Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 1441 раз

Библиографическое описание:

Пистун Ю. В., Григорян К. И., Ковачева Г. П. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066. — URL https://moluch.ru/archive/63/10076/ (дата обращения: 18.10.2018).

Одной из важнейших проблем при поступлении ребенка в детский сад является проблема адаптации. Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша, который вызывает у нас тревогу, так как является ответственным моментом для ребенка и его родителей. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Для родителей решение отдать ребенка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство.

Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос- масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду [3. с.7]

Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Негативный опыт адаптации к дошкольному образовательному учреждению может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и его семьи.

Анализ соответствующей учебно-методической литературы показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека о решения: имеется ряд вопросов, нуждающихся в дополнительных психологических и методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. [4. с.16] Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад.

Ниже приведена информация, следуя которой воспитатели совместно с родителями сделают адаптационный период более легким и безболезненным. Для этого необходимо следующее:

Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада: прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причем рассказ должен быть красочным и позитивным. Старайтесь в своем рассказе показать ребенку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок или игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременного знакомства с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.

Детей следует принимать постепенно, с небольшими перерывами, так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного и индивидуального подхода.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребенок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. [1. с.9]

Необходимо:

Выяснить до приема режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка.

Не нарушать в первые дни, имеющиеся у ребенка привычки, менять режим и приучать к новому укладу жизни нужно постепенно.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности. [2. с.14]

Нужно заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт устанавливаемый с семьей должен быть дифференцирован, т. е. должны быть определены объем и содержание работы с семьей. Например, для детей с неуравновешенным эмоциональным состоянием работа с семьей должна быть более глубокой и объемной и предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателем и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хотим отметить, что адаптация некоторых детей может протекать до двух — трех месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду — это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной деятельности педагога — психолога, воспитателей и родителей. [5. с.8]

Чтобы оценить эффективность проведенной работы было организовано наблюдение за детьми в различных режимных моментах, во время прогулок и игровой деятельности.

В итоге сделанных наблюдений, которые были осуществлены в процессе адаптационного периода, мы можем сделать определенные выводы:

Адаптация ребенка к детскому саду — это адаптация в первую очередь семьи.

Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям — тогда адаптация ребенка будет происходить быстрее и легче.

Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно.

Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.

Литература:

1.                  Баданика Л. А. Организация адаптации родителей к детскому саду / Дошкольное воспитание, № 5, 2007.

2.                  Большакова Л. К. О работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ / Дошкольное воспитание № 5, 2007.

3.                  Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л. Н. — М., Просвещение, 1986.

4.                  Дорохина Н. В детский сад идти пора /Дошкольное воспитание № 5, 2007.

5.                  Доронова Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Обруч № 5, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение, адаптация ребенка.


Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок, участник сеанса.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому...

От чего зависит степень адаптации? – возраст: труднее адаптируются дети в возрасте до двух лет; – состояние здоровья и уровень развития ребенка

Как же всё-таки помочь родителям в адаптации ребёнка в детском саду?

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, период адаптации, малыш, сторона родителей, группа, игровая деятельность, индивидуальный подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок, участник сеанса.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому...

От чего зависит степень адаптации? – возраст: труднее адаптируются дети в возрасте до двух лет; – состояние здоровья и уровень развития ребенка

Как же всё-таки помочь родителям в адаптации ребёнка в детском саду?

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, период адаптации, малыш, сторона родителей, группа, игровая деятельность, индивидуальный подход.

Задать вопрос