Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Барсукова О. В., Цух Е. А. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13818/ (дата обращения: 21.11.2018).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей. Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей. Практическая реализация поставленных ФГОС ДО задач рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДУ). В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог сможет проектировать траекторию образовательной деятельности. Кроме того, стандарт подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог — родитель — ребенок» выступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей. Стандарт дошкольного образования поощряет гибкость и вариативность программ дошкольного образования, что позволяет реализовать такое сотрудничество, как в группах кратковременного пребывания, так и в других вариативных формах образования. Интеграционные тенденции в системе общественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка. Для этого педагогом-психологом дошкольного учреждения разрабатывается определенный алгоритм работы с семьей. Модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы, воспитатели, медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

научностьиспользование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность — организация системы работы со всеми участниками образовательных отношений; комплексностьсовместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательных отношений в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, логопеда, учителя-дефектолога, администрации и др.; открытость — последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДУ; технологичность — использование современных инновационных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Основными видами деятельности педагога-психолога является: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическая диагностика; психологическая коррекция и развитие; психологическое консультирование.

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключается в том, чтобы знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития детей, социальной ситуации развития, достичь понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском образовательном учреждении.

Профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать всю образовательную деятельность и, в частности, траекторию индивидуального развития каждого ребенка. Психологическая диагностика бывает индивидуальной и групповой. При индивидуальной диагностике педагог-психолог решает следующие задачи: изучение обращения к психологу, определение проблемных зон; формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического и личностного развития; разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимися. Групповая диагностическая работа направлена на изучение взаимоотношений в группах ДУ, анализ динамики развития детей, эффективности обучения по программе, развивающих и/или коррекционных мероприятий. К тому же психологическая диагностика активно используется педагогом-психологом и в группах кратковременного пребывания (ГКП) дошкольного образовательного учреждения. Диагностическая работа в ГКП направлена на выявление актуального уровня развития ребенка, отслеживание процесса его социальной адаптации, определение психологических причин трудностей детей при адаптации, выявление детских склонностей, способностей и индивидуальных психофизических особенностей, а также изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад). Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем развитии ребенка.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в образовательной организации благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению нарушений в физическом и психологическом развитии детей. Практика показывает, что основной запрос в этой сфере ориентирован на работу по снижению стресса и уровня тревожности, профилактику формирования невротических реакций, развитие адаптационных возможностей каждого ребенка. Наиболее важным периодом для применения совокупности профилактических мер — это период первичной адаптации ребенка к условиям ДО, то есть первые две недели посещения образовательного учреждения.

Анализ педагогической и психологической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего дошкольного возраста является период адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат — адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативные — стрессовые реакции. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому организация психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей в период их первичного посещения образовательного учреждения позволяет решить проблему социальной адаптации ребенка посредством мягкого и эмоционального вовлечения в интересную игру, не нарушая его психологической привязанности к семье.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) проводится по вопросам воспитания, развития и социальных взаимодействий. Эффективность психолого-педагогического сопровождения также значительно повышает ежедневное взаимодействие с родителями в форме общения «вопрос — ответ», которое подразумевает короткую беседу с родителями о прошедшем дне, самочувствии ребенка, его успехах и возможных мерах, корректирующих процесс его адаптации к группе. Психологическое консультирование так же направлено на информирование всех участников образовательных отношений по вопросам, связанным с особенностями личностного и эмоционального развития детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из основных направлений работы дошкольной образовательной организации, предполагает актуальность и востребованность деятельности педагогов-психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность, кратковременное пребывание, индивидуальное развитие, дошкольное образовательное учреждение, дошкольная образовательная организация.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного

детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, период адаптации, малыш, сторона родителей, группа, игровая деятельность...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Этапы психолого-педагогического сопровождения...

ранний возраст, дошкольное образование, ребенок, кратковременное пребывание, этап, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая диагностика, ранний дошкольный возраст...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, педагогическое сопровождение развития ребенка, образовательная деятельность, сопровождение... К проблеме психолого-педагогического...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного

детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, период адаптации, малыш, сторона родителей, группа, игровая деятельность...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Этапы психолого-педагогического сопровождения...

ранний возраст, дошкольное образование, ребенок, кратковременное пребывание, этап, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая диагностика, ранний дошкольный возраст...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, педагогическое сопровождение развития ребенка, образовательная деятельность, сопровождение... К проблеме психолого-педагогического...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Задать вопрос