Частная школа школы — это не просто платное образовательное учреждение, в котором дети учатся, а родители вынуждены вкладывать в это деньги. Это учреждение, в котором проводится большой объем воспитательной образовательной работы, направленный на подготовку будущего нашей страны.
Платные образовательные учреждения более ориентированы на то, чтобы создать комфортные условия для своих обучающихся. В том числе это проявляется в специфике российских частных школ, заключающейся в стремлении создавать классы с меньшей наполняемостью, чем в большинстве стран мира. В среднем по странам ОЭСР наполняемость классов в частных школах ниже, чем в государственных, буквально на 1 человека (Фрумин И. Д., Поляруш П. П., 2008). Для России этот разрыв составляет 7 учеников как для начальной, так и для основной школы (Духанина Л. Н., 2019).
Л. Н. Духанина, Т. А. Мерцалова и др. в аналитическом докладе о состоянии и тенденциях развития частных школ в Российской Федерации отмечают, что, в соответствии с оценкой руководства частных школ в России, большинство современных родителей, в первую очередь, ожидают от платной системы образования индивидуального подхода к каждому ребенку, более комфортных условий для обучения, и более высокого качества образования. По их мнению, основная часть существующих сегодня в России частных школ ориентирована на любых детей, но больше они необходимы детям, которые испытывают трудности с адаптацией в обычных школах (это отмечают 70 % опрошенных) (Духанина Л. Н., 2019). По мнению авторов, усилия, которые прилагаются педагогическим составом частных школ, создавая комфортные условия для обучающихся, нашли отражение в более высоком уровне удовлетворенности родителей школьников (Рогозина Т. В., Щур Т. А., 2014).
Проблемы социально-психологической адаптации исследовались многими учеными. Адаптация в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический (Хрипкова А. Г., 2012). Различные аспекты исследования адаптационных процессов нашли широкое освещение в научной литературе.
В. Г. Казанская считает, что социальную адаптацию нужно рассматривать в контексте духовных необходимостей, ценностей личности и социализации как средства усвоения общепризнанных мер общественной жизни (Казанская В. Г., 2011). Образование содействует развитию духовных сил, способность справиться в жизненном многообразии. Образовательное учреждение помогает воспитаннику равномерно осуществлять собственный созидательный потенциал и готовит к зрелой жизни, творит условия для общественного просвещения и самообразования. Р. С. Немовым социальная адаптация определяется в качестве процесса и результата усвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения (Немов Р. С., 2017).
Н. Г. Травникова рассматривает процесс психологической, адаптации как сложный многоуровневый процесс взаимодействия личности и среды, обеспечивающий реализацию целенаправленного поведения, организацию микросоциального взаимодействия при сохранении психоэмоциональной стабильности и личностного комфорта. Объективными и субъективными показателями адаптации к обучению в школе она считает следующие параметры: успешность деятельности (учебная успешность и популярность в группе); степень усвоения и принятия норм (нормативность, дисциплинированность); показатели психического здоровья (отсутствия невротизации, тревожности и эмоциональной неустойчивости); удовлетворенность различными сторонами своей деятельности, своей жизнью в целом и собой (самооценка) (Травникова Н. Г., 1999).
В рамках написания данной статьи нами было проведено исследование условий проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды на базе частной школы НП ДВОК «Пенаты», г Москва, и Средней общеобразовательной школы № 16, г. Пушкино. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 12 лет, в количестве 50 человек — по 25 учащихся каждой школы.
В ходе исследования нами были использованы методики для выявления уровня тревожности (тест школьной тревожности Филлипса) и уровня самооценки школьников (тест «Мой уровень самооценки»).
По результатам теста школьной тревожности Филлипса были получены следующие данные: низкий уровень общей тревожности в школе выявлен у 10 испытуемых (37 %) СОШ № 16, и 14 испытуемых (52 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень показали 8 подростков (30 %) СОШ № 16, и 11 испытуемых (41 %) НП ДВОК «Пенаты». Высоким уровнем тревожности обладают 9 человек (33 %) СОШ № 16, и 2 испытуемых (8 %) НП ДВОК «Пенаты».
Низкий уровень переживания социального стресса, а именно эмоционального состояния подростка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, в первую очередь всего со сверстниками, показали 3 испытуемых (11 %) СОШ № 16, и 6 испытуемых (22 %) НП ДВОК «Пенаты». средний уровень выявлен у 11 школьников (41 %) СОШ № 16, и 21 испытуемых (78 %) НП ДВОК «Пенаты». Высокий уровень переживания социального стресса выявлен у 13 испытуемых (48 %) СОШ № 16. У обучающихся НП ДВОК «Пенаты» высокого уровня по этому показателю не выявлено.
Низкий уровень показателя фрустрации потребности в достижении успеха, т. е. существующего неблагоприятного психологического фона, который не позволяет школьнику удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д., выявлен у 7 школьников (26 %) СОШ № 16, и 21 испытуемых (78 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень выявлен у 13 подростков (48 %) СОШ № 16, и 5 обучающихся (19 %) НП ДВОК «Пенаты». Высоким уровнем обладают 7 испытуемых (26 %) СОШ № 16, и 1 подросток (3 %) НП ДВОК «Пенаты».
По показателю страха самовыражения, т. е. негативного эмоционального переживания ситуаций, когда необходимо раскрыться, предъявить себя другим, продемонстрировать свои возможности: низким уровнем обладают 14 школьников (52 %) СОШ № 16, и 21 испытуемых (78 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень показали 9 подростков (33 %) СОШ № 16, и 5 испытуемых (19 %) НП ДВОК «Пенаты». Высокий уровень по этому показателю выявлен у 4 испытуемых (15 %) СОШ № 16, и 1 обучающегося (3 %) НП ДВОК «Пенаты».
Низкий уровень страха ситуации проверки знаний, а именно негативного отношения и переживания тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, выявлен у — 8 испытуемых (30 %) СОШ № 16, и 21 испытуемых (78 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень показали 13 школьников (48 %) СОШ № 16, и 5 испытуемых (19 %) НП ДВОК «Пенаты». Высокий уровень выявлен у 6 школьников (22 %), и 1 обучающегося (3 %) НП ДВОК «Пенаты».
По показателю страха не соответствовать ожиданиям окружающих, т. е. ориентации на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидания негативных оценок низким уровнем обладают 11 обучающихся (41 %) СОШ № 16, и 14 испытуемых (52 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень выявлен у 12 испытуемых (44 %) СОШ № 16, и 11 испытуемых (41 %) НП ДВОК «Пенаты». Высокий уровень по этому показателю — у 4 участников исследования (15 %) СОШ № 16, и 2 испытуемых (8 %) НП ДВОК «Пенаты».
По показателю низкой физиологической сопротивляемости стрессу, т. е. наличию особенностей психофизиологической организации, снижающих приспособляемость подростка к ситуациям стрессогенного характера, повышающих вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, низкий уровень показали 10 испытуемых (37 %) СОШ № 16, и 15 испытуемых (56 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень выявлен у 12 подростков (44 %) СОШ № 16, и 11 испытуемых (41 %) НП ДВОК «Пенаты». Высокий — у 5 обучающихся (18 %) СОШ № 16, и 1 обучающегося (3 %) НП ДВОК «Пенаты».
Низкий уровень проблем и страхов в отношениях с учителями, а именно общего негативного эмоционального фона отношений со взрослыми в школе, снижающего успешность обучения выявлен у 8 подростков (30 %) СОШ № 16, и 16 испытуемых (59 %) НП ДВОК «Пенаты». Средний уровень показали 16 испытуемых (59 %) СОШ № 16, и 11 испытуемых (41 %) НП ДВОК «Пенаты». Высоким уровнем этого показателя обладают 3 подростка (11 %) СОШ № 16. У обучающихся НП ДВОК «Пенаты» высокого уровня по этому показателю не выявлено.
По результатам тестирования можно увидеть, что у обучающихся НП ДВОК «Пенаты» показатели школьной тревожности, влияющей на процесс социально-психологической адаптации обучающихся выражены в гораздо меньшей степени, чем у обучающихся СОШ № 16. Это объясняется тем, что в условиях частной школы проводится большой объем психолого-педагогической работы с обучающимися, направленный на социально-психологическую адаптацию, созданы комфортные условия обучения.
Литература:
- Духанина, Л. Н. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад / Л. Н. Духанина, Т. А. Мерцалова, А. А. Беликов, Р. В. Горбовский, С. И. Заир-Бек, Ю. А. Матюненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 80 с.
- Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2011. — 52 с.
- Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2017. — 243 с.
- Рогозина.ю Т. В. Опыт частных школ для развития перспективных практик / Т. В. Рогозина, Т. А. Щур // Вопросы образования. — 2014. — № 2. — С. 132–151.
- Травникова, Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома / Н. Г. Травникова. Дисс... к.псих.н. — СПб., 1999. — 230 с.
- Фрумин, И. Д. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта / И. Д. Фрумин, П. П. Поляруш // Вопросы образования. — 2008. — № 2. — С. 73 − 107.
- Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Просвещение, 2012. — 319 с.