Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Авторы: Боронихина Екатерина Михайловна, Рожнова Татьяна Ивановна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 25.06.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Боронихина, Е. М. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста / Е. М. Боронихина, Т. И. Рожнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9318/ (дата обращения: 15.11.2024).
Игровая деятельность ребенка — это не просто забава, а сложный процесс, корни которого уходят в раннее детство, в период младенчества. Именно в этот период закладываются основы будущего игрового поведения, формируется способность ребенка взаимодействовать с окружающим миром и моделировать в игре различные жизненные ситуации. Начальный этап игровой деятельности, свойственный младенцам, можно назвать этапом ознакомительного предметно-игрового взаимодействия. В это время ребенок, еще не имеющий четкой координации движений, учит свои руки управлять игрушками. Его действия носят хаотичный, манипулятивный характер: он тянет, сжимает, бросает, не задумываясь о назначении игрушки. Однако уже в этот период начинается постепенное освоение свойств предмета. Ребенок, случайно задев погремушку, слышит звук, и его интерес к этой игрушке возрастает. Он повторяет движение, стараясь снова услышать звук, и таким образом, начинает понимать связь между движением и звуком. Это — первые шаги отобразительной предметно-игровой деятельности.
Постепенно ребенок учится взаимодействовать с различными предметами, усваивает способы действия с ними, исходя из их физических свойств. Он стучит, бросает, катает, соотносит один предмет с другим. Например, ребенок может перекладывать кубики из одной емкости в другую, катать машинку по полу, ударять по барабану, не просто манипулируя предметом, а имитируя какое-то действие, наблюдавшееся им в реальной жизни.
В дальнейшем ребенок начинает отображать в игре не только физические свойства предметов, но и их социальное назначение. Кукла становится не просто куском пластмассы, а ребенком, которого нужно кормить, укладывать спать, гулять с ней. Машинка — это уже не просто предмет, который можно катать, а транспортное средство, которое может везти груз. Отобразительная предметно-игровая деятельность свойственна детям от 5–6 месяцев до 1–1,6 лет. В это время ребенок учится имитировать действия взрослых, передавать в игре простейшие сценки из реальной жизни, например, кормление куклы, постройку дома из кубиков. С возрастом, с накоплением жизненного опыта, игра ребенка становится более сложной и многообразной.
В детском саду игры у детей раннего возраста приобретают особую важность. Поступая в детский сад, ребёнок оказывается в коллективе сверстников, находясь в полноценном игровом пространстве. Это пространство создано через наглядные средства, а именно игровые и детские плакаты, изображения на стенах комнат детских садов, и многочисленные игрушки, имеющие различное образное значение: от кукол и вымышленных персонажей до уменьшенных образных моделей реальных предметов и явлений. Все это позитивно влияет на игровое настроение ребёнка. Если в домашних условиях, кроме родителей, может не быть других партнёров по игре, то в детском саду есть все условия. Однако в раннем детском возрасте дети не особенно интересуются коллективной игрой, им больше нравится играть с игрушкой самостоятельно.
Переход к сюжетно-отобразительной игре происходит у детей второго и третьего года жизни. В сюжетно-отобразительной игре ребенок уже не просто имитирует отдельные действия с предметами, но и передает в своей игре поведение тех лиц, которые совершали эти действия в реальном мире. Например, девочка, накрывая на стол для куклы, не просто раскладывает игрушечные посуду и еду, а делает это как ее мама, может даже говорить фразы, которые она слышала от матери во время приготовления еды. Она может определять свою роль в игре словами: «Я — мама» или «Я — повар». Таким образом, ребенок уже не просто играет с предметами, он передает в игре сюжет, характеры героев, создает собственный игровой мир.
Они часто выбирают для себя наиболее привлекательные игрушки и начинают с ними играть. Как правило, предпочтения у каждого ребёнка индивидуальные и имеют гендерную обусловленность. К примеру, мальчики выбирают машинки, солдатики и другие мужские игрушки, а девочки отдают предпочтение куклам. В этом смысле игра также может иметь отличия. Если у мальчиков часто отмечается наличие соревновательного мотива, то у девочек, как правило, эти мотивы менее актуальны, они больше всего стараются, играя куклами, имитировать различные элементы социального опыта. У мальчиков акцент делается на предметное манипулирование, т. е. чаще пытаются разобрать игрушку, познать её предметные свойства, и тем самым у них часто расширяется перечень действий с игрушкой.
Произвольные игры — это игры, выбранные ребёнком самостоятельно, в которые он может играть либо один, либо с партнёром. Такие игры не требуют какой-либо организации, в них ребёнок может играть, как с игрушкой, так и без неё, полагаясь на своё воображение. К примеру, часто дети могут играть с какими-то неигровыми предметами, представляя у них игровые свойства. Суть игры также определяется воображением ребёнка. Это может быть простая игра, где ребёнок просто манипулирует предметом, либо более сложная игра, в которой у игрушки может быть имя, черты характера, а в самой игре присутствует сюжет, имеющий несколько последовательных этапов. В индивидуальной игре ребёнок играет с игрушкой. При этом игрушка может иметь субъективные характеристики: имя, характер и др. Также ребёнком могут быть продуманы воображаемые условия, в которых игрушка воспринимается как главное действующее лицо. А также может быть разработан сюжет. Действия могут быть простыми, а могут быть сложными, комбинированными.
Следующий этап в развитии игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок уже не просто имитирует отдельные действия, а определяет свою роль в игре и создает собственный образ персонажа. Например, в игре «Магазин» ребенок может взять на себя роль продавца, взять игрушечные деньги, отсчитывать сдачу, говорить слова, характерные для продавца. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку испытывать новые социальные роли, развивать свои коммуникативные навыки, учиться взаимодействовать с другими детьми.
Развитие ролевой игры у ребенка — это увлекательный процесс, который проходит несколько этапов, от простых взаимодействий до сложных сюжетно-ролевых сценариев. В раннем возрасте, примерно с 1,5 лет, ребенок только начинает осваивать мир, и его игровые действия связаны с подражанием взрослым. В этот период взрослый играет главную роль, предлагая ребенку участвовать в игре как пассивный участник. Это могут быть простые действия: взрослый понарошку кормит ребенка, моет ему руки, катает его на машине. Важно отметить, что ребенку в это время интересно не столько само действие (еда, умывание), сколько общение со взрослым. Он чувствует теплоту, заботу, радость от взаимодействия с близким человеком. Это является важной основой для дальнейшего развития игровой деятельности. Следующий этап — смена ролей. Взрослый предлагает ребенку сменить роль и поиграть в обратную игру. Теперь ребенок может покормить взрослого, помыть ему руки, катать на машине. В этом случае ребенок уже не пассивный участник, он становится активным, принимая на себя роль «взрослого». Эта смена ролей открывает перед ребенком совершенно новые возможности. Он обретает чувство власти, удовлетворение от того, что он может «заботиться» о взрослом. Кроме того, взрослый становится более интересным и благодарным «игровым партнером», чем кукла или мишка. Важно создать атмосферу успеха и радости от игры, чтобы побудить ребенка повторять эти действия в дальнейшем.
Переход к более сложным играм, где ребенок может принимать на себя разные роли, начинается около 2,5 лет. В это время у ребенка начинает формироваться самосознание, он уже может отделять себя от других и осознавать свои собственные характеристики. Чтобы справиться с задачей «принять роль», ребенку нужно суметь вообразить и представить себя кем-то другим: зайчиком, шофером, паровозиком. Это не простое задание, потому что ребенку надо «слиться» с образом, забыть о своей личности на время игры.
Способность превращаться в другого развивается примерно к трем годам, при условии, что взрослые поощряют и поддерживают игровые эксперименты ребенка. Именно это — способность «вживаться» в разные роли, является основой ролевой игры. В первые годы жизни ребенка взрослый играет роль ведущего, помогая ему освоить основные принципы ролевого поведения. Но постепенно ребенок становится все более самостоятельным в своей игровой деятельности. Он уже не просто подражает, а создает свои собственные сюжеты, придумывает правила и роли. В это время важно не только поощрять игру ребенка, но и создавать ему благоприятные условия для ее развития.
Игра в ролевые сюжеты имеет общественное происхождение и базируется на усложняющемся восприятии ребенком взрослой жизни. В рамках этой игры дети погружаются в новую реальность, где изучают мотивы и цели взрослых. Поведение ребенка в игре соотносится с ролями других персонажей, что позволяет им лучше понять межличностное взаимодействие взрослых. Сюжетно-ролевая игра всегда включает в себя создание вымышленной обстановки, которая определяется сюжетом. Выбор сюжета основывается на имеющихся знаниях, поэтому игры в «семью» так популярны у детей дошкольного возраста, так как они уже знакомы с подобными отношениями из своего повседневного опыта.
Исследования показывают, что игра начинается как игровая деятельность с использованием предметов, проходя через этапы ознакомления и отображения, когда взаимодействие с предметами имеет характер манипуляции. Когда интерес ребенка к достижению результата от взаимодействия с предметами возрастает, начинается этап игровой деятельности с использованием предметов. Действие становится условным, а результат — воображаемым. Это означает, что ребенок переходит к этапу игры с сюжетом и отображением. По мере того, как представление о жизни взрослых в разумении ребенка расширяется, игровой сюжет усложняется, и игры все чаще строятся вокруг воображаемых ситуаций — это показатель развития ролевой игры с сюжетом.
Исследования о поэтапном развитии игровой активности позволяют создать более точные и структурированные рекомендации по управлению игровой деятельностью детей разного возраста. Для того чтобы достичь насыщенной игры с когнитивным разрешением игровых задач, учитель должен постепенно обогащать тактильный опыт ребенка, перенося его в условный игровой формат, а также стимулировать малышей к творческому отображению реальности во время самостоятельной игры. Таким образом, игра для ребенка — это легкая и радостная деятельность. Одновременно она является наиболее естественным и продуктивным методом обучения маленьких детей, так как усвоение различных знаний и навыков происходит в привлекательной и мотивирующей для них среде. В ней создаются оптимальные условия для развития наглядно-образного мышления, речи, ложатся основы творчества и становления сюжетно-ролевой игры — основной деятельности в дошкольном возрасте.
К сожалению, в рамках данной статьи мы не смогли отразить все аспекты развития игры детей раннего возраста, но мы это сделаем в других публикациях.
Литература:
- Коротышева Е. Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста — URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/10/10/formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego
- Куркина Н. Л. Игровая деятельность детей раннего возраста, её особенности.URL:https://razvitum.ru/articles/masters/2017–05–24–13–27–34
- Сафина, И. М. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста / И. М. Сафина// Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 181–184.
- Шавочкина В. А. Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_igrovoj_deyatelnosti_v_rannem_vozraste/