Необходимо отметить, что под образовательной политикой государства следует понимать комплекс мер, обеспечивающих передачу информации, знаний и умений, а также их восприятия, целью которых является создание фундаментальной базы для развития человека и общества в целом. Данное определение вытекает из статей 1 и 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.09.2025) «Об образовании в Российской Федерации», поскольку в федеральных законах или иных нормативно-правовых актах Российской Федерации не содержится четкого и исчерпывающего понятия «образовательная политика государства» [1].
Государство, как политический институт, не может существовать без общества. При этом, немаловажным является развитие общества, ведь именно оно выступает ключевым фактором надлежащего функционирования государства, поскольку без определенного уровня знаний и навыков невозможно говорить о каких-либо достижениях во всех сферах, например, в экономической, социальной, политической, духовной. Помимо этого, для улучшения качества жизни общества, необходимо его единство, то есть, определенное единообразие мировоззрения.
В связи с этим, установление, контроль и своевременное усовершенствование образовательной политики является одной из ключевых задач каждого современного государства.
Исследование реализации образовательной государственной политики в субъектах Российской Федерации должно учитывать всю совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. Только при таком подходе можно получить объективную и достоверную информацию о состоянии системы образования, выявить существующие проблемы и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию образовательной политики государства.
В Российской Федерации система образования регулируется, в первую очередь, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами, законами субъектов РФ и подзаконными нормативными актами, определяющими, в том числе, вопросы исследования реализации образовательной политики государства [1].
Итак, само по себе исследование реализации образовательной политики направлено на обеспечение конституционного права каждого на образование [2].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится ряд положений, регламентирующих особенности реализации определенных образовательных программ, например, профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, программ в области искусств, физической культуры и спорта, и иных образовательных программ.
При этом, в данном законе закреплено о необходимости обеспечения открытости и доступности информации о системе образования, включающую в себя данные официального статистического учета и мониторинга системы образования [1].
Как раз-таки данный принцип и направлен на обеспечение надлежащего мониторинга системы образования, то есть, наблюдения за его состоянием и динамкой результатов. В рамках мониторинга осуществляются мероприятия, направленные на оценку качества системы образования, среди которых выделяют региональные, национальные и международные сопоставительные исследования качества общего образования. Перечень таких мероприятий и порядок их проведения определяются Правительством Российской Федерации, а в отношении региональных — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования», обозначенные ранее мероприятия проводятся в целях обеспечения единства образовательного процесса и обеспечения гарантий уровня и качества образования.
Помимо перечня и правил проведения мероприятий, направленных на оценку качества образования, данное постановление также закрепляет участников таких мероприятий [3].
Рассматривая вопрос нормативно-правового регулирования исследования реализации образовательной политики государства, нельзя не отметить государственные программы развития образования. Так, постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1642 утверждена государственная программа развития образования, определяющая стратегические приоритеты в сфере её реализации до 2030 года, правила предоставления и распределения субсидий на её реализацию и иные вопросы, связанные с её осуществлением [4].
Немаловажную роль в исследовании реализации образовательной политики государства выполняют также приказы и стандарты министерства образования и науки. Данные подзаконные нормативные акты регулируют конкретные аспекты реализации политики, в числе которых, стандарты образования и требования к учебным программам.
На основании данных программ формируются методические пособия, используемые в образовательных учреждениях. Их соответствие стандарту важно для обеспечения единства образовательного процесса, и его эффективности.
Законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации конкретизируют федеральное законодательство с учетом региональных особенностей. В Республике Башкортостан проживают представители множества национальностей, при этом, башкирский и русские языки являются государственным, в связи с чем, особое внимание необходимо уделить изучению и сохранению родных языков, а также обеспечению равных возможностей для обучения на обоих языках.
Прежде, чем рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования образовательной политики в Республике Башкортостан, следует отметить, что Министерство образования Республики Башкортостан несколько раз претерпевало реорганизацию, в том числе, и с разделением функций. Так, 03.03.2025 года Главой Республики Башкортостан был издан Указ «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан», направленный на преобразование Министерства образования и науки в Министерство просвещения [5]. Данная реорганизация следует общероссийскому тренду, инициированному на федеральном уровне в 2018 году [6]. Одной из ключевых целей преобразования является синхронизация региональной управленческой вертикали с федеральной для более эффективного выполнения национальных проектов, а также единой образовательной стратегии.
Разделение функций позволило Министерству просвещения Республики Башкортостан сосредоточиться на решении задач, связанных с повышением качества образования, развитием образовательной инфраструктуры и внедрением новых образовательных технологий, что в общероссийском контексте стало отражением тенденции к повышению эффективности образовательной политики государства.
В Республике Башкортостан действует закон от 01.07.2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан», регулирующий, в частности, вопросы о языке образования, информационной открытости системы образования и мониторинге, независимой оценке качестве образования [7].
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 января 2024 года № 1 утверждена государственная программа «Развитие образования в Республике Башкортостан», целями которой являются повышение качества общего образования, развитие профессионального образования, модернизация образовательной инфраструктуры и создание эффективной системы для выявления и поддержки талантливых учеников [8].
Кроме того, в Республике Башкортостан действует ряд приказов Министерства образования и науки Республики Башкортостан, регулирующих отдельные вопросы обеспечения эффективности реализации закона «Об образовании в Республике Башкортостан» и государственной программы по развитию образования.
Например, приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан № 2336 от 30 ноября 2021 г. «О реализации мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», которым утвержден комплекс мер по созданию и функционированию центров цифрового образования детей и их функционирование [9].
Несмотря на существующий комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную политику государства, в настоящее время по-прежнему существуют проблемы её реализации.
Так, безусловно, наиболее существенной проблемой является недостаточное финансирование, что влияет не только на качество и доступность образования, но и на эффективность исследований реализации образовательной политики.
Учитывая многосубъектность Российской Федерации, государственными органами принимаются меры для решения данной проблемы: выделяются субсидии, распределяется бюджет, однако, в настоящее время нельзя говорить об абсолютной эффективности проводимых мероприятий.
Тем не менее, данный вопрос активно решается не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так, например, в Республике Башкортостан ежегодно утверждается перечень муниципальных образований, подлежащих субсидированию за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Республики, с целью обновления материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической и творческой деятельности в образовательных организациях [10].
Завершая рассмотрение вопроса, следует отметить, что нормативно-правовые основы исследования реализации образовательной политики государства представляют собой сложную иерархическую систему, в которой ключевую роль играют Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты. Учет всех уровней нормативного регулирования, а также использование результатов мониторинга и независимой оценки качества образования, являются необходимыми условиями для проведения качественного и объективного исследования, направленного на повышение эффективности образовательной политики государства.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.09.2025): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (05.10.2025).
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 04.10.2025): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937?section=text (05.10.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476396/ (05.10.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (ред. от 24.07.2025): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (05.10.2025).
- Указ Главы Республики Башкортостан от 03.03.2025 № УГ-197 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0200202503120002
- Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43039 (05.10.2025).
- Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (ред. от 30.06.2025 г.): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/463504509?section=text (05.10.2025).
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 09.01.2024 № 1 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://npa.bashkortostan.ru/42376/ (14.10.2025).
- Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан № 2336 от 30.11.2021 «О реализации мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://education.bashkortostan.ru/documents/active/432088/ (14.10.2025).
- Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21.11.2023 № 2775 «Об утверждении решения конкурсной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан по перечню муниципальных образований Республики Башкортостан, подлежащих субсидированию за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и из бюджета Республики Башкортостан, направляемых на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях в целях достижения показателей и результатов регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» в 2024 году»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://education.bashkortostan.ru/documents/active/528876/ (14.10.2025).

