Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1977 раз

Библиографическое описание:

Вишневская Н. М., Самаркина Н. Н. Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/archive/149/41600/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Ключевые слова: мониторинг, педагогическая диагностика, психологическая диагностика

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Оценивание качества образовательной деятельности направлено в первую очередь на оценивание созданных образовательным учреждением (далее — ОУ) условий, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и т. д.

ООП ДО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

− диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО;

− внутренняя оценка, самооценка ОУ;

− внешняя оценка ОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне ОУ система оценки качества реализации ООП ДО решает задачи:

− повышения качества реализации данной программы;

− реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП ДО;

− обеспечения объективной экспертизы деятельности ОУ в процессе оценки качества ООП ДО;

− задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого ОУ;

− создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования является оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ОУ.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ООП ДО, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП ДО, корректировки образовательного процесса, выбора вариативных образовательных программ и условий образовательной деятельности.

ОУ имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов.

Педагогическая диагностика.

Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач п. 3.2.3 ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года):

− индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

− оптимизировать работу с группой детей.

Мониторинг может проводится по диагностическим картам, предлагаемым авторами комплексных образовательных программ, выбранных ОУ, либо по самостоятельно разработанным образовательной организацией картам на основе целевых ориентиров, в которых представлен структурированный в таблицы диагностический материал по 5 образовательным областям.

Используемая система диагностики интегративна с точки зрения взаимодействия специалистов ОУ. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.

Выделенные в диагностические таблицы показатели развития основных (ключевых) компетенций ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс в группе детей / в ОУ.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса.

Для оперативного отслеживания уровня освоения детьми программного материала и оптимизации образовательного процесса дважды-трижды в год проводится диагностика педагогического процесса (входная (начало сентября), промежуточная (середина учебного года) и итоговая (конец мая) — для проведения сравнительного анализа).

Технология работы с диагностическими картами.

Каждая карта заполняется по параметрам определенной образовательной области. В диагностике используются общепринятые критерии развития детей (в каждой группе соответственно возрасту воспитанников) и уровневый подход к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей, в ОУ. Оценивание может проводиться по трехбалльной, либо пятибалльной системе.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для определения характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе по каждому параметру и по образовательной области в целом. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы в группах.

Этап 3. Общегрупповые показатели вносятся в единую сводную таблицу по всему ОУ. Это необходимо для прослеживания освоения ООП ДО, ее корректировки в дальнейшем, исходя из показаний освоения программы воспитанниками.

Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психодиагностическая работа проводится только специалистами (педагогом-психологом, психологом) как индивидуально, так и с группами воспитанников ОУ.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только ссогласия его родителей (законных представителей) на основании письменного разрешения.

Психологическая диагностика проводится в рамках оказания помощи участникам образовательного процесса (администрация, педагоги, дети, их родители). Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка позволяет оказать помощь педагогам по реализации в образовательно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированному специалистами регионального центра социопсихологических исследований — МБУ ДО «Центр «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА» г. о. Самара, в который вошли методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогами-психологами учреждений образования Самарской области (см. Письмо ГУО АСО от 22.07.1998 г. № 1515 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении»).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf, свободный.
  3. Бережнова О. В. и др. Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
  4. Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной деятельности, качества образовательной деятельности, оценки качества, образовательного процесса, дошкольного образования, Оценивание качества образовательной, деятельности ОУ, оценивания качества образовательной, педагогической диагностики, уровне ОУ, образовательной деятельности ОУ, основной образовательной, педагогического процесса, образовательной программе дошкольного, программе дошкольного образования, основной образовательной программе, Педагогическая диагностика, реализации ООП, экспертизы деятельности ОУ, оценки качества ООП.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос