Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9129/ (дата обращения: 28.04.2024).



 

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического сопровождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательных организаций, специалистам вариативных форм дошкольного образования, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей раннего возраста.

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.

 

Тенденция к гармонизации и продуманной организации психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.

Под сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в ситуациях взаимодействия.

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих траекторию его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования решает следующие приоритетные задачи образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

Главной цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания условно разделяется на четыре этапа.

I этап — Подготовительный. На данном этапе проводится подготовка детей и родителей к посещению дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Педагогами и специалистами проводится первичное консультирование родителей (законных представителей), предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей., изучение медицинской карты и анамнестических данных, а также составление примерного прогноза адаптации.

II этап — Адаптационный. Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп кратковременного пребывания. Проведение педагогом-психологом психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.

III этап — Диагностический. После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.

IV этап — Развивающий и психокоррекционный. На данном этапе специалистами и педагогами проводятся развивающие индивидуальные и групповые занятия, психокоррекционные мероприятия, дополнительная углубленная диагностика по запросу родителей. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.

Кроме того, специалистами используются методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает именно консультирование родителей. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист — ребенок — родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

V этап — Аналитический. В конце учебного годапедагогом-психологом проводится вторичная диагностика уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а также заключительная психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития детей.Полученные данные анализируются,сравниваются с первичными и дополнительными исследованиями, вносятся в общие сводные таблицы мониторинга. Проводятся консультации и беседы для родителей и педагогов.

При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером. Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений. В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.

Новый стандарт дошкольного образования подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста. Интеграционныетенденции в системеобщественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное образование, кратковременное пребывание, ребенок, этап, дошкольное образовательное учреждение, педагогическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, раннее детство, ранний дошкольный возраст.

Похожие статьи

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, кратковременное пребывание...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

ранний возраст, ребенок, кратковременное пребывание, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая диагностика, раннее детство, этап, практическое решение, образовательная деятельность, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Ранний дошкольный возраст и является той первойступенью, базой и фундаментом, на которомвыстраивается не только образовательная деятельность, но и путь личностного развития каждого ребенка.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Педагогические условия адаптации детей младшего...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.

Похожие статьи

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, кратковременное пребывание...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

ранний возраст, ребенок, кратковременное пребывание, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая диагностика, раннее детство, этап, практическое решение, образовательная деятельность, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Ранний дошкольный возраст и является той первойступенью, базой и фундаментом, на которомвыстраивается не только образовательная деятельность, но и путь личностного развития каждого ребенка.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Педагогические условия адаптации детей младшего...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.