Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Гайнанова Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 688-689. — URL https://moluch.ru/archive/110/26841/ (дата обращения: 22.10.2018).



Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.

Целью программы являлось создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Задачи программы выступали:

  1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

Основу практической работы составляло взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МКДОУ детский сад «Солнышко» п. жд. ст. Невельская, Тайшетского района, Иркутской области.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной, а также подходы к организации работы с детьми раннего возраста, представленные в работах К. Л. Печоры, Е. О. Смирновой, О. Л. Трофимовой [1,2,3,4].

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели использовали разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества, формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Организация процесса адаптации включала следующие этапы:

Первый этап — подготовка родителей и воспитателей ребенка к условиям детского сада. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.

Второй этап — посещение родителей с ребенком группы детского сада.

Важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации — помочь ребенку в создании положительного образа воспитателя. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2–3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

Третий этап — постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов:

 Первый период: «мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

 Второй период: «я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно ребенок начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.

 Третий период: «иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.

 Четвертый период: «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда ребенок соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Задачами воспитания в доадаптационный период являлись:

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

 организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

 формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

 обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

 воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

  1. Закладывать основы будущей личности:

 воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

 закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

 закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

В ходе психолого-педагогического сопровождения реализовывались следующие условия, содействующие адаптации детей к ДОУ: учет психологических особенностей адаптации детей;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей.

Результаты оценки эффективности проведенной работы показали положительную динамику в степени адаптации детей: детей с низким уровнем адаптации выявлено не было.

Таким образом, результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что учет психологических особенностей адаптации детей к новому социальному окружению;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей в период адаптации детей к пребыванию в ДОУ способствуют успешной адаптации детей.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: «Учитель», 2006. — 236 с.
  2. Печора, К.Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — Москва.: Владос, 2007. — 176 с.
  3. Смирнова, Е. О. Психологическая служба раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 1.- С.23–26.
  4. Трофимова, О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.) [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка. — М.: Буки-Веди, 2012. -142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, детский сад, группа, дошкольное образовательное учреждение, мама, благоприятная атмосфера, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая особенность адаптации детей, своевременная коррекционно-развивающая работа.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение, адаптация ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником [5]. (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение, адаптация ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником [5]. (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение, адаптация ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником [5]. (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение, адаптация ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником [5]. (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Задать вопрос