В статье рассматриваются нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации. Анализируются ключевые нормативные документы, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также локальные акты образовательных учреждений. Особое внимание уделено требованиям к структуре и содержанию образовательных программ, их соответствию ФГОС, процессу разработки программ на уровне школы и контролю за их реализацией. Автором также обсуждаются проблемы и перспективы нормативного регулирования образовательных программ начального общего образования.
Ключевые слова: нормативно-правовые основания, образовательная программа, начальное общее образование, общеобразовательная организация, федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС, локальные акты, образовательное законодательство, разработка программы, контроль реализации.
Создание образовательной программы в современном обществе требует глубокого понимания нормативно-правовых основ, которые формируют рамки и содержание образовательной деятельности. Правовые документы, регулирующие этот процесс, не просто задают правила игры — они определяют вектор развития образования, его соответствие социальным и культурным реалиям, а также обеспечивают защиту прав участников образовательного процесса. Изучение нормативных оснований разработки программ начального общего образования становится особенно важным в контексте динамически изменяющихся требований к качеству образования, цифровизации и глобальных вызовов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью приведения образовательных программ в соответствие с новыми государственными стандартами и социальными запросами. Педагогический процесс, заложенный в программу, должен не только следовать требованиям законодательства, но и быть гибким инструментом, адаптирующимся к изменяющимся условиям обучения, возрастным особенностям учеников и современным вызовам. При этом важно учитывать, что соблюдение правовых норм не является статичным процессом: каждое изменение в законодательстве влечёт за собой необходимость пересмотра уже существующих программ и процедур их утверждения.
Цель статьи заключается в том, чтобы выявить и проанализировать основные нормативно-правовые акты, регулирующие создание образовательных программ начального общего образования, а также определить их роль в формировании образовательной политики на уровне школ. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1) рассмотреть ключевые законодательные акты и их влияние на процесс разработки образовательных программ; 2) исследовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, влияющих на содержание и структуру программ; 3) проанализировать роль локальных актов образовательных организаций в реализации нормативных требований; 4) выявить возможные проблемы в процессе разработки и внедрения программ в образовательную практику.
Введение нормативных требований к образовательным программам служит не только инструментом регламентации образовательного процесса, но и задаёт стандарты качества образования. Поэтому важно исследовать механизмы их реализации и роль правовых актов в развитии системы начального общего образования.
Право на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, где указано, что «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» [2]. Данное положение определяет ключевой принцип государственной образовательной политики, обеспечивающий равные возможности для всех граждан, что непосредственно влияет на создание образовательных программ, их доступность и соответствие конституционным нормам.
Основным документом, регулирующим образовательную деятельность, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ) [7], принятый 29 декабря 2012 года. В статье 2 закона закреплены основные понятия: «образовательная программа», которая рассматривается как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия и формы аттестации». Закон устанавливает требования к образовательным программам всех уровней, включая начальное общее образование.
В соответствии с законом разработка образовательных программ относится к компетенции образовательных организаций, что подчеркивает их автономию в формировании содержания программ, но в рамках заданных нормативно-правовых ограничений и рекомендаций.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) выступают основным инструментом государственного регулирования качества образования. Согласно статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ, стандарты являются обязательными для всех образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Они определяют требования не только к структуре образовательных программ, но и к условиям их реализации и результатам освоения.
ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ, задаёт трёхкомпонентную структуру программы, включающую обязательные результаты (предметные, метапредметные и личностные), требования к условиям реализации программы и перечень необходимых учебных и методических материалов. Важно подчеркнуть, что ФГОС устанавливает необходимость формирования у учащихся «способностей к использованию знаний и навыков в практической деятельности» [6], а это отражает современные требования к функциональной грамотности.
Общеобразовательные организации на основании федеральных законов и ФГОС самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы, что отражено в их уставах и локальных нормативных актах (учебные планы, программы отдельных предметов, календарный учебный график, положения о промежуточной аттестации и мониторинге качества образования). Такие акты конкретизируют требования, установленные законодательством, и адаптируют их к условиям конкретной школы. Они играют важную роль в обеспечении гибкости образовательного процесса.
Нормативно-правовая база, несмотря на её строгость и обязательность, содержит определённые вызовы в процессе её реализации на уровне образовательных организаций. Одной из ключевых проблем является необходимость постоянного обновления образовательных программ в связи с изменением законодательства, введением новых стандартов или иных требований. Для этого требуется наличие компетентного педагогического состава, способного оперативно адаптировать программы, что далеко не всегда возможно.
Требования к образовательным программам начального общего образования основаны на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и законодательных актах. Данные требования включают:
- Целевую направленность — программы должны способствовать всестороннему развитию личности учащегося, формированию ключевых компетенций, включая предметные, метапредметные и личностные результаты.
- Структура — программы должны содержать целевые ориентиры, требования к условиям и результатам освоения, а также организацию учебного процесса (учебный план, календарный учебный график).
- Содержание — образовательные программы должны учитывать требования к учебным предметам и включать элементы внеурочной деятельности для формирования социально значимых качеств.
- Соответствие возрастным особенностям — программы обязаны учитывать психофизиологические особенности младших школьников, обеспечивать доступность и постепенность освоения учебного материала.
- Реализация и контроль — обеспечение условий для эффективной реализации программ, а также система мониторинга качества образовательных результатов [4].
Все приведенные требования обеспечивают единство образовательного пространства и качество начального общего образования на федеральном уровне.
Как уже выше было отмечено, ФГОС и Федеральный закон об образовании грают ключевую роль в разработке образовательных программ, задавая нормативные рамки, обязательные для всех образовательных организаций. ФГОС определяют цели, содержание и требования к результатам обучения. Поэтому их можно считать неким стратегическим ориентиром и обязательными требованиями, которые локальные акты уже адаптируют под конкретные условия общеобразовательной организации, что способствует эффективному внедрению в образовательный процесс.
Разработка образовательной программы начинается с глубокого анализа действующих нормативно-правовых документов, таких как ФГОС, законы об образовании и локальные акты школы. На основе этих данных определяются цели, задачи и содержание программы. Обсуждаются ключевые вопросы: какие результаты необходимо достичь, как организовать процесс и какие учебные материалы использовать. Формируется структура программы: учебный план, внеурочная деятельность, формы оценки достижений учащихся [1].
Педагоги активно вовлекаются на всех этапах создания программы. Их участие важно, так как именно они обладают практическим опытом и лучше понимают, как теоретические требования стандарта применяются в реальной школе.
Региональные и этнокультурные особенности всегда учитываются при создании программы. Включение курсов, связанных с культурой и историей региона, дает возможность воспитать у детей чувство принадлежности к своему народу и уважения к традициям. Образовательные программы отражают не только требования государственных стандартов, но и реальные потребности общества, в котором проживают школьники [3].
Обеспечение качества реализации образовательной программы напрямую связано с системой контроля, которая включает как внутренние, так и внешние механизмы. Эти меры гарантируют соответствие программы установленным стандартам и её успешную реализацию в образовательном процессе.
Внутришкольный контроль осуществляется администрацией школы, включая директора и заместителей по учебной работе. Контроль направлен на регулярное отслеживание выполнения учебных планов, посещение уроков и анализ успеваемости учащихся. Важным элементом внутреннего контроля является проведение педагогических советов и методических объединений, где обсуждаются итоги реализации программы, возникающие трудности и пути их решения [2].
Аттестация учителей служит механизмом для оценки их профессиональной компетентности, эффективности работы и соответствия квалификационным требованиям. Аккредитация школы проводится для подтверждения соответствия образовательного процесса государственным стандартам и является обязательной процедурой для всех образовательных учреждений. В ходе аккредитации проверяется не только программа, но и материально-техническое обеспечение, условия обучения и кадровый состав.
Обновление и коррекция программы выполняются по мере изменений в законодательстве и образовательных стандартах. Каждое обновление ФГОС и других нормативных актов требует пересмотра образовательной программы для её приведения в соответствие с новыми требованиями [2].
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что нормативно-правовые основания создания образовательных программ начального общего образования играют ключевую роль в обеспечении качества и доступности образования. Важность комплексного подхода к разработке и реализации программ: активное вовлечение педагогов, родителей и обучающихся, а также учет региональных и этнокультурных особенностей, подчеркивает необходимость гибкости и адаптивности в образовательной политике. Совершенствование нормативного регулирования, упрощение законодательных актов и внедрение инновационных методов контроля качества создают базу для дальнейшего развития образовательной системы, что, в свою очередь, будет способствовать формированию конкурентоспособных и готовых к жизни личностей среди учащихся.
Литература:
- Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования как основа определения структуры и содержания измерительных материалов для оценки качества начального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 5 (1). — С. 141–155.
- Бозиев Р. С., Донгаузер Е. В. Стратегия развития общего образования в России: проблемы и перспективы // Педагогика. — 2019. — № 8. — С. 3–10.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2019. — 112 с.
- Методические рекомендации по разработке образовательной программы начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2015. — 45 с.
- Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru. — Дата обращения: 14.10.2024.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Введение в систему образования // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. — URL: https://edu.gov.ru. — Дата обращения: 14.10.2024.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — N 1. — Ст. 1.