Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с трудностями адаптационного периода.
Основные проблемы социализации младшего школьника в первые месяцы посещения школы можно обозначить как трудности социально-психологической адаптации ребенка к требованиям обучения в школе.
В широком смысле «школьная адаптация» — «это приспособление ребенке к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности» [5, с.4]. При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.
Над проблемой социальной адаптации работали многие известные психологи и педагоги, такие как Э. Тоффлер, У. Томас, А.Знанецкий, Г. Селье, Ю. А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже, А. А. Налчаджян, Т. А. Немчин и др.
По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. [3].
Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом [Я. Л. Коломинский].
Критериями определения уровня социальной адаптации первоклассника можно считать:
‒ Усвоение новой социальной роли. Происходит осознание себя как школьника. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [4, с. 114].
‒ Мотивация деятельности и поведения. Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. Некоторые дети хотят заслужить хорошую оценку, похвалу учителя или родителей, другие — стать взрослее, третьи — потому что мама заставляет.
‒ Уровень развития коммуникативных качеств. Это умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей, просьбы учителя; умение самому предлагать и объяснять.
‒ Способность к работе в коллективе. Этот критерий во многом определяет посещал ли ребенок дошкольное учреждение или нет. Ведь у большинства детсадовских детей уже сформирована способность работать в коллективе.
‒ Уровень самооценки первоклассника. К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя.
В соответствии с данными критериями был подобран пакет диагностических методик для определения уровня социальной адаптации первоклассника:
- Методика определение сформированности «Внутренней позиции школьника» Н. И. Гуткиной.
Методика состоит из семи вопросов, с уточняющими подвопросами, беседа с ребенком проводится индивидуально. Помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.Методика состоит из семи вопросов, с уточняющими подвопросами, беседа с ребенком проводится индивидуально.
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой отражает отношение детей к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Форма работы — индивидуальная.
- Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).Каждой паре детей предоставляется
изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. Ребята должны украсить рукавички, чтобы получилась пара, для этого они должны обдумать и обсудить варианты узора.
- Методика «Ковёр» (Р.Овчарова). Позволяет изучить уровень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур). Методика предназначена для изучения самооценки первоклассника и измеряет уровень ее адекватности, проводится индивидуально.
Диагностика проводилась на 22 первоклассниках (9 девочек и 13 мальчиков).
Показатели определения сформированности внутренней позиции школьника следующие. У 18 % детей позиция школьника не сформирована, это означает, что ребенок не осознает целей и важности учения. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Познавательная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — преимущественно игровая. У 41 % детей позиция школьника сформирована средне, т. е. ребенок ходит в школу с установкой «Надо учиться!», не понимая цели учения. Таким образом у большей половины класса позиция школьника либо не сформирована вовсе либо сформирована не полностью.
«Анкета школьной мотивации» показала следующие результаты. У 4,5 % детей наблюдается несформированность отношения к себе как к школьнику (низкий уровень мотивации) и у такого же количества негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Преобладает средний уровень мотивации — у 41 % первоклассников, что характеризует успешное овладение учебной деятельностью.
Уровень сформированности коммуникативных действий определяли с помощью известной методики Г. А. Цукермана «Рукавички». Наблюдение и качественный анализ показал, что преобладает высокий уровень сформированности коммуникативных действий — 64 % детей. Дети с азартом обсуждали варианты узора и цветового выбора относительно раскрашивания рукавичек. Пары получались одинаковые с минимальными отличиями. Однако не малый показатель свидетельствовал о среднем — 27 % и вовсе низком — 9 % уровне сформированности коммуникативных навыков. Это значит, что дети не могли прийти к общему решению или вовсе не слышали мнение напарника.
Показатели диагностики по методике «Ковёр» свидетельствуют о том, что 50 % детей с трудностью работаю в группе. При наблюдении было видно, что некоторые дети вовсе не принимали участие в украшении ковра, вели себя отрешенно и без интереса, делали только то, что им говорили, либо же вовсе не принимали в этом участие.
Уровень самооценки первоклассника помогла определить методика «Лесенка» В. Г. Щур. У 50 % детей наблюдается адекватная самооценка, обдумывая выполняли задание, аргументируя действие реальными событиями. Однако так же у 50 % детей наблюдалась завышенная или заниженная самооценка, в единичных случаях даже неадекватно завышенная самооценка. При наблюдении замечалось, что дети с неадекватно завышенной самооценкой брали на себя роль «главного» при работе с заданием «Ковёр», а дети с заниженной самооценкой наоборот не проявляли к работе должного интереса.
Объединив полученные показатели по всем проведенным диагностическим методикам можно сделать общий вывод об уровне социальной адаптации первоклассников, для удобства отобразим его в таблице.
Таблица 1
Уровень социальной адаптации |
Показатели (%) |
Высокий |
46 % |
Средний |
36 % |
Низкий |
18 % |
Из данных приведенных выше видно, что 54 % первоклассников (12 из 22 человек), имеют трудности с социальной адаптацией.
Причинами этого явления может служить ряд условий: изменение режима жизнедеятельности ребенка; специфика отношений с учителем; новые требования в семье, члены которой начинают серьезнее относиться к ребенку, к его деятельности в школе; функциональная готовность к обучению в школе; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль отношения к детям учителя; неполная семья и конечно не маловажным является посещал ребенок детский сад или нет.
Таким образом, первоклассники испытывают проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности. Л. П. Баданина, говорит о том, что в формировании взаимоотношений и продуктивной деятельности между детьми, а также самого отношения к школе и педагогическому коллективу, важную роль, на этапе социальной адаптации к школе, играет не только школьный педагогический коллектив, но и родители первоклашек.
Так как каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают социальную адаптацию.
Литература:
- Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. — № 6. — С. 37–45.
- Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с.
- Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — N 4. — С. 70–74.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 360с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова — М.: Просвещение, 1991. — 303с.
- Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа — 2008. — N 8. — С. 15–19.