Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 2253 раза

Библиографическое описание:

Жукова, И. Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И. Н. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65390/ (дата обращения: 15.11.2024).



Известна истина, что дети развиваются, играя. Значит, и игра способна развиваться. И в процессе развития игры ребенок переходит от простого к сложному. Т.е от простых и готовых, знакомых и элементарных сюжетов к более сложным, насыщенным и продуманным самим, которые охватывают все стороны происходящего бытия. В процессе своего развития наши дети учатся играть вместе с другими, постепенно обходятся без игрушек, а самое главное, овладевают правилами игры. А затем и начинают им следовать.

Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью. И для этого возраста характерно первое усвоение общественной жизни и уклада вокруг. Ребенок растет, живет и развивается в семье и окружающем его мире. Звездное небо, отдых с родителями, картинка за окном — все эти впечатления сказываются на детском развитии.

Любая игра для ребенка — это то, что ему доступно, где он может применить свой детский опыт и полученные впечатления. Игровая деятельность — основа жизнедеятельности малыша, потому что здесь ребенок проявляет самостоятельность — принимает решения, примеряет роли, овладевает правилами.

Одним из условий, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста, согласно требований ФГОС ДО предполагается поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства [1, c. 17], а также организация образовательного пространства для игровой и творческой активности.

Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал в своих работах, что в развитии продуктивных видах деятельности ребенка есть три этапа: сперва малыш придает значение и смысл уже готовому продукту(который сделал сам), затем, по мере взросления, он придает смысл тому, что изготовляет, в процессе работы. Но он не будет, например, лепить морковку, не сделав «колбаску». И только к концу дошкольного периода малыш начинает независимо от обстоятельств строить свою деятельность и продукт, руководствуясь только своими замыслами и желаниями.

Итак, что же такое игра? Л. С. Выготский считал, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. По его мнению, воображаемая ситуация будет там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Например, «волшебное детское слово» — «понарошку». Карандаш «понарошку» — шприц для уколов, чтобы кукла не болела; карточки лото — «понарошку» билеты на поезд –это и есть игра. Это слово и делает то, что Л. С. Выготский называл «расхождением смыслового и видимого поля» Т.е видишь одно, а представляешь другое. [2, c. 34]

Сюжетно- ролевая игра — это наиболее доступный, понятный детям вид игры и объект пристального внимания взрослых. Берется какой-то сюжет, тема и обыгрывается с помощью ролей. Например, очень близкие и знакомые темы- магазин, больница, школа, транспорт, и многие другие.

В сюжетно-ролевой игре — две линии, с помощью которых, собственно, и осуществляется игра. Одна из них — сюжетная, другая — ролевая. А если линии — независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде овладеть ими, чтобы научиться играть.

Один из общих мотивов сюжетно-ролевой игры — это стремление ребенка к совместной жизни со взрослыми, овладение ихними социальными ролями, поведением и действиями. Но, с одной стороны, ребенок еще мал, не достаточно своего опыта, а с другой стороны подпирает растущая самостоятельность. Сюжетно-ролевая игра и способна по сути разрешить это противоречие: в игре ребенок, примеряя на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, его деятельность и личностные отношения.

В игре у ребенка формируются социальные навыки — умение разрешать конфликты, умение договариваться и устанавливать новые, дружеские контакты; провялятся интерес к жизни и труду взрослых, их профессиям, поступкам. Малыш начинает мечтать и воображать, кем он станет, когда вырастет.

Для организации сюжетно-ролевой игры необходимы три условия. Первое — обязательное знакомство детей с различными сферами деятельности взрослых. Вторым условием является сам процесс обучение игре ребенка для передачи игрового опыта. И третьим условием является игрушки, адекватные по возрасту и воображению.

Для начала надо обязательно познакомить ребенка с той действительностью, которую хотим обыграть в игре. Можно придумать историю, сочинить рассказ, можно почитать книгу, посмотреть картинки. Сходить в парикмахерскую, в магазин, в прачечную. Потому что прямое знакомство с какой –либо профессиональной сферой деятельности взрослого — очень эффективное и мощное средство.

Затем мы начинаем процесс обучения ребенка самой игре. Сначала можно поиграть в игру, которая будет просто отображать какой-либо сюжет. Например, посмотрели мультфильм и попробовали поиграть в него. Или же, например, повторить, поиграть в то, что происходило с самим ребенком.

Очень эффективный метод обучения игре — игра в драматизацию. Детям очень нравятся игровые сюжеты, разыгрываемые на основе любимых сказок. Здесь даже можно изменить ход хорошо известной сказки и обыграть все по-новому.

Непосредственное обучение игре ребенка предусматривает вариативность игрового умения, чтобы избежать простого запоминания и точного повторения действий взрослого. Например, играя в «дочки-матери», ребенок может увидеть перед собой несколько образов и он может выбирать, если у него не очень развито воображение, и в тоже самое время он сможет сам придумывать для себя новые роли.

Таким образом, творческая составляющая сюжетно-ролевой игры выявляется в том, что ребенок становится «понарошку», превращается в того, кем воображает себя на данный момент. «Хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие» — отмечал Л. С. Выготцкий.

Девочка играет с куклой, примеряет на себя роль «мамы», погружается в воображаемый мир. И даже если это кукла — не новая, не современная, со встрепанными волосами, маленькая мама, повторяя за взрослыми все их манипуляции, испытывает настоящее материнское чувство любви к своему ребеночку. А с возрастом игра и замысел усложняются, они становятся более осознанными. Тем самым игра формирует чувства ребенка, заставляет его сопереживать, развивая воображение, мелкую моторику и творческую инициативу.

Свойства игрушки, необходимые для полноценной игры ребенка: нужна игрушка, с которой он может действовать. Например, мяч лежит спокойно, но если ударить ногой, то он покатится. Т. е. игрушка должна быть подвластна ребенку. Она должна отвечать специфике детского воображения, оставлять для него простор.

И еще одно, немаловажное требование к игрушке — она должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. А еще ее называют «школой эмоций». Ранее выпускаемый промышленностью маленький голыш вызывал смешанную гамму чувств — его хотелось накормить, одеть и приласкать, потому что он в первую очередь был маленьким, и по сравнению с ним ребенок ощущает себя взрослым и ответственным за него. А современные куклы — это образец современной молодой женщины. С ними и играют по-другому: переодевают, причесывают, безжалостно выдирая волосы и переворачивая вниз головой. Современные игрушки мало эмоциональны, этим и объясняется то, что у современных детей нет любимых игрушек, что игрушки, которые с таким упорством малыш выпрашивал у родителей, забрасываются и забываются через несколько дней.

К сожалению, в последнее время интеллектуальная загруженность современных детей серьёзно отражается на их игровой деятельности. Дети играют все меньше и меньше, особенно в сюжетно-ролевые игры. Нет, они могут старательно делать то, чему их научили взрослые: взвешивают, одевают, но игре в их деятельности не остается места. А родители больше всего заинтересованы в подготовке к школе. И как следствие — недоразвитие эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферы развития ребенка, недоразвитая речь. И возникновение конфликтных ситуаций между детьми.

Проблема возникновения конфликтов и их разрешения является на сегодня первейшей по значимости задачей для общества. [3, c. 54] То, как наши дети общаются между собой, со взрослыми, с окружающим миром, становятся фундаментом и основой для социального развития. Именно через сюжетно-ролевую игру становится возможным воспитание положительных качеств личности, волю и стремление. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие.

Основными принципами обучения сюжетно-ролевой игре являются необходимость взрослого играть вместе с детьми, играть на протяжении всего дошкольного возраста и ориентация на раскрытие смысла партнеру по игре. Чтобы дети смогли овладеть игровыми умениями, взрослому необходимо играть вместе с детьми, ненавязчиво и непринуждённо передавать свой опыт. Воспитателю необходимо продемонстрировать ролевые способы поведения — мимику, интонацию и жесты. И при этом немаловажную роль имеет поведение самого взрослого. Ни в коем случае нельзя давить, подавлять своим опытом. Эталоны в игре просто-напросто уничтожают саму игру. Надо стать для ребенка партнером в игре.

Играть надо на протяжении всего дошкольного возраста. Но обязательное требование при построении игры — постепенное усложнение правил и линии поведения. Когда игра достигает своего пика, ребенку становится недостаточно заменять отношения в игре, вследствие чего назревает мотив сменить свой статус. Единственный способ выйти из этой ситуации — это пойти в школу. пика

Игровые умения нам каждом этапе дошкольного возраста необходимо формировать таким образом, чтобы ориентировать ребенка одновременно на игру и пояснения ее смысла партнеру. [3, c. 67].

Выводы:

– Для того, чтобы реализовать используемый в игре сюжет полностью, необходима большая целенаправленная работа

– Каждая игра — это зеркальное отражение того, что происходит вжизни ребенка

– Сюжетно-ролевая игра позволяет доступными методами и способами смоделировать окружающую действительность. По сюжету игры можно безошибочно определить, что более всего волнует ребенка на данный момент.

– Отраженные в игре события ребенок переживает искренне, а совместная игра со взрослым является передачей социального опыта.

– Через чтение художественной литературы, беседы и экскурсии взрослый пополняет жизненный опыт ребенка, чтобы тот в дальнейшем реализовал его в игровой деятельности. При этом решаются разные задачи, следовательно, и результат будет отличаться.

Литература:

  1. ФГОС ДО — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
  2. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей.–– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение, 2008.- 156с. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на –дону.: Феникс, 2008г. -251с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, Сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, взрослый, игровая деятельность, игрушка, воображаемая ситуация, игра ребенка, ролевая игра.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос