Библиографическое описание:

Сутковая Н. В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 29-33.



Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциал развития, потребностей и интересов.

Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа

Педагогическое сопровождение процесса развития детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность сегодня, в период изменений, происходящих в системе российского образования. Процесс модернизации системы образования сопровождается обновлением ее нормативно-правовой базы. В последние годы изданы принципиально новые документы, регламентирующие деятельность в сфере дошкольного образования. В сентябре 2013 года стал действовать новый закон «Об образовании в РФ»; в ноябре 2013 года — «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; в январе 2014 года — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В январе 2017 года Профессиональный стандарт педагога [9, С. 9].

В педагогической исследованиях и практике явление «педагогическое сопровождение» понимается неоднозначно, тем не менее, все исследователи сходятся в том, что сопровождение возможно при позитивном отношении к ребенку, его высокой активности, а также его субъектной готовности к освоению социального опыта, раскрытию личностного потенциала, стремлению к личностному росту, самосовершенствованию» [1].

Актуальные педагогические исследования представляют педагогическое сопровождение как «тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека» [1].

В целом анализ имеющихся сегодня подходов к проблеме педагогического сопровождения позволяет заключить, что его цель представляется как содействие, а механизмом реализации выступает как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в специально создаваемых условиях. В свою очередь конечный результат педагогического сопровождения представляется через перевод личностного развития ребенка на более высокий социально-статусный уровень.

Решение задач педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия узких специалистов с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как субъектами образовательного процесса. В связи с этим работа по реализации программы педагогического сопровождения считается продуктивной при интеграции усилий узких специалистов и воспитателей образовательного учреждения, а также других субъектов образовательного процесса, прежде всего, родителей.

Педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:

– целостная, открытая система диагностических, развивающих средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;

– совокупность средств формирования личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;

– интеграция деятельности педагога, психолога, медицинских работников других специалистов УО, родителей.

«Сопровождая развитие ребенка, педагоги, прежде всего, опираются на его интересы, потребности, опыт. Эта технология требует не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ними…» [5, С. 3].

Забота о сопровождении развития ребенка в образовательной организации становится на современном этапе одной из приоритетных задач, но существуют проблемы, тормозящие практическое осуществление сопровождения ребенка:

– в ДОУ недостаточно оптимальных по форме и содержанию методических материалов по педагогическому сопровождению развития ребенка;

– у педагогов явно недостаточно знаний о психологических возможностях и индивидуальных особенностях детей, а также информации и методических материалов, необходимых для определения затруднений и развитии ребенка и оказания ему помощи, знаний для определения способностей, возможно, скрытых талантов и создания необходимых условий для их развития;

– в ДОУ не отработан механизм взаимодействия воспитателей с другими специалистами и родителями в вопросах сопровождения развития ребенка;

– нежелание и непонимание родителями значимости их участия в процессе сопровождения ребенка [5, С. 4].

Реализация индивидуальной образовательной программы (далее — ИОП) в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей» (п. 3.2.3) [8].

Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса — отслеживание результатов освоения образовательной программы посредством проектной деятельности. В представленной системе результатов освоения ИОП отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания дошкольного образования: результаты индивидуального развития детей используются исключительно для оценки эффективности педагогических действий и взаимодействий самого воспитателя и дальнейшей их коррекции для эффективного решения с каждым ребенком образовательных задач программы.

Фиксация наблюдений делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и взаимодействий их результативности по усвоению ИОП каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти образовательным областями.

В предлагаемой автором ИОП не указывается уровень развития ребенка, как это практиковалось раньше (высокий, средний или низкий, критический). Подобной оценки уровня развития детей нет, а есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка усвоенногоим содержания определенного раздела образовательной области ФГОС ДО.

При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей ФГОС ДО. Критерии оценки: вместо «высокий», «низкий» или «владеет в полной мере» — для высокого уровня, «не в полной мере» — для среднего уровня, «не владеет» — для низкого или критического уровней — записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы. Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития на «высокий», «средний», «низкий», как это осуществлялось ранее с учетом определенных в ФГТ интегративных характеристик ребенка. Детское развитие конкретно каждого ребенка больше не подвергается определению соответствующего уровня. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка. Это позволяет воспитателю определить конкретные и эффективные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий» (п. 3.2.3) [8], определяющих перспективы и конкретные задачи индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) ребенка (п. 3.2.3.1) [8] с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п. 3.2.1.3) [8], воспитателей и родителей.

Таким образом, этот существенно новый принцип осуществления воспитателями педагогической диагностики обеспечивает комплексный подход к оценке результатов педагогических действий и взаимодействий самого воспитателя. Эти результаты прослеживаются в простой фиксации вполне конкретных затруднений ребенка, сформулированных достаточно лаконично и в соответствии с тем или иным разделом каждой из пяти образовательных областей. Проведение педагогической диагностики регламентируется принципом оценки конкретных затруднений ребенка, не давая ему при этом (как было раньше) некорректную оценку его уровня развития, (высокий, средний, низкий, критический) [6].

Ряд авторов (Б. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие ИОМ с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория — «след», то маршрут — план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие ИОП и более формализована, более ориентирована на овладение заданным уровнем образованности. Отдельные виды ИОМ могут выступать как частный случай индивидуальной образовательной траектории. В общем случае маршрут предполагает «…рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие воспитанника новых возможностей в формах, приемах деятельности, для реализации личностного потенциала каждого ребенка в образовании» (Л. Л. Вишневская, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова) [4].

Согласно ФГОС ДО «...Программа… определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [8, с. 3], но реализовать программу будет возможно при решении задач, таких как «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей…», опираясь на принципы: «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [8, с. 2,3].

Таким образом, это ставит перед педагогом задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку: только на этой основе осуществляется полноценное развитие личности, раскрываться его уникальные способности.

«В опыте зарубежной педагогики содержание образовательных программ получило название «куррикулум», что в переводе с латинского означает путь жизни, дорога (жизни), содержание образования. В международной практике образовательные программы представлены как документы, в которых отражены знания об: а) управленческой деятельности, б) образованности, в) обучающихся и г) возможных результатах в конкретно-организованной образовательной среде» [2].

В условиях реализации ФГОС ДО, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала. Для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделируют образовательный процесс. Разработка ИОП выступает как инструмент реализации личностно ориентированной концепции развития ребенка. Образовательная программа проектируется совместно с детьми и родителями и рассматривается как план освоения стандартной образованности, а выбор способов определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Накопленный опыт проектной деятельности позволяет сделать вывод, что технологичность деятельности (педагога, узких специалистов и родителей) повышает ее эффективность.

При проектировании ИОП рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Анализ требований ФГОС ДО, содержания основных общеобразовательных программ.
  2. Изучение психолого-педагогического статуса ребенка.
  3. Определение временных границ реализации ИОП. При ее проектировании указывается время, необходимое и достаточное для освоения ее содержания. Корректировка ИОП осуществляется на основе результатов.
  4. Четкое формулирование цели ИОП.
  5. Целеполагание при проектировании ИОП направлено на указание перспективы развития ребенка во временном интервале.
  6. Определение задач, конкретизирующих реализацию ИОП.
  7. Определение содержания ИОП; описание способов и приемов, посредством которых ребенок будет осваивать содержание образования.
  8. Отбор форм ИОП: индивидуальные, индивидуально-групповые.
  9. Определение форм участия в реализации ИОП педагогических работников (психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка.
  10. Определение форм и критериев для эффективности мероприятий ИОП при достижении целевых ориентиров ФГОС ДО.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается ИОМ (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Для повышения эффективности функционирования системы работы с педагогами необходимо руководствоваться следующими принципами повышения их профессиональной квалификации: а) практическая направленность методической работы; б) научность и конкретность; в) системность и систематичность; г) оперативность; д) оптимальное сочетание различных форм и методов организации методической работы [7].

При проектировании ИОП педагог выстраивает свою образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская искусственного ускорения и искусственного замедления развития.

Педагог подбирает средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.

Анализ исследований показал, что под ИОП часто понимается ИОМ воспитанника, при прохождении которого он может выйти на уровень образования, определенный ФГОС ДО. Другими словами, это «…заранее намеченный путь следования или направление движения к той или иной цели» [3].

Таким образом, ИОП, может рассматриваться как итог согласования образовательных стандартов с потребностями ребенка, получающим образование в конкретных условиях при содействии педагогических работников, обладающих определенной профессионально-педагогической компетентностью, которая определяется как некое право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом, и представителями как этой профессиональной группы, так и других социальных и профессиональных групп.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы считаем, что при проектировании и реализации ИОП педагогу необходим методическое оснащение (материалы), для ее реализации, которая обеспечивает развитие индивидуальных особенностей ребенка.

Литература:

  1. Александрова, Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е. А. Александрова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 200 с.
  2. Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Дис. … докт. педагог, наук. — СПб, 1999.
  3. Заир-Бек, Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам / Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова — Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1995. — С. 64.
  4. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ / М. А. Кунаш. — Волгоград: Учитель, 2015. — 170 с.
  5. Кокуева Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2015. — 112 с. — (Растем здоровыми).
  6. Организация системы методической работы В ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 192 с.
  7. Поздняк, Л.В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — С. 432.
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. — 2013. — 25.11 (№ 265).
  9. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Н. Толкачева и др. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. — 316 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития ребенка, сопровождение развития ребенка, затруднений ребенка, образовательного процесса, реализации ИОП, сопровождения ребенка, проектировании ИОП, дошкольного образования, развития детей, педагогических действий, конкретных затруднений ребенка, педагогической диагностики, образовательной деятельности, Педагогическое сопровождение, Педагогическое сопровождение развития, сопровождения развития ребенка, реализации ИОП педагогических, педагогического сопровождения, личностного развития ребенка, педагогического сопровождения ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос