Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.07.2019

Статья просмотрена: 3774 раза

Библиографическое описание:

Хагундокова, Ж. В. Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Ж. В. Хагундокова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4367/ (дата обращения: 21.11.2024).



Сюжетно-ролевая игра есть ведущая деятельность детей дошкольного возраста, она несёт важнейшее значение в формировании личности ребенка, его развитии, а также для успешной подготовки к первому классу. Игра очень значима для педагогической коррекции. Игра, являющаяся основным видом деятельности 3–5 лет, занимает основное место в содержании их жизни.

«Игра — это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, в играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника» [12, C.154]

Игра, вот самое главное, что составляет основу деятельности любого детского коллектива. Манипулирование с предметами характерно для детей, находящихся на ранней ступени развития. Манипуляции с предметами постепенно заменяются простой, несложной сюжетной игрой, впервые появляется новый вид игры, где ребёнок берёт на себя определённую роль. Игра ребёнка есть отражение жизни их родных, близких, просто знакомых им людей. Схематично они копируют своих знакомых в игровых действиях, в сюжете игры.

В этом возрасте дети начинают использовать предметы в игре, но только условно, что является первым свидетельством проявлениях воображения, которое и становится опорой для возникновения ролевых игр.

Лишить ребёнка занимательной, весёлой игры, значит затормозить его развитие.

Когда ребёнок достигает возраста 3-х лет главные его слова «Я сам!». Начинает проявляться детская настойчивость и упрямство. Вместе с тем они учатся общаться, словарный запас растёт, в речи появляются прилагательные, появляется способность к описанию предметов и игрушек.

В этот момент взрослым необходимо, использовать свои знания и грамотно подбирать игры, которые будут развивать детей. Игры, которые увлекут детей, станут для них интересными и познавательными. Во второй младшей группе детского сада начинается формирование элементарных математических представлений. Детям предлагаются задания на развитие логического мышление. Перед взрослыми встает задача правильно совместить игры, построить систему. Это не простая задача, которую должны совместно решать сотрудники дошкольного образовательного учреждения и родители. То, что было сделано в детском саду, необходимо продолжать и закреплять дома.

«Чтобы ребенок был всесторонне развит, необходимо использовать одновременно несколько типов игр, влияющих на работу различных частей мозга» [12, C.176]. Для маленьких детей свойственно начинать свою игру спонтанно, не обдумывать её содержание и не определять цель игры. Картина меняется к концу третьего началу четвёртого года жизни. У младших дошкольников становятся способными к выбору тематики игры, они уже могут ставить определённые цели.

В игре детей 3–4 лет появляются роли. Они начинают условно использовать предметы в условном изображении действий. Это является качественно новым достижением ребёнка, благодаря чему, при внимательном отношении педагога, игра становиться способом становления личности маленького человека. В этот важный момент именно от профессионализма педагога зависит воспитательная составляющая игры. Здесь важным моментом становится знание детской психологии, возрастных и индивидуальных способностей, высокая культура отношений с ребенком, знание методики, организация и проведении игр.

Хорошо организованная игра помогает ребёнку проявить себя среди других детей, воспитывает в нем чувство товарищества, дружелюбие, умение договариваться.

Воспитатель должен научить воспитанников принимать на себя роль в игре. Что бы цель была достигнута наилучшим способом создаётся игровая среда. В течении игровой ситуации учит каждого ребёнка эмоционально отзываться, на действия товарищей по игре, роль которых связана с его ролью по смыслу. Так же необходимо научить ребёнка менять своё ролевое поведение, если это необходимо по ходу игры и в зависимости от ролей своих партнёров. Такое умение необходимо ребёнку, так как сюжет игры может меняться и развиваться, в игру включаются новые роли. «Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли» [14, C.178].

«Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Если ребенок играет самостоятельно, то обычно берет на себя более привлекательную основную роль, а действия его пока направлены на партнера-игрушку».

«Игра для детей младшего дошкольного возраста является важной составляющей развития. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Воспитателям следует не только акцентировать внимание на организацию и проведение игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх» [54, C.165]

«Семья» — одна из самых распространённых игр у дошкольников. Воспитатели разыгрывают с детьми различные сюжеты из семейной жизни. Здесь можно использовать разнообразный игровой материал: игрушечную мебель, посуды, игрушечные овощи и фрукты, разнообразные виды транспорта. Темы могут быть самые разнообразные: семья едет в путешествие, день рождения, семья едет в цирк, на дачу и т. д.

Для любого ребёнка полноценное общение с родителями залог гармоничной и здоровой жизнедеятельности ребёнка. Поэтому совместная игра родителей со своими детьми есть необходимое условие для дальнейшего развития дошкольников. Ничто не сближает ребёнка и родителя так близко, как совместно проведённое время в игре. Такое общение принесёт ребёнку хорошее настроение, удовольствие, укрепит его здоровье.

Во что можно играть дома?

Прежде чем начать игру следует спрашивать детей: «В какую игру вы хотите поиграть? Кем ты собираешься быть в этой игре? Какие игрушке вам будут нужны? Хотите вы что-то построить? Кто придёт к вам в гости? Что будите делать?» Задавая такие вопросы, взрослый помогает детям обдумать предстоящую игру. Игра с куклами, может быть не только увлекательной, но и полезной для развития моторики рук (одевание кукол). Для них можно готовить обед, сделать красивую комнатку, лечить и устраивать кукле день рождения. Играя в животных, подражая звукам животных можно значительно улучшить речь ребёнка. В этом помогут фигурки животных, разнообразные лото с картинками животных, игра «Кто, где живёт». Кроме развития речевого аппарата, ваш дошкольник познакомиться с разнообразием животного мира. Дома ребёнок с удовольствием поиграет с вами в доктора. «Набор маленького доктора» поможет ребёнку познакомиться с профессией врача, изучить тело, познакомит с такими предметами как градусник, фонендоскоп др. Зарядка для вашего малыша станет весёлой и увлекательной, если вы разнообразите её весёлой музыкой или используете забавные стихи. Такая зарядка будет прекрасным закаливанием и приучит ребёнка к здоровому образу жизни в 3–4 года, когда дети впитывают огромное количество разнообразной информации. И очень важно, чтобы взрослые дали детям как можно больше необходимой, важной, нужной информации. Помочь родителям заложить «хороший фундамент» для своего ребёнка, безусловно, поможет игра. Только серьёзное отношение к игре поможет достичь успеха. Игры, должны быть разнообразными, соответствовать возрасту, их надо уметь комбинировать, придумывать сюжеты для игр совместно с детьми.

Для этого необходимо:

– беседовать о культуре общения, правилах поведения дома, в театре, музее, в гостях, на улице, дома, и т. п.).

– придумывать совместно с детьми новые игровые ситуации, разыгрывать знакомые сюжеты, быть самому активным участием игры, проявлять искрений интерес в совместной с ребёнком игре;

– развивать фантазию ребёнка, придумывая вместе с ним словесные игры, новые сюжеты с придуманными и известными героями;

– содействовать тому, чтобы дети умели поддерживать игровую идею своих товарищей по игре, сами могли предложить или разнообразить сюжет;

– активно использовать игры во время проведения детских дней рождений, утренников и праздников;

– поддерживать игровой замысел ребёнка, воздерживаться от критики.

– одобрять и поддерживать желание детей привлекать товарищей для совместных игр;

– побуждать детей сочинять сказки, пробуждать в них творческое воображение, способность придумывать разнообразные истории о себе и своих знакомых.

Дети 3–4-х лет уже проявляют большую самостоятельность в игре. Тем не менее, их игры однообразны, зачастую примитивны. Ситуация меняется в лучшую сторону, если воспитатель руководит детьми. Поэтому педагоги должны подсказывать новые игры, вызывать воспоминания, помогаем воспроизвести какое-либо действие, ранее виденное ребенком, своим вопросом направляем детей на усложнение начатой роли.

В младшей группе в основном педагоги прямо организуют игру, принимают в ней непосредственное участие, и этим влияют на детей, помогают следовать намеченному сюжету, учат договариваться с другими участниками игры, приучают аккуратно пользоваться игрушками. Организуя так игру, педагог хорошо находит контакт с воспитанниками.

Подготовка атрибутов для игры поможет ребятам проявить свою активность и воспитать в них самостоятельность. Задача педагога вовлечь в этот процесс детей, сделать его для них увлекательным. Допустим, дошкольники захотели поиграть в «день рождения куклы Наташи», воспитатели предлагают приготовить для куклы угощение. Педагоги показывают детям, как для этого можно использовать пластилин или игрушки — заместители (из пластилина можно сделать пирожное, для изготовления конфет можно использовать салфетки и фантики). Продолжая развивать сюжетную линию, предлагают нарисовать рисунки для именинницы. Творчество вносит разнообразие в игру, делает её более содержательной и интересной.

Внесение новой игрушки используется педагогом для разнообразия игровых ситуаций. Здесь уже педагог активно руководит процессом сам.

Такой игрушкой может быть, например большая красивая кукла, игрушка зайчика или мишки. Хорошие действие имеют дидактические игры с использованием кукол: содержание игры становиться более разнообразным и интересным, т. к. представления детей становятся более четкими.

В связи с вышесказанным, мы полагаем, что становление игровых навыков и их развитие во многом зависит от обучения детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) игре, от формирования целостной картины мира, от освоения ребенком предметных действий, овладения речью.

Педагоги дошкольного образования имеют возможность использовать следующие варианта становления сюжетных игр:

– через развитие игр, возникающих у отдельных детей;

– через игры-занятия, предложенные воспитателем.

Любая игра — занятие должна иметь программное содержание, которое будет содержать в себе последовательные игровые действия. В последующую игру-занятие целесообразно добавлять небольшое новое содержание. Периодическое повторение также необходимо для, усвоения уже знакомого. Участие в этих играх — занятиях увлекательно для детей. Действия и содержание игр доступны для детского понимания, они привлекательны тем, что ребята используют здесь свои любимые игрушки.

В младшей группе воспитатели активно работают с детьми, продолжая использовать для игр такие сюжеты, как «День рождения», «Дочки –матери» «Строители», «Доктор Айболит», «Автобус», «Магазин продуктов», «Моряки», «Путешественники», «Больница для лесных зверят». Девочки и мальчики с удовольствием играют в «Семью». Именно в семье ребёнок получает свои первые впечатления обо всём, начинает черпать свои знания об окружающем мире, его богатстве и многообразии. Самые близкие и родные люди — это мама, папа, бабушка, дедушка. Именно они становятся образцом для подражания. Взаимоотношения в семье, события, которые там происходят, становятся сюжетом для детской игры. Именно в семье ребенок познает реальный мир. Любовь к маме и папе вызывает в нём желание стать «такой, как мама», быть «похожим на папу».

Для достижения высоких результатов в развитии игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, педагогам необходимо составлять перспективный план работы на год. Цель такого планирования — повышение уровня содержания игры, обеспечение развития игры. Необходимо укомплектовать группу игрушками, расположить их в тематических уголках, расположенных в игровых зонах для девочек и мальчиков.

В сентябре — октябре их может быть не так много: постельное белье для кукол, посуда, кукольная мебель. Периодически в уголки добавляются новые игрушки и атрибуты. Игры с куклами воспитывают в детях заботливое отношение к другим людям, доброту, жалость, сочувствие, нежность. В этот период полезно проводить игры на тему: «Машенькин праздник», «Купание куклы Кати», «Арина заболела» и другие. Сначала такие сюжеты дети разыгрывают самостоятельно, но постепенно они начинают играть вместе. Чтобы углубить интерес детей к этой игре, педагоги предлагают рассмотреть детям дидактические картинки по теме, иллюстрации в книгах, читают художественную литературу, например, Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова «Мой Мишка», И. Исаковский «Колыбельная», А. Барто «Машенька» и другие.

В организации игры воспитатель должен соблюдать логичность. Это будет способствовать устойчивому интересу детей к продолжению игры, начатой ранее (например — накануне). Педагог может предложить следующий сюжет: приготовиться к приёму гостей, навести порядок в комнате, приготовить обед, сервировать стол, принять гостей кукол, рассадить их за стол, предложить угощение, проводить гостей кукол. Задача воспитателя в этот момент — помочь детям наметить сюжет игры, распределить между собой роли, определяет с детьми сюжет, обсуждает с ними, в какой последовательности будет разворачиваться действие игры. Такие действия педагога, несомненно, оказывают положительное влияние на развитие игровых действий детей и повышают уровень.

Такое целенаправленное внимание к играм детей в «Семью» дает положительный результат: продолжительность игры увеличивается, содержание более полным, появляется всё большее количество разнообразных ролей. Дети играют роль мамы, папы, дедушки, сестры, брата, гостей, соседей. Ребята уже справляются с такой задачей как, подбор необходимых игрушек и атрибутов, самостоятельно определяют, где им играть. Так продолжается развитие игры в «Семью».

Ознакомление с окружающим миром требует разнообразия игр и сюжетов. Поэтому, если дети усвоили одну сюжетно — ролевую игру, педагогу необходимо предложить новую игру, новый сюжет. Например, это может быть игра «Автобус». С этой целью воспитатель может провести с детьми беседы о транспорте. Темой таких бесед могут быть: «Какой бывает транспорт?», «Воздушный транспорт», «На чём ездили в старину?», «Железнодорожный транспорт». Полезными будут и беседы о «Правилах дорожного движения», о правилах безопасного поведения вблизи проезжей части. Полезно познакомить с профессиями шофёра, машиниста и т. д. Педагогу необходимо выбрать тематику игр, разработать план учебно-воспитательной работы с детьми, который реализуется поэтапно. Согласно этому плану воспитатель реализует совместную деятельность с воспитанниками в течение учебного года, с перерывами в два — три месяца. Воспитатель также планирует и другие виды деятельности, связанные с этой темой. Например, педагог может вставить в план НОД с детьми рисование, лепку, аппликацию. Это поможет обеспечить связь игры с разными видами детской деятельности.

Подготовительная работа направлена на обогащение содержания игры, повышение уровня коммуникации.

Развитие игры может быть затруднено, если речь ребёнка плохо развита или он плохо воспринимает речь окружающих. Беседуя о том, как ухаживали за куклой, зайчиком, воспитатели ДОО закрепляют представления детей о взаимосвязанных действиях. Благодаря этому приему у детей усиливается желание играть, развивается сюжет: например, пришедшей в гости кукле рассказать сказку, показать книжку. Нужно также стараться давать положительную оценку действиям детей в процессе игры.

Научить детей играть — серьёзная педагогическая задача. Необходимо уметь вызвать интерес к сюжету, показать последовательность действий, которые должны быть связаны с общим содержанием. Игра в доступной форме призвана показать жизненные образцы действий, которые развлекая и радуя ребёнка, от простого манипулирования ведут к содержательным сюжетным играм.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод — игра, являясь по своей сути социокультурным феноменом, обладает своей историей, передается от поколения к поколению. Издревле люди создавали и придумывали игры для своих детей. Игры способствуют развитию детей, если в них учтены потребности, интересы и возможности ребёнка. Овладевая содержанием игры, которое дети получают в готовой форме, они овладевают им как элементом культуры.

Дошкольный возраст — важнейший период в жизни ребёнка. В это время малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре. Игра помогает познакомить с многообразным миром предметов, с их свойствами и качествами. В игровой деятельности ребёнок общается с окружающими людьми, что е способствует формированию его речи. «Таким образом, игра является одним из самых эффективных, педагогических средств. Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем наблюдать за ребенком во время игры, видеть его улыбку, счастливые глаза, неподдельные эмоции» [17, C.94]

Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка. Помощь педагогов и родителей окажет положительное влияние на формирование у дошкольников необходимых знаний и будет пробуждать в детях устойчивый интерес игровой деятельности.

Литература:

  1. Игра со всех сторон/ под ред. Е. С. Жорняк. — М., 2014.
  2. Калиниченко А. В., Микеляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2014.
  3. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/ Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: АЙРИС-ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006. — 107 c.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. — М., 1999. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, педагог, сюжет, воспитатель, сюжет игры, детский сад, игра детей, младшая группа, младший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос