому внешнему давлению и угрозам, с надёжной гарантией безопасности и интересов государства». Как особо заострил внимание глава государства: «свободное развитие общества — это готовность брать ответственность за себя и за близких, за свою страну. Такие качества закладываются с детских лет, в семье. И конечно, для укрепления наших общих ценностей, национальной идентичности крайне важны система образования, отечественная культура». Тем самым в очередной раз подчеркнул значимость усовершенствования всей системы образования для будущего страны. Также в своем послании Президент не обошёл стороной и сферу науки, он сказал: «С учётом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьёзно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике». [5]. Если перефразировать слова Президента, то именно сейчас, в сложнейшей внешнеполитической ситуации для России началось время постановки и решения амбициозных задач, в том числе, а, может быть, и прежде всего, в области образования и науки.

Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы статьи. Кроме того, актуальным является и то, что на современном этапе как образование, так и наука являются важнейшими факторами развития социально-экономических и культурных сфер жизни общества, а также улучшения благосостояния людей, укрепления позиций и конкурентоспособности в системе международных отношений. Значимость образования вызвана взаимозависимостью между системой образования и развитием общества. Ввиду этого статус государства определяется интеллектуальным потенциалом страны, а образованность нации выступает основой прогресса страны. Система образования — один из самых важных элементов общественной жизни, потому что является основой для формирования качества человеческих ресурсов для функционирования отраслей общественного производства. По этой причине главной ценностью в развитии сферы образования обладает четко выстроенная система управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, как основа реализации государственной политики в данной области.

Важнейшая цель российской государственной политики в сфере образования и науки — это обеспечение высокого качества образования и научных достижений на основе сохранения их фундаментальности и соответствия современным потребностям личности, общества и государства.

Формирование государственной политики сопряжено с прохождением некоторых этапов, которые пересекаются и наслаиваются друг на друга и непосредственно с процессом утверждение госрешений. Благодаря этому можно выделить этапы формирования госполитики на основе рационального принятия решений: инициирование политики; формирование политики; осуществление и мониторинг государственной политики; оценка и регулирование госполитики [6]. На первом этапе происходит установление общественных проблем и осмысление необходимости решения данных проблем со стороны государства. После даются конкретные формулировки спектра проблем и учитываются интересы различных социальных групп. На втором этапе формулируются цели, задачи, распределяются полномочия между различными госструктурами и рассматриваются реальные пути решения поставленных проблем. Непосредственное воплощение поставленных целей в соответствии с имеющимися ресурсами подразумевает третий этап. На данном этапе реализуется анализ и проверка исполнения на постоянной основе. На четвертом этапе происходит мониторинг результатов реализации проводимой политики, который включает механизм реагирования на потенциальные угрозы или отклонения от плана мероприятий, а также методы оценки ограничений и возможностей системы госвласти, методы качественной оценки госполитики.

Таким образом, образовательные инициативы государства, направленные на поддержку и прогресс системы обучения, интегрируются в стратегии развития и управления этой сферой, подчас в итоге государство издает основополагающие нормативные акты, законодательно закрепляя эти направления, как например Закон «Об образовании», который занял центральное место в регулировании сферы образования, определяя ее важным социальным институтом, призванным служить интересам индивида, семьи и государства, а также как процесс, объединяющий воспитание и познание. В данном Законе понятие образования охватывает широкий спектр элементов, включая не только накопление знаний, но и развитие практических навыков, формирование ценностей, а также приобретение жизненного и профессионального опыта.

Цели, преследуемые государством управляя образовательным процессом, охватывают стимулирование умственного роста, воспитание духовных и моральных качеств, стимулирование творческой и физической активности, а также подготовку к профессиональной деятельности, обеспечивая при этом удовлетворение личных стремлений и интересов в области обучения.

В сегодняшнем обществе акцент на развитие образования выступает как ключевой элемент в планах правительства, призывая к интенсивному вниманию к его структурированию. Создание политических стратегий страны осуществляется под руководством государственных органов, однако процесс этот предполагает активное участие населения через различные структуры общественного сектора. В любом случае, основная цель такой стратегии заключается в преодолении социальных проблем. Для эффективного управления политикой требуется четко определить набор целей и задач, установить приоритеты развития, создать программы и директивы, которые будут разработаны и в дальнейшем реализованы с вовлечением гражданских институтов правящими структурами.

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления [7]. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ [8].

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники [9].

Текущая государственная политика включает в себя нормативную, финансово- экономическую, управленческую, кадровую, научную и международную составляющие. Элементами данной политики являются также идеалы, ценности, цели, задачи и принципы. Основополагающим правом человека и гражданина является право на образование, закрепленное в конституционных нормах ч. 2 ст. 43, и продолженное в Законе «Об образовании» (статья 3), где обеспечение права каждого человека на образование закрепляется в качестве одного из приоритетных принципов государственной политики в сфере образования [10]. Предоставление такого конституционного права лежит в основе всей политики на госуровне в области образования. Подтверждение неизменности данному принципу страна слышит в оглашаемых приоритетах госполитики в сфере образования и науки, как одни из главных векторов развития страны [11]. Следуя данной траектории развития, во исполнение решений главы государства, федеральные органы государственной власти создают инструменты реализации государственной политики в сфере образования. Одним из таких инструментов является Государственная программа по развитию образования на 2018–2025 годы (далее ГПРО), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [12]. В данной программе обозначены основные цели госполитики на современном этапе. К ним относятся: качество, доступность образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности [13]. Данные цели соответствуют современным понятиям о сущности образования, а также ориентируют на глобальность понимания образования, что, несомненно, положительно характеризует данную государственную программу [14].

В рамках новой стратегии правительства, цели были обозначены как следующие: стремление к подъему в рейтинге мировых образовательных систем, в частности в PISA; обеспечение трудоустройства для большинства студентов в течение 12 месяцев после получения диплома о среднем профессиональном образовании; расширение присутствия российских высших учебных заведений среди ста лучших мировых университетов на протяжении как минимум двух лет; а также гарантирование всеобщего доступа к дошкольному образованию для детей от трех лет и стремление к тому же для детей младшего возраста. Стремление к расширению количества детей, получающих дополнительное образование, параллельно с ростом количества взрослых, проходящих курсы для улучшения своих профессиональных навыков [15].

В последние годы определение направлений государственной политики в области образования и науки, а также ее поэтапное осуществление практически повсеместно стало реализовываться на основе принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые разрабатываются в соответствии с федеральной программой развития образования. Речь идет о так называемых национальных проектах (нацпроекты). Впервые данное понятие прозвучало в Послании Президента 2003 г., а с 2005г. нацпроект начинает реализовываться в непосредственной практике государственного управления, в том числе и в сфере науки и образования. Характерной чертой целевых программ развития данных сфер является то, что они принимаются на конкретный срок. В паспорте каждой из программ расписывается подробный план мероприятий, обеспеченных запланированным бюджетированием, и должны реализовываться в определенные календарные сроки. Так, паспорт нацпроекта «Образование» разработан Минпросвещения РФ во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [16], но о нем речь пойдет ниже.

Стратегические задачи государстве в сферах образования и науки реализуются этапами, на основе принципов, сформулированных в ст. 7 закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [17]. Общий же вектор развития образования и науки в нашем государстве задается в положениями таких документов стратегического планирования федерального уровня, как: Стратегия национальной безопасности РФ [18], Стратегия научно-технологического развития РФ [19], Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года [20], Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года [21], и ежегодно уточняется посланиями Президента Федеральному Собранию РФ. Положения данных документов определяют образование и науку в качестве важнейших стратегических национальных приоритетов [22].

Для достижения сформулированных стратегических целей в сферах образования и науки государство планирует способствовать усилению роли основного фактора экономического развития — человеческого капитала. Также предстоит последовательно решать вопросы повышения качества образования (общего, профессионального, высшего), сопровождая это развитием образовательной инфраструктуры.

Актуальная задача, стоящая перед государственной системой управления, состоит в создании сбалансированной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны в целом, для сферы образования в частности.

В общей парадигме государственного управления реализуются значимые межотраслевые направления деятельности в социальных сферах, определенные следующими указами Президента РФ: «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства» [23], «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» [24], «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [25], а также Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [26], и др. Направление в среднесрочном планировании до 2030 года определяется в соответствие с положениями указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [27], который определяет, как национальные цели развития страны, так и устанавливает целевые показатели, необходимые для их достижения. Во исполнение этого Указа Президента общие стратегические приоритеты Правительства РФ по достижению национальных целей на ближайшие 10 лет утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р [28], в Едином плане по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Согласно этому документу, планируется прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии с страны, который во многом основывается на результатах мероприятий нацпроектов «Образование», «Наука и университеты», а также в процессе осуществления мероприятий федеральных программ: «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642) и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р) [29].

Реализация государственной Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р) осуществляется посредством последовательного выполнения плана ее мероприятий, путем объединения действий смежных министерств. Так, в реализации плана данной Стратегии в 2022 году, помимо Минпросвещения и Минобрнауки, приняли участие 12 федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [22].

Согласно Протоколу заседания президиума Совета, при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектом от 22.03.2017 г. № 3 Минпросвещения России с 2018 года определено ответственным исполнителем госпрограммы «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 25.11.2023)). Программа реализуется посредством использования механизмов проектного управления. Для всех уровней образования были намечены основные направления (подпрограммы) развития. Проектный раздел пилотной программы в 2022 году включал мероприятия таких федеральных проектов нацпроекта «Образование», как: «Современная школа»; «Успех каждого ребенка»; «Цифровая образовательная среда»; «Искусственный интеллект»; «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и другие, а также нацпрограмм: «Цифровая экономика Российской Федерации»; «Демография»; «Культура»; «Наука и университеты». Так, например, в подпрограмме «Дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» поставлены задачи: увеличение до 80 % общего числа детей, занимающихся по программам дополнительного образования и модернизация инфраструктуры; создание сети не менее 340 центров «IT-куб» цифрового образования детей к 2024 году; продолжение работы по развитию добровольчества (волонтёрства); формирование системы профессиональных конкурсов для не менее 1,7 млн. человек и так далее [29].

Направление «Совершенствование управления системой образования» сфокусировано на решение задач текущего характера, таких как: введение в 85 российских регионах оценки качества общего образования на базе практики международных исследований качества подготовки учащихся; обеспечение информации по реализации национального проекта «Образование»; создание не менее 75 цифровых учебно-методических комплексов, обучающих симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий и др.

Основная цель стратегии государственной политики в области образования направлена на обновление системы среднего и дополнительного профессионального обучения. Главный инструмент достижения этой цели — внесение изменений в учебные планы всех профессиональных учебных заведений страны, что предполагает внедрение обновленных, фокусирующихся на практике и адаптируемых к каждому обучающемуся программ. В рамках этой стратегии осуществляется управление через проектный подход, который направлен на выполнение ключевых федеральных инициатив. Эти инициативы включают проекты, направленные на поддержку трудоустройства женщин через создание условий для дошкольного образования детей младше трех лет, развитие квалификаций для нужд цифровой экономики, предоставление возможностей социального продвижения для всех слоев населения и способствование росту цифровой культуры в обществе.

В состав Госпрограммы входят многочисленные федеральные проекты, которые являются частью национального инициативного плана, направленного на развитие образования. Ключевые направления включают поддержку активного социального участия, развитие навыков у молодых специалистов, реформирование школьной системы для современности, обеспечение благоприятных условий для достижения каждым учеником личного успеха, расширение помощи семьям с детьми, интеграция цифровых технологий в учебный процесс и подготовка педагогов к предстоящим изменениям в образовательной сфере [30].

Проектный характер государственного управления в сфере образования помимо профильных федеральных проектов, для достижения намеченных стратегических целей, активно задействовало и работу над мероприятиями не входящих в состав нацпроектов, таких федеральных проектов, как, например, «Россия — привлекательная для учебы и работы страна», «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и «Профессионалитет» [22], одна из ключевых инициатив Минпросвещения РФ. Проект направлен на синхронизацию образовательного процесса в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики в условиях импортозамещения.

В России осуществляется постоянный парламентский контроль над осуществлением политики государства в сфере образования, что находит свое закрепление в ч.2 ст.3 Закона «Об образовании». Формой отчета высших органов государственной исполнительной власти о политике в сфере образования выступает ежегодный доклад Федеральному Собранию, содержащий обзор и анализ реализации государственной образовательной политики. Доклад размещается на официальном сайте Правительства РФ. Открытость этой информации также способствует целям общественного контроля в данной сфере. «Правила подготовки национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования» утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2023 № 1777. Для включения в текст доклада каждый год проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 мониторинг системы образования [31]. Сейчас на сайте Правительства РФ размещены доклады за период с 2015 по 2022 годы.

В 2022 году в законодательство в сфере образования был внесен ряд серьезных изменений, которые во многом изменили взаимоотношения субъектов образовательной деятельности. В целях создания единого образовательного пространства на территории страны, для реализации норм Закона «Об образовании», с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ, были введены единые для России федеральные основные образовательные программы (далее — ФООП), разрабатываемые и утверждаемые Минпросвещения РФ. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ из Закона «Об образовании» понятие «государственные и муниципальные услуги в сфере образования» были заменены на слова «реализации образовательных программ» [30].

Одно из приоритетных направлений Минобрнауки РФ является планомерная работа с молодыми учеными. Так, проведенный в рамках объявленного в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий опрос показал, что в настоящее время более 83 % студентов планируют строить научную карьеру в России. Министерство курирует систему грантов, стипендий и премий, которые распределяются для поддержки наиболее талантливых молодых ученых. А также выступает основным организатором Конгресса молодых ученых, которое стало знаковым событием в начинающемся Десятилетии науки и технологий, утвержденного Указом главы государства в целях усиления роли науки и технологий в решении актуальных национальных задач развития российского общества. Конгресс стал инновационной площадкой для открытого и плодотворного общения передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики, что, безусловно, определяет главные направления научно-технологического развития России.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 мая 2022 г. № 18 ст. 3052. ред. от 20 июля 2023 г.
  2. Владимир Путин Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития / Путин Владимир. — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/press/6323/vladimir-putin-uspeshnoe-buduschee-cheloveka-zavisit-ot-kachestvennogo-obrazovaniya-i-raznostoronnego-razvitiya (дата обращения: 07.12.2023).
  3. Стенограмма Заседание Совета по науке и образованию. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/70473 (дата обращения: 07.12.2023).
  4. Встреча с Советом законодателей. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71047 (дата обращения: 07.12.2023).
  5. Стенограмма. Послание Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2023г. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71047 (дата обращения: 07.12.2023).
  6. Кемахлы Шевкет Башер. Содержание и пути реализации политики государства в области образования / Шевкет Башер Кемахлы. — Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2021. — № 200. — С. 146–152.
  7. Руденко, Я. А. Приоритетные направления государственного управления образовательной сферой / Я. А. Руденко. — Текст: непосредственный // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы III международной научно-практической конференции. — Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2016. — С. 279–285.
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237 (первоначальный текст). с изм. и доп. в ред. от 14.03. 2020 г.
  9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст.4137. с изм. и доп. в ред. от 24.07.2023.
  10. Головина, С. Ю. Модернизация основных институтов трудового права в свете построения постиндустриального общества / С. Ю. Головина. — Текст: непосредственный // Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции (23–24 октября 2018 г.). — Минск: МИТСО, 2018. — С. 47–53.
  11. Бабайцева, В. В. Особенности реализации государственной политики в сфере образования РФ / В. В. Бабайцева. — Текст: непосредственный // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 15. — С. 101–108.
  12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1 (ч.II). Ст.375. с изм. и доп. в ред. от 25.11.2023.
  13. Образовательное право: учебник для вузов. Под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 376 c. — Текст: непосредственный.
  14. Рахинский, Д. В. Глобальное образование: отечественные аспекты проблемы / Д. В. Рахинский. — Текст: непосредственный // Научно-информационный журнал армия и общество. — 2015. — № 3(46). — С. 122–126.
  15. Трашкова, С. М. Федеральная госпрограмма «Развитие образования» на 2018–2025 годы: общая характеристика и основные положения / С. М. Трашкова / — Текст: непосредственный // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 17–19 апреля 2018 года. Том Часть I. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. — С. 61–63.
  16. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817. ред. от 21.07.2020
  17. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26 (ч.I). Ст.3378. с изм. и доп. в ред. от23.02.2023.
  18. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч.II). Ст.5351.
  19. Указ Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 01.12.2016 № 642 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49, 05.12.2016, ст.6887. с изм. и доп. в ред. от 15.03.2021.
  20. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 7 (ч.II), Ст.702 с изм. и доп. в ред. от 30.09.2022.
  21. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст.2902.
  22. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 г. — Текст: электронный // Правительство РФ:: [сайт]. — URL: https://docs.google.com/viewer?url=http %3A %2F %2Fstatic.government.ru %2Fmedia %2Ffiles %2F7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
  23. Указ Президента от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства» //Собрание законодательства Российской Федерации.2017 № 23, ст.3309.
  24. Указ Президента от 25.04.2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» //Собрание законодательства Российской Федерации.2022. № 18. ст.3052. с изм. и доп. в ред. от 20.07.2023.
  25. Указ Президента от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.2019. № 41. ст.5700.
  26. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» //Собрание законодательства Российской Федерации, № 49, 07.12.2020, ст.7958. с изм. и доп. в ред. от 29.04.2023.
  27. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. ст.4884.
  28. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации.2021. № 42. ст.7157/
  29. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / В. Л. Баранков, Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев [и др.]. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: Деловой двор, 2016. — 440 c. — Текст: непосредственный.
  30. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С. [и др.]. 2014. — Текст: электронный — — [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» (дата обращения: 01.12.2023).
  31. Постановление Правительства от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» // Собрание законодательства Российской Федерации.2013. № 33. ст.4378. с изм. и доп. в ред. от 01.09.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, государственная политика, Россия, государственное управление, Российская Федерация, РФ, Наука, область образования, образование, Постановление Правительства РФ.


Похожие статьи

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Похожие статьи

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Задать вопрос