Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кутукова М. А., Галимова Н. А., Терехова О. В. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 964-966. — URL https://moluch.ru/archive/107/25711/ (дата обращения: 17.10.2018).



 

Stages of formation of personnel capacity of the organization of secondary education are presented in article.

Keywords: corporate potential, personnel potential, secondary education

 

Корпоративный потенциал организации — это совокупность ресурсов, возможностей, которые могут быть использованы для достижения целей деятельности организации.

Корпоративный потенциал является суммарной величиной и складывается из управленческого, инновационного, информационного, кадрового потенциалов [1].

Управленческий потенциал характеризуется эффективностью системы управления компанией.

Инновационный потенциал может рассматриваться с точки зрения объема использования научно-технических достижений в деятельности организации.

Информационный потенциал подразумевает наличие информационной системы и отлаженных информационных потоков в компании.

Кадровый потенциал определяется квалификационными и творческими способностями работников. Профессиональные, мотивированные кадры — залог успеха любой организации. Формирование кадрового потенциала организации является важнейшей задачей управления.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. в числе прочих задач предусматривает создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [2]. Большую часть педагогического состава общеобразовательных учреждений г. Москвы составляют кадры высокой квалификации, но современные запросы общества требуют постоянного совершенствования знаний и навыков. Распределение по возрасту педагогических кадров недостаточно равномерно: доля педагогов, проработавших в школе свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Молодых учителей в школе мало, а число учителей со стажем свыше 20 лет ежегодно увеличивается.

Существует также диспропорция по гендерному признаку: более 88 % педагогического состава и более 82 % руководителей образовательных учреждений — женщины [3]. Приведённые выше особенности состояния кадрового состава школ определяют важность сформированности механизма создания кадрового потенциала.

Формирование кадрового потенциала образовательной организации включает следующие этапы:

  1. Планирование потребности в кадровых ресурсах

Потребность в кадровых ресурсах определяется руководством школы с учетом педагогической нагрузки, профилем подготовки учащихся, требований к квалификации.

  1. Отбор кадров

Отбор кадров начинается с публикации вакансии на сайте школы либо в сети internet. Описание вакансии должно содержать описание содержания работы, требования к квалификации будущего сотрудника. Следующими ступенями отбора кадров является собеседование соискателя руководством школы. Помимо проверки соответствия профессиональных знаний и умений этап собеседования необходим для проверки совпадения ценностей претендента ценностям образовательной организации. Школа, как и любая организация, характеризуется определенной корпоративной культурой, и успешность адаптации и дальнейшей деятельности сотрудника зависит от того, насколько близкими являются ценности, разделяемые коллективом и установки входящей в коллектив личности. Для цели выявления ценностных ориентиров, взглядов, поведенческих особенностей соискателя могут использоваться специально разработанные анкеты, опросники.

  1. Адаптация кадров

Процесс адаптации направлен на быстрое и комфортное «вхождение» нового сотрудника в коллектив, принятие трудовых функций в полном объеме. Адаптация в школе реализуется посредством следующих мероприятий:

          ознакомление сотрудника с педагогическим коллективом, некоторыми особенностями труда;

          ознакомление с рабочей документацией;

          сопровождение процесса адаптации молодых учителей путем «закрепления» за ними старших учителей, учителей-методистов;

          осуществление административного контроля профессиональных действий педагогов.

  1. Повышение квалификации

Необходимость повышения квалификации связана с необходимостью обновления знаний и навыков педагогических работников в связи с повышением требований к их уровню квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

При организации работы по повышению профессионального уровня педагогов реализуются важные принципы образовательной деятельности:

          выявление особенностей педагогического стиля каждого педагога и создание благоприятных условий для сохранения и развития его положительных компонентов;

          стимулирование инновационной деятельности;

          поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;

          организационная поддержка пожеланий учителей участвовать в различных формах профессионального совершенствования, предлагаемых на региональном и муниципальном уровнях;

          регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и практики в рамках общешкольных тематических семинаров.

Стоит отметить, что в повышении квалификации нуждается и управленческий персонал. В современном мире руководитель должен обладать разнообразными управленческими знаниями и навыками: умением ставить цели, конкретизировать задачи, видеть стратегию развития организации и персонала, грамотно распределять ресурсы и т. д. Повышение квалификации управленческих кадров осуществляется по программам дополнительного образования (курсы), а также по программам высшего образования.

  1. Аттестация

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории [4].

Аттестация педагогических работников проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает решение о соответствии\ не соответствии работника или о присвоении\ отказе ему первой (высшей) квалификационной категории.

Аттестация важна не только для самих педагогических работников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, позволяет претендовать на повышение оплаты труда при присвоении более высокой квалификации), но также направлена на улучшение качества образования, обеспечивая соответствие квалификации педагогических кадров существующим педагогическим стандартам.

Заключение:

В статье представлен процесс формирования кадрового потенциала образовательной организации. Формирование кадрового потенциала состоит из следующих этапов: планирование потребности в кадрах, отбор кадров, адаптация кадров, повышение квалификации, аттестация. Реализация каждого из этапов требует управленческого участия руководства образовательной организации. Сознательно проводимая политика по созданию кадрового потенциала способствует формированию в образовательной организации команды профессионалов и дает организации конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.

 

Литература:

 

  1.    Кудрина М. В. Управление интеллектуальным потенциалом компании как элемент корпоративного управления//Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 22. Март 2010
  2.    Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3qWk223ae
  3.    «УГ Москва», № 05 от 4 февраля 2014 года Электронный ресурс//http://www.ug.ru/archive/54544

4.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " http://www.rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html

Основные термины (генерируются автоматически): кадровый потенциал, повышение квалификации, образовательная организация, отбор кадров, адаптация кадров, педагогический состав, основа оценки, квалификационная категория, высокая квалификация, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

кадровый потенциал, корпоративный потенциал, среднее образование.

Похожие статьи

Повышение квалификации для управленческих кадров

Основным параметром, определяющим ценность трудовых ресурсов, является квалификация персонала. Несоответствие требуемого уровня подготовки лежит в основе неудовлетворенности трудом, оплатой труда.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения сотрудников.

Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров

Мониторинг как средство оценки эффективности процесса...

Подготовка педагогических кадров в Германии в фокусе Болонского процесса. Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Развитие кадрового потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов является приоритетным направлением в системе управления качеством образования в коррекционной образовательной организации.

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Одним из таких продвижений и выступает процесс повышения квалификации трудового персонала [5, с.16]. Подсистема профессионально-квалификационного продвижения трудовых ресурсов как фактора успешного развития организации представляет собой...

Стажировка как эффективная модель формирования...

Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, штатный состав педагогических работников...

Особенности организации системы непрерывного повышения...

Исходя из вышесказанного, система непрерывного повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации может включать две подсистемы: внешнюю и внутреннюю...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Организация курсов повышения квалификации.

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Повышение квалификации для управленческих кадров

Основным параметром, определяющим ценность трудовых ресурсов, является квалификация персонала. Несоответствие требуемого уровня подготовки лежит в основе неудовлетворенности трудом, оплатой труда.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения сотрудников.

Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров

Мониторинг как средство оценки эффективности процесса...

Подготовка педагогических кадров в Германии в фокусе Болонского процесса. Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Управление персоналом в СМК в коррекционной школе-интернате

Развитие кадрового потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов является приоритетным направлением в системе управления качеством образования в коррекционной образовательной организации.

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Одним из таких продвижений и выступает процесс повышения квалификации трудового персонала [5, с.16]. Подсистема профессионально-квалификационного продвижения трудовых ресурсов как фактора успешного развития организации представляет собой...

Стажировка как эффективная модель формирования...

Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, штатный состав педагогических работников...

Особенности организации системы непрерывного повышения...

Исходя из вышесказанного, система непрерывного повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации может включать две подсистемы: внешнюю и внутреннюю...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Организация курсов повышения квалификации.

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос