Нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Топчиева, Д. С. Нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации / Д. С. Топчиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118388/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации. Анализируются ключевые нормативные документы, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также локальные акты образовательных учреждений. Особое внимание уделено требованиям к структуре и содержанию образовательных программ, их соответствию ФГОС, процессу разработки программ на уровне школы и контролю за их реализацией. Автором также обсуждаются проблемы и перспективы нормативного регулирования образовательных программ начального общего образования.

Ключевые слова: нормативно-правовые основания, образовательная программа, начальное общее образование, общеобразовательная организация, федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС, локальные акты, образовательное законодательство, разработка программы, контроль реализации.

Создание образовательной программы в современном обществе требует глубокого понимания нормативно-правовых основ, которые формируют рамки и содержание образовательной деятельности. Правовые документы, регулирующие этот процесс, не просто задают правила игры — они определяют вектор развития образования, его соответствие социальным и культурным реалиям, а также обеспечивают защиту прав участников образовательного процесса. Изучение нормативных оснований разработки программ начального общего образования становится особенно важным в контексте динамически изменяющихся требований к качеству образования, цифровизации и глобальных вызовов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью приведения образовательных программ в соответствие с новыми государственными стандартами и социальными запросами. Педагогический процесс, заложенный в программу, должен не только следовать требованиям законодательства, но и быть гибким инструментом, адаптирующимся к изменяющимся условиям обучения, возрастным особенностям учеников и современным вызовам. При этом важно учитывать, что соблюдение правовых норм не является статичным процессом: каждое изменение в законодательстве влечёт за собой необходимость пересмотра уже существующих программ и процедур их утверждения.

Цель статьи заключается в том, чтобы выявить и проанализировать основные нормативно-правовые акты, регулирующие создание образовательных программ начального общего образования, а также определить их роль в формировании образовательной политики на уровне школ. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1) рассмотреть ключевые законодательные акты и их влияние на процесс разработки образовательных программ; 2) исследовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, влияющих на содержание и структуру программ; 3) проанализировать роль локальных актов образовательных организаций в реализации нормативных требований; 4) выявить возможные проблемы в процессе разработки и внедрения программ в образовательную практику.

Введение нормативных требований к образовательным программам служит не только инструментом регламентации образовательного процесса, но и задаёт стандарты качества образования. Поэтому важно исследовать механизмы их реализации и роль правовых актов в развитии системы начального общего образования.

Право на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, где указано, что «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» [2]. Данное положение определяет ключевой принцип государственной образовательной политики, обеспечивающий равные возможности для всех граждан, что непосредственно влияет на создание образовательных программ, их доступность и соответствие конституционным нормам.

Основным документом, регулирующим образовательную деятельность, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ) [7], принятый 29 декабря 2012 года. В статье 2 закона закреплены основные понятия: «образовательная программа», которая рассматривается как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия и формы аттестации». Закон устанавливает требования к образовательным программам всех уровней, включая начальное общее образование.

В соответствии с законом разработка образовательных программ относится к компетенции образовательных организаций, что подчеркивает их автономию в формировании содержания программ, но в рамках заданных нормативно-правовых ограничений и рекомендаций.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) выступают основным инструментом государственного регулирования качества образования. Согласно статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ, стандарты являются обязательными для всех образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Они определяют требования не только к структуре образовательных программ, но и к условиям их реализации и результатам освоения.

ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ, задаёт трёхкомпонентную структуру программы, включающую обязательные результаты (предметные, метапредметные и личностные), требования к условиям реализации программы и перечень необходимых учебных и методических материалов. Важно подчеркнуть, что ФГОС устанавливает необходимость формирования у учащихся «способностей к использованию знаний и навыков в практической деятельности» [6], а это отражает современные требования к функциональной грамотности.

Общеобразовательные организации на основании федеральных законов и ФГОС самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы, что отражено в их уставах и локальных нормативных актах (учебные планы, программы отдельных предметов, календарный учебный график, положения о промежуточной аттестации и мониторинге качества образования). Такие акты конкретизируют требования, установленные законодательством, и адаптируют их к условиям конкретной школы. Они играют важную роль в обеспечении гибкости образовательного процесса.

Нормативно-правовая база, несмотря на её строгость и обязательность, содержит определённые вызовы в процессе её реализации на уровне образовательных организаций. Одной из ключевых проблем является необходимость постоянного обновления образовательных программ в связи с изменением законодательства, введением новых стандартов или иных требований. Для этого требуется наличие компетентного педагогического состава, способного оперативно адаптировать программы, что далеко не всегда возможно.

Требования к образовательным программам начального общего образования основаны на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и законодательных актах. Данные требования включают:

  1. Целевую направленность — программы должны способствовать всестороннему развитию личности учащегося, формированию ключевых компетенций, включая предметные, метапредметные и личностные результаты.
  2. Структура — программы должны содержать целевые ориентиры, требования к условиям и результатам освоения, а также организацию учебного процесса (учебный план, календарный учебный график).
  3. Содержание — образовательные программы должны учитывать требования к учебным предметам и включать элементы внеурочной деятельности для формирования социально значимых качеств.
  4. Соответствие возрастным особенностям — программы обязаны учитывать психофизиологические особенности младших школьников, обеспечивать доступность и постепенность освоения учебного материала.
  5. Реализация и контроль — обеспечение условий для эффективной реализации программ, а также система мониторинга качества образовательных результатов [4].

Все приведенные требования обеспечивают единство образовательного пространства и качество начального общего образования на федеральном уровне.

Как уже выше было отмечено, ФГОС и Федеральный закон об образовании грают ключевую роль в разработке образовательных программ, задавая нормативные рамки, обязательные для всех образовательных организаций. ФГОС определяют цели, содержание и требования к результатам обучения. Поэтому их можно считать неким стратегическим ориентиром и обязательными требованиями, которые локальные акты уже адаптируют под конкретные условия общеобразовательной организации, что способствует эффективному внедрению в образовательный процесс.

Разработка образовательной программы начинается с глубокого анализа действующих нормативно-правовых документов, таких как ФГОС, законы об образовании и локальные акты школы. На основе этих данных определяются цели, задачи и содержание программы. Обсуждаются ключевые вопросы: какие результаты необходимо достичь, как организовать процесс и какие учебные материалы использовать. Формируется структура программы: учебный план, внеурочная деятельность, формы оценки достижений учащихся [1].

Педагоги активно вовлекаются на всех этапах создания программы. Их участие важно, так как именно они обладают практическим опытом и лучше понимают, как теоретические требования стандарта применяются в реальной школе.

Региональные и этнокультурные особенности всегда учитываются при создании программы. Включение курсов, связанных с культурой и историей региона, дает возможность воспитать у детей чувство принадлежности к своему народу и уважения к традициям. Образовательные программы отражают не только требования государственных стандартов, но и реальные потребности общества, в котором проживают школьники [3].

Обеспечение качества реализации образовательной программы напрямую связано с системой контроля, которая включает как внутренние, так и внешние механизмы. Эти меры гарантируют соответствие программы установленным стандартам и её успешную реализацию в образовательном процессе.

Внутришкольный контроль осуществляется администрацией школы, включая директора и заместителей по учебной работе. Контроль направлен на регулярное отслеживание выполнения учебных планов, посещение уроков и анализ успеваемости учащихся. Важным элементом внутреннего контроля является проведение педагогических советов и методических объединений, где обсуждаются итоги реализации программы, возникающие трудности и пути их решения [2].

Аттестация учителей служит механизмом для оценки их профессиональной компетентности, эффективности работы и соответствия квалификационным требованиям. Аккредитация школы проводится для подтверждения соответствия образовательного процесса государственным стандартам и является обязательной процедурой для всех образовательных учреждений. В ходе аккредитации проверяется не только программа, но и материально-техническое обеспечение, условия обучения и кадровый состав.

Обновление и коррекция программы выполняются по мере изменений в законодательстве и образовательных стандартах. Каждое обновление ФГОС и других нормативных актов требует пересмотра образовательной программы для её приведения в соответствие с новыми требованиями [2].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что нормативно-правовые основания создания образовательных программ начального общего образования играют ключевую роль в обеспечении качества и доступности образования. Важность комплексного подхода к разработке и реализации программ: активное вовлечение педагогов, родителей и обучающихся, а также учет региональных и этнокультурных особенностей, подчеркивает необходимость гибкости и адаптивности в образовательной политике. Совершенствование нормативного регулирования, упрощение законодательных актов и внедрение инновационных методов контроля качества создают базу для дальнейшего развития образовательной системы, что, в свою очередь, будет способствовать формированию конкурентоспособных и готовых к жизни личностей среди учащихся.

Литература:

  1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования как основа определения структуры и содержания измерительных материалов для оценки качества начального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 5 (1). — С. 141–155.
  2. Бозиев Р. С., Донгаузер Е. В. Стратегия развития общего образования в России: проблемы и перспективы // Педагогика. — 2019. — № 8. — С. 3–10.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2019. — 112 с.
  4. Методические рекомендации по разработке образовательной программы начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2015. — 45 с.
  5. Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru. — Дата обращения: 14.10.2024.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Введение в систему образования // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. — URL: https://edu.gov.ru. — Дата обращения: 14.10.2024.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — N 1. — Ст. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): начальное общее образование, программа, требование, образовательная программа, образовательный процесс, акт, Российская Федерация, стандарт, общеобразовательная организация, соответствие.


Похожие статьи

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Похожие статьи

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Задать вопрос