Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Связь уровня притязаний школьников с их социально-адаптационным потенциалом и сознанием

Научный руководитель
Психология
30.11.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается уровень притязаний личности, который является ключевым регуляторным образованием, лежащим в основе целеполагания и самооценки школьника-подростка, а также оказывающим непосредственное влияние на успешность его социально-психологической адаптации и интеграции в общественную жизнь.
Библиографическое описание
Тулупникова, Ю. М. Связь уровня притязаний школьников с их социально-адаптационным потенциалом и сознанием / Ю. М. Тулупникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130708.


В работе исследуется взаимосвязь уровня притязаний и социально-психологической адаптации у школьников-подростков. Подчеркивается, что адекватный уровень притязаний выступает важным регулятором социального поведения и способствует успешной интеграции в общество. С помощью методик Дембо-Рубинштейн и опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда был проведен констатирующий эксперимент. Корреляционный анализ (коэффициент Спирмена) выявил достоверную положительную связь (rs=0,39) между уровнем притязаний и эмоциональным комфортом, что подтверждает влияние личностных устремлений на эмоциональное благополучие в процессе адаптации. Полученные результаты обосновывают необходимость разработки психолого-педагогических программ, направленных на формирование оптимального уровня притязаний для оптимизации социально-адаптационного потенциала подростков.

Исследование связи между уровнем притязаний и социальной адаптации у учащихся общеобразовательных учреждений представляет собой актуальное поле научных изысканий для психолого-педагогической науки, что продиктовано условиями современной жизни — возрастающей конкуренцией во всех сферах жизнедеятельности и требованиями ФГОС, согласно которым, школа должна выпускать не просто образованного, но и социально адаптированного человека.

Целью нашего исследования стало изучение связи уровня притязаний школьников подросткового возраста с их социально-адаптационным потенциалом.

Психодиагностический инструмент для проведения представлен методикой изучения самооценки качеств личности Дембо-С. Рубинштейн (методика диагностики самооценки и притязаний личности) и тест-опросником К. Роджерса — Р. Даймонда (методика диагностики социально-психологической адаптации, адаптированный подростковый вариант Т. В. Снегиревой).

Подростковый возраст представляет собой сложный период интенсивных физиологических и психологических изменений. Успешная социально-психологическая адаптация подростка во многом определяется его способностью справиться с этим кризисным периодом.

Ключевым фактором успешной адаптации является поддержка со стороны значимых взрослых и равноценных взаимоотношений со сверстниками, способствующих формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к миру.

В исследовании принимали участие 30 школьников 14–15 лет, являющиеся выпускниками девятых классов.

Исследуемые нами школьники выпускных классов показали средние результаты самооценки и притязаний, а именно уровень притязаний (82,8 балла) попадает в диапазон 75–89 баллов, который характеризуется как оптимальный уровень. Это говорит о том, что школьники в целом адекватно оценивают свои возможности и ставят перед собой достижимые, но амбициозные цели. В целом, средние результаты группы школьников по методике Дембо-Рубинштейн свидетельствуют о благоприятной картине личностного развития подростков.

Воспользовавшись «Шкалой социально-психологической адаптированности (шкала СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонда, мы получили следующие, несколько противоречивые, результаты.

Показатели адаптивности (97,86) и дезадаптивности (85,1) находятся в зонах неопределенности, что само по себе не дает четкого ответа. Однако, близость значений указывает на равновесие между адаптивными и дезадаптивными механизмами. Это не свидетельствует о выраженной проблеме, но требует внимательного рассмотрения отдельных составляющих адаптации.

Значения таких параметров, как самопринятие и непринятие себя (31,03 и 20,66), находятся в зоне неопределенности, но более высокий балл самопринятия по сравнению с непринятием себя свидетельствует о положительной самооценке. Несмотря на неопределенность, преобладание самопринятия — это хороший признак в исследуемой возрастной категории.

Высокий уровень стремления к доминированию, сочетающийся с относительно высоким уровнем ведомости (7,86 и 18,16) может указывать на внутренний конфликт. Подростки могут стремиться к лидерству, но одновременно испытывать неуверенность в своих силах или боязнь ответственности.

Следующим шагом в процессе исследовательской работы стало обращение к вопросу: существует ли достоверная прямая взаимосвязь между уровнем притязаний школьников выпускных классов и их уровнем социальной адаптации?

Для этого квантифицированные данные психологического тестового обследования испытуемых мы подвергли корреляционному анализу с помощью непараметрической статистики, в частности критерия ранговой корреляции Ч. Спирмена — rs.

Результаты демонстрируют наличие лишь одной статистически значимой связи между исследуемыми переменными: уровнем притязаний и эмоциональным комфортом как составляющей социально-психологической адаптации школьников-подростков. Коэффициент корреляции Ч. Э. Спирмена, равный 0.39, указывает на прямую умеренную связь: более высокий уровень притязаний сопряжен с более высоким уровнем эмоционального комфорта. Подростки с высокими притязаниями, как правило, более мотивированы к достижению своих целей.

Высокий уровень притязаний может быть связан с более адекватной самооценкой. Понимание своих возможностей и умение ставить перед собой реалистичные, но амбициозные цели способствует формированию здорового отношения к себе и окружающему миру.

Однако важно отметить, что корреляция не равна причинно-следственной связи. Полученные данные не позволяют утверждать однозначно, что реалистичный уровень притязаний оказывает влияние на повышение эмоционального комфорта. Вполне возможно существование третьей переменной, которая влияет на обе характеристики. Например, поддержка со стороны семьи и друзей, благоприятная атмосфера в школе или наличие развитых навыков саморегуляции могут одновременно способствовать и более высоким притязаниям, и более высокому уровню эмоционального комфорта.

Отсутствие статистически значимых корреляций между самооценкой, уровнем притязаний и другими аспектами социально-психологической адаптации может еще раз подчеркивать наличие других более значимых факторов, не учтенных в настоящем исследовании, что требует дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов [Текст] / Т. П. Авдулова. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 394 с.
  2. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография [Текст] / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 180 с.
  3. Жмуров, В. А. Большой толковый словарь терминов психиатрии [Текст] / В. А. Жмуров. — Издательство: Джангар, 2010. — 864 с.
  4. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата [Текст] / С. В. Молчанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 352 с.
  5. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии [Текст] / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
  6. Никольский, А. В. Психология здоровья. Специфика и пределы адаптивности человека: учебник для вузов [Текст] / А. В. Никольский. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 300 с.
  7. Савенков, А. И. Психология воспитания учебник для вузов [Текст] / А. И. Савенков. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 154 с.
  8. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов [Текст] / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 446 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 419-421):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 419-421стр. 433
Похожие статьи
Социально-психологическая адаптация младших подростков
Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде
Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков
Взаимосвязь акцентуаций характера подростков с уровнем их социально-психологической адаптации
Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения
Феномен одаренности детей школьного возраста в работе психолога
Психологическое обследование учащихся 10-го класса в условиях общеобразовательной школы
Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка
Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения
Особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости

Молодой учёный