Библиографическое описание:

Атамурадова З. А., Махмудов У., Сиддикова Г. Ш. Совершенствование системы мониторинга и оценка качества образования в условиях компетентностного подхода // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 436-438.



Article deals with issues of assessment of knowledge and competence of students, principles of formative assessment, tendency of development on monitoring and assessment of quality of education of general-secondary system of the Republic of Uzbekistan and issues of modeling on monitoring system.

Key words:National model, monitoring the quality of education, general-secondary education, model of monitoring of the quality of education

Узбекистан вошел в третье тысячелетие в условиях коренного реформирования политической, социально-экономической и духовно-культурной сфер жизни общества, в том числе системы непрерывного образования и подготовки кадров. Образование является неразрывной составной частью любого общества, показателем его культуры и основой прогресса. Формирование системы управления и контроля качества образования, управления системой непрерывного образования в целом и ее реализация — одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики, Национальной модели и программы по подготовке кадров. Узбекистан осуществляет непрерывное повышение требований к современному руководителю, к показателям его управленческой компетентности. Для решения этих задач в системе общего образования продолжается активный поиск наиболее эффективных технологий управления школой и повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов. Механизмом качественного внутришкольного управления в условиях личностно-деятельностного и компетентностного подходов может и должен стать управленческий мониторинг. Задачи управленческого мониторинга: своевременное выявление уровня качества управления внутри школьными системами и уровня соответствия современным требованиям, организация параллельных целевых диагностических исследований внутри школьных систем для получения данных с целью принятия обоснованного управленческого решения и внесения корректив в традиционный управленческий процесс.

Сегодня в большинстве стран мира существуют две тенденции в области оценивания учащихся. Первая представляет собой движение к национальным и международным стандартам. Вторая представляет собой движение к использованию подхода к образованию в целом и к оцениванию в частности, которая в большей степени ориентирована на учащегося и основана на их компетентности.

Совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования в Узбекистане можно разделить на 3 этапа:

1.этап — Мониторинг качества знаний учащихся;

2.этап — Комплексный мониторинг;

3.этап — Мониторинг системы образования.

Объекты мониторинга и оценки качества образования:

– качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных учреждениях — финансово-экономические, материально-технические, санитарно-гигиенические, кадровые, домашние условия учеников;

– качество процессов и содержания образования, включающие- учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, а также педагогические и информационные технологии;

Лабиринт – качество результатов, предусматривающих индивидуальные и общие достижения обучающихся.

Методы мониторинга: тестирование, наблюдение за уроками, анкетирование, опросы, работа с фокус группами, интервью и анализ документации [1].

Мировой практике можно наблюдать четыре основных типа оценивания: [2]

  1. Наиболее известное — оценивание на уровне класса или школы. Проверяются успеваемость учащихся в соответствии с учебными целями, учащиеся получают оценки, родители получают табели успеваемости. Преимущества такого подхода очевидны: оценивание тесно связано с работой в классе, имеется возможность использовать методы, такие как устный опрос или практическая работа; процесс оценивания может быть непрерывным на протяжении целой четверти или учебного года.
  2. Международные оценивания проводятся сравнительно с недавнего времени и охватывают множество стран. Оценивания проводятся на основе выборки, целью которых является сравнение результатов конкретной возрастной группы (например, 13-летних детей) по конкретному предмету или ряду предметов одновременно в нескольких странах.

Первыми Международными исследованиями Т1МSS были охвачены учащиеся 4-ых и 8-ых классов из 38 стран мира. Проводится, начиная с 1995 года. Тенденции в изучении международной Математики и Естествознании.

Другое международное исследование — программа международного оценивания образовательных достижений учащихся (Р1SА Ргоgгаmmfог iпternationalStudent Аssеssment). Это исследование впервые проводилось в 2000 году. В нем участвовали учащиеся в возрасте 15 лет из 32 стран мира. В Р1SА акцент делается на чтение, математическую и научную грамотность учащихся.

Третье международное исследование — Р1RLS. Данным исследованием охватываются учащиеся 4-х классов начальной школы по таким учебным предметам как чтение и математика. В нем участвовали учащиеся 4-х классов из 46 стран мира.

Целью этих исследований является получение данных о достижениях учащихся, которые можно сравнить в международном масштабе с тем, чтобы страны могли осуществлять мониторинг результатов обучения.

  1. Государственные экзамены. Они проводятся государством или от имени государства и являются открытыми для всех.
  2. Общенациональное оценивание систематически измеряет типичные уровни достижений обучаемых в сравнении с национальными стандартами.

Целями проведения общенационального исследования учебных достижений учащихся общеобразовательных школ являются:

– сравнение знаний и умений подгрупп учащихся;

– определение связи между успеваемостью учащихся и разнообразием характеристик школьного и домашнего окружения;

– разработка единых механизмов мониторинга качества обучения в общеобразовательных школах.

Основные задачи общенационального оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных школ заключаются в следующем:

– создание нового механизма национальной системы оценивания учебных достижений учащихся.

Лабиринт – совершенствование статистической обработки результатов тестирования с использованием статистического пакета SРSS;

– создание базы данных результатов тестирования;

– повышение качества контроля за выполнением государственных учебных планов программ и стандартов, повышение качества образования;

– определение уровня знаний, умений и навыков в начальном образовании и развития учащихся 1–4-х классов;

– проведение анализа вариации учебных достижений учащихся в разрезе региона, пола, местности;

– создание надежных исходных данных на будущее, генерирование рекомендаций по принятию решений для улучшения качества образования на национальном уровне [3].

Принципы мониторинга:

Принцип гласности. Принцип гласности предусматривает обязательное своевременное сообщение обо всех проводимых мероприятиях в рамках мониторинга общеобразовательных школ, требованиях к ним, процедурах, сроках и местах их проведения через региональные и районные (городские) отделы мониторинга.

Прозрачность. Прозрачность достигается за счет комплекса мер, связанных с решением следующих вопросов: участие независимых экспертов в процедуре проведения мониторинга; открытость всех результатов, кроме служебных данных и личных данных учащихся; возможность ознакомления школ с результатами мониторинга.

Объективность результатов. Объективность результатов достигается посредством проверки закрытой части вариантов заданий через информационную систему и независимой проверкой открытой части работ учащихся, а также введением единых критериев оценки тестовых заданий.

Принцип соответствия. Данный принцип предполагает соответствие содержания тестовых заданий и вариантов работ государственным образовательным стандартам и программам общеобразовательной школы.

Многофункциональность. Данный принцип понимается как возможность использования создаваемой системы для мониторинга качества образования, а также для проведения различных опросов, научных исследований.

Интегральность — принцип определения уровня учебных достижений учащихся по нескольким учебным предметам, что дает более полную картину о результатах учебной деятельности учащихся школы.

Лабиринт Принцип профессионализма — подготовка тестовых материалов, вопросников для учащихся и их родителей, учителей и администрации школы, организация и проведение мероприятий по оценке учебных достижений, проверка работ учащихся осуществляются специально подготовленными специалистами, работающими на основе разработанных программ и критериев. Важное место в данном аспекте занимает широкое использование современных компьютерных технологий.

Исходя из вышеуказанного, нужны конструктивные изменения содержания и форм работы региональных и территориальных отделов службы мониторинга. Необходимо разработать инструментарий и провести пилотную апробацию технологии мониторингового исследования, основанного на международном опыте.

Литература:

  1. Шавкат Курбанов, Эдем Сейтхалилов. Качество образования.Ташкент-2004.
  2. Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы, Уч. пособие. Вкн. — М..1991 — Кн. 1–2.
  3. Субетто А. И Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Сб. науч. ст.

Основные термины (генерируются автоматически): учебных достижений учащихся, качества образования, quality of education, достижений учащихся общеобразовательных, учащихся общеобразовательных школ, Совершенствование системы мониторинга, стран мира, оценки качества образования, assessment of, оценивания учебных достижений, мониторинга качества, issues of, работ учащихся, качества знаний учащихся, and assessment of, model of monitoring, образовательных достижений учащихся, issues of assessment, education of general-secondary, of formative assessment.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос