Библиографическое описание:

Поликарпова Е. Д., Аллахвердян А. С. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 22.02.2018).



Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?

Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.

Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.

  1. Содержание скрининговой диагностики.

Таблица 1

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

3-4 года (вторая младшая группа)

Игровая деятельность

Наглядно-действенное

мышление

Наблюдение, экспертная оценка

«Разрезная картинка»

Эльконин Д. Б.

Марцинковская Т. Г.

4-5 лет (средняя группа)

Игровая деятельность

Воображение

Предпосылки логического мышления

Наблюдение, экспертная оценка

«Дорисовывание фигур»

«Четвертый лишний»

Эльконин Д. Б.

Дьяченко О. М.

Забрамная С. Д., Боровик О. Д.

5-6 лет (старшая группа)

Игровая деятельность

Мышление

Самооценка

Наблюдение, экспертная оценка

«Последовательность событий»

«Лесенка»

Эльконин Д. Б.

Бернштейн

Щур В. Г.

6-7лет (подготовительная группа)

Игровая деятельность

Произвольность

Самооценка

Школьная зрелость

Наблюдение, экспертная оценка

Графический диктант

«Улицы»

Ориентировочный тест школьной зрелости

Эльконин Д. Б.

Эльконин Д. Б.

Модификация Дембо-Рубинштейна

Керн-Йрасек

  1. Содержание диагностики по запросу.

Подбор методик происходит исходя из двух критериев: возраста ребенка и заданной проблемы, которую озвучивает родитель или воспитатель ребенка. Перед педагогом-психологом могут быть поставлены следующие задачи: выявить нарушения в эмоционально-волевой сфере, в детско-родительских отношениях, в процессе обучения, в интеллектуальной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, для диагностики трудностей в познавательной сфере следует обратиться к Таблице №1. При возникновении проблем в эмоционально-волевой сфере целесообразно использование проективных методик: «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Два дома» и др. (Таблица №2).

Использование проективных тестов является дополнительным к основным, стандартизированным методам, поэтому при интерпретации результатов нужно учитывать все в комплексе.

При оформлении протоколов исследования необходимо указывать фамилию и имя ребенка, номер группы, возраст, дату проведения исследования и название методики с обратной стороны бланка. Для проведения рисуночных тестов используются листы формата А4, все комментарии к рисунку также указываются с обратной стороны.

Интерпретация рисунка является промежуточным видом работы педагога-психолога, предшествующим беседе с родителями. При личной встрече с родителями выдается ответ на их запрос по интересующей проблеме. В данной беседе интерпретация рисунка не приводится.

Таблица 2

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

5-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок человека»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок несуществующего животного»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Детско-родительские отношения

«Рисунок семьи»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения

«Два дома»

Вандвик И., Экблад П.

5-7 лет

Самооценка

«Автопортрет»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Эмоционально-личностная сфера

«Дом, дерево, человек»

Бук Дж.

6-7 лет

Межличностные отношения

«Цветовой тест отношений»

Эткинд А.

3-7 лет

Эмоционально-волевая сфера

Тест Люшера

Люшер

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Домики»

Орехова О. А.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, «Деловая книга», 1995г.
  2. Люблинская А. А. «Детская психология», Москва, «Просвещение», 1971г.
  3. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва, 2011г.
  4. «Психолог в детском саду», Ежеквартальный научно-практический журнал, выпуск №1/ 2011г, Москва, «Информполиграф», 2011г.
  5. Сластенин В. А., Киширин В. П. «Психология и педагогика», Москва, «Академия», 2001г.
  6. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А., «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
  7. Шевандрин Н. И. «Основы психологической диагностики», Москва, «Владос», 2003г.
  8. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевой сфере, работы педагога-психолога, Диагностическое направление, дошкольном учреждении, диагностика педагогов дошкольного, эмоционально-волевой сфере детей, диагностика детей, скрининговой диагностики, эмоционально-волевой сфере целесообразно, психологическая диагностика, Психологическая диагностика, Скрининговая диагностика, рамках ПМПк, скрининговая диагностика, направления работы педагога-психолога, диагностика родителей, познавательной сфере, направлений работы педагога-психолога, Диагностическое направление деятельности, индивидуально-психологических особенностях детей.

Ключевые слова

планирование, психологическая диагностика, методики для исследования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос