Место и роль права в современной гимназии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Слынько, Ю. В. Место и роль права в современной гимназии / Ю. В. Слынько. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1398/ (дата обращения: 25.04.2024).

В последние годы в нашей стране серьезно возросло значение юридических знаний. Все больше утверждаются идеи необходимости установления и поддержания режима законности, важности закона в жизни людей и государства, приоритета прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их защиту.

Проводимые ныне в нашем обществе коренные преобразования различных сфер жизни опираются на соответствующую законодательную базу. Ее ядро составляет Конституция РФ 1993 года. Знание основополагающих принципов, содержание закрепленных конституционных прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти, в том числе разграничение функций между ветвями власти и взаимоотношений между ними, является абсолютно необходимым, чтобы правильно ориентироваться в государственно-правовой жизни страны.

Курс «Политика и Право» введенный в нашей гимназии относится к учебным предметам нового поколения. В нем осуществилась попытка соединить сравнительно четко оформленный обязательный материал с возможностью подключать в процесс знаний практически бесконечный спектр, произвольно выбираемой информации черпаемой через СМИ, книг и иных общественных курсов. Курс содержит в себе большое количество содержательных подходов, трактовок, точек зрения. Он представляет собой симбиоз политологии и правоведения, причем преобладает не идеологический, а максимально объективный подход рассмотрению политических и правовых фактов и явлений.

По мере приближения нашего государства к тому состоянию, которое определяется словом «ПРАВОВОЙ», все больше внимания привлекает к себе проблема прав человека. Идея прав человека может и должна стать основой консолидации различных общественных сил, абсолютно бесспорной для всех ценностью а, следовательно, способствовать более стабильному социальному развитию.

Сегодня этому вопросу в обществоведческих программах уделяется больше внимания. Процесс воспитания в духе прав человека включает три основных этапа:

Главная задача первого «ознакомительного» состоит в том, чтобы сформировать представление о значимости прав человека в жизни общества и каждого его члена. На первом его этапе школьники усваивают ряд сведений из истории становления прав человека, узнают о том, как эта идея реализовывалась в Англии, США, Франции в деятельности ООН, а также Всеобщей декларации прав человека и иных Международных документах посвященных этой проблеме.

На втором этапе «Просветительском» происходит овладение основным массивом знаний о правах человека, знакомство с Конституцией прав человека. Становления умения ориентироваться в соответствующих правовых документах, сопоставлять международные стандарты и нормы национального законодательства, регулирующие взаимоотношения государства и личности.

На третьем этапе «Практико-ориентирующем» учащиеся овладевают умениями реализовать права человека и защищать их. В частности ребята осознают, что нарушение прав человека неизбежны в любой стране и при любом строе, но существенно то, насколько систематичны, глубоки и безнаказанны эти нарушения.

Таким образом, основная задача элементов курса способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о правах и свободах необходимую для развития личности в соответствии демократическими гуманными идеалами. Курс призван повысить нравственно-правовую культуру учащихся, способствовать ответственному отношению к правам и обязанностям, к выполнению гражданского долга.

Мы стремимся, чтобы изучение вопросов прав человека, основ государства и права, основ экономических знаний, основ политологии способствовало профилактике конфронтационных установок, настроенности решать социальные проблемы экстремистскими методами.

Основная трудность реализации воспитательных возможностей правовых курсов заключается в ограниченности отведенного на него времени. Однако введение учебной дисциплины «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» в юридических, экономических вузах в качестве вступительного экзамена заставляет администрацию увеличить количество учебных часов на юридические дисциплины.

Право, как уже отмечалось выше, занимает достойное место в учебном плане ГИМНАЗИИ «ДМИТРОВ». Так, вообще обществоведческое образование начинается курсом «Обществознание» автор Боголюбов Л.Н. с 6-го класса 1 час в неделю вплоть до 9-го класса включительно. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Обществознание» стали не столько науки об обществе и не общество как объект изучения, а социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся позволяющие сформировать конкурентно-способную личность для современного общества. Курс состоит из большого числа модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростка и общества. При этом курс довольно неплохо оснащен методически, что сегодня немаловажно, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

В 9-х классах количество часов на изучение обществоведческо-правового курса, хотя и не изменено, и представлено одним часом в неделю или 34 часа + 1 час резерв, предполагает усвоение основополагающих знаний \своеобразную базу необходимую для дальнейшей работы по курсу Обществознание.

Кроме учебного пособия по Обществознанию, наша гимназия работает по пособию А.Ф. Никитина «Право и политика». С 1993 года наша гимназия, участвуя в апробации данного пособия, находящегося еще в рукописном варианте, получила достойный балл при итоговой аттестации учащихся в городских и областных олимпиадах по Основам государства и права. Итоги работы были предоставлены автору с замечаниями и дополнениями. Однако в то далекое время материалы курса и пособия были достаточны для 14-летнего подростка, сегодня же материала курса по пособию Никитина явно недостаточно. В этой ситуации наша кафедра, приняла решение о постепенном увеличении материалов курса на 25-30%, причем в основном за счет дополнительного материала из различных пособий для поступающих в Вузы \М.Н.Марченко, П.Ф.Лунг; Л.А.Морозова\. А с выходом продолжения «Основы государства и права» А.Ф. Никитина для 10-11 классов со 2-го полугодия 9-го класса мы работаем по «Основам», расширяя, таким образом, материал для изучения. Освободившееся время в 11-м классе мы используем для проведения практических работ по закреплению полученных правовых знаний. У нас есть возможность свободного посещения и судебных заседаний в городском суде, и поездке в Гос.Думу на заседания Комитета по законодательству и т.д.

Таким образом, в 9 классе завершается первый концентр обществоведческого образования.

В 10-11 классах, мы продолжаем работу с пособием Никитина, значительно расширяя его дополнительным материалом. В середине 90-х мы использовали пособие «Политика и Право» ШИЛОБОДА, КРИВОШЕЕВА, ПЕТРУХИНА. Но оно оказалось слишком тяжелым на наш взгляд для усвоения учащимися и мы были вынуждены от него отказаться.

Предметом курса является Политика и Право, их происхождение, функционирование и развитие, политические и правовые отношения, сфера взаимодействия политики и права, политическая власть как стержень всех политико-правовых явлений и процессов, пути, формы и средства ее осуществления.

Построение курса и круг включенных в него проблем подчинены главной его цели: дать учащимся старших классов знания о политике и праве, политической власти, организации политической жизни общества и соответствующих политических систем. Курс призван расширить знания, полученные в 9-ом классе, на более высоком уровне, рассчитанном на 15-16 летних подростков. Кроме этого дать правильную ориентацию в происходящих политических событиях, как в нашей стране, так и за рубежом, иметь свою точку зрения на эти события, разбираться в решениях, заявлениях тех или иных политиков, понимать отличия одного политического режима от другого. Важной задачей курса является повышение уровня политической и правовой культуры выпускников средней школы.

Методический аппарат курса, объединивший в одном целом и политический и правовой раздел мы считаем очень удачным, так как Право и Политика объединяет глубокая внутренняя связь не всегда реализовавшаяся в прошлом, так как Политика, не опирающаяся на строгие правовые основы это тирания.

Соединение юридической и политической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения, знания в этих областях взаимообогащают друг друга помогают глубже понять не только сущность политики, ее институтов, но и особенности ее правового регулирования в обществе. Есть такие отрасли права, которые невозможно изучать, не обладая минимумом политических знаний. Само понятие Государство является и правовым и политическим. Существенной основой единства политики и права является феномен гражданственности. Ведь гражданин – это по преимуществу участник политической и правовой жизни общества. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено необходимостью оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся основной школы.

Основным содержанием курса является правовой материал. У нас есть представление о правовом материале, изучаемом в учебных заведениях Голландии, Финляндии, где правовое образование и воспитание занимает значимое место. Главная проблема, с которой сталкивается школа, это неустоявшийся характер Российского законодательства в целом, приходится постоянно держать «руку на пульсе», а это позволяет нам сделать подключенность к сети Интернет. Ряд преподавателей нашей гимназии прошли обучение на курсах Интернет образования. Что дает нам возможность, проводить ряд уроков, используя Интернет технологии.

В связи с тем, что количество часов ограничено, это обрекает курс на неизбежную беглость, фрагментарность и сглаживание этих объективных трудностей достигается путем проблемного построения работы с учебным материалом, чередованием обзорных лекций с семинарскими занятиями, использованием систем консультантов, приглашением специалистов – «Налоги в России»\налоговая служба\ - уголовному праву \следственный отдел\. Сегодня провести такой урок не составляет большого труда поскольку выпускников нашей гимназии в городском ОВД и прокуратуре около 20%. Когда в 10 классах использовалась схема 2-х часов в неделю, то работа по каждому параграфу материала такова: один час основной текст + ответы на вопросы; второй работа с источниками Практикумы, Семинары.

И, наконец, работа в 11 классах ведется по курсу Основы государства и права под авторством А.Ф. Никитина 50% времени, остальные 50%, в качестве дополнительного материала используются пособия для поступающих в Вузы Марченко, Лунг.;Л.А. Морозова и другие авторы.

Здесь расчасовка такова: 11А математический класс 1 час в неделю \34 часа\, 11 Б гуманитарный класс – 2 часа в неделю \68 часов\. Основной упор идет на подготовку учащихся 11 классов к вступительным экзаменам в Вуз на правовые и обществоведческие факультеты, а также подготовка к ЕГЭ.

На занятиях преобладает Вузовская форма работы, включающая лекционное начитывание материала с последующими практическими и семинарскими, а затем тестовым или зачетным контролем усвоенных знаний.

Примеры семинарского занятия.

Семинарское занятие по Основам Государства и права на

Тему «Гражданское право»

07.05.2009 год.

1. Понятие и источники гражданского права;
2. Гражданские правоотношения;
3. Обязательственное право;
4. Право собственности;
5. Гражданская правоспособность и дееспособность;
6. Гражданские права несовершеннолетних;
7. Юридические лица. Виды предприятий;
8. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда;
9. Право собственности;
10.Договор в гражданском праве. Ответственность за нарушение договора;
11.Наследственное право.

Используемая литература: А.Ф. Никитин «Основы государства и права».
Л.А. Морозова «Основы государства и права России»
Л.Н. Боголюбов «Право».
О.Е. Кутафин «Основы государства и права».

Семинарское занятие по теме: «Трудовое право»

\семинар обобщение и систематизации правовых знаний\

Цель урока:
получение и углубление знаний по трудовому праву РФ, их систематизация и обобщение на основе изучения источников, российского законодательства; развитие аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д.
План семинара:
1. Понятие, система и источники трудового права;
2. Обеспечение занятости и гарантии права на труд;
3. Трудовой договор \контракт\;
4. Перевод на другую работу;
5. Основания прекращения трудового договора;
6. Рабочее время и время отдыха;
7. Правовое регулирование труда н\л;
8. Дисциплина и охрана труда.
Список рекомендуемой литературы:
а) Конституция РФ \1993г.\;
б) Трудовой Кодекс \2002г.\
в) Л.А. Морозова «Основы государства и права»;
г) Марченко, Лунг: «Основы государства и права»
д) Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.,2003г.
На уроках используются схемы, таблицы созданные руками самих учеников. Огромное внимание в нашей гимназии уделяется усвоению понятийного аппарата, для чего используются карточки, понятийные диктанты и т.д. Как показывает практика, такая форма подготовки позволяет учащимся успешно выдержать экзамен по правовым дисциплинам на юридические факультеты различных Вузов страны.
Основные термины (генерируются автоматически): Основа государства, курс, час, дополнительный материал, знание, класс, политик, семинарское занятие, обществоведческое образование, политическая власть.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических

Политология. Государство, власть и властные отношения. Социология.

Содержание темы требует системных и глубоких знаний не только курса обществознания, но...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Теократическое государство. Самодержавная монархия.

Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.

— 431 с. Примерная программа основного общего образования: Обществознание.

Формирование конституционного правосознания у учащихся...

Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания.

А часть из них непосредственно будут участвовать в работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов

Основные термины (генерируются автоматически): написание эссе, основная тема раздела, обществоведческий курс, знание, работа, факультативный курс, теоретический материал...

Проблемы преподавания правового компонента...

...обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве

В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при...

Практикумы по курсам «Социология» и «Политология» идентичны и состоят из трёх разделов.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Политическая компетентность современного школьника

Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков

Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для

Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти.

Потенциал использования цифровых игр в историческом...

...игр в историческом и обществоведческом образовании.

Жанр стратегического управления одним из государств мира в период с XVIII по XX вв

Отдельные элементы игрового процесса удачно были использованы при подготовке классного часа, «воспитательных...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории...

Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.

10 классуроки-семинар по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Отечественная война 1812 года».

Политика конфиденциальности.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических

Политология. Государство, власть и властные отношения. Социология.

Содержание темы требует системных и глубоких знаний не только курса обществознания, но...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Теократическое государство. Самодержавная монархия.

Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.

— 431 с. Примерная программа основного общего образования: Обществознание.

Формирование конституционного правосознания у учащихся...

Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания.

А часть из них непосредственно будут участвовать в работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов

Основные термины (генерируются автоматически): написание эссе, основная тема раздела, обществоведческий курс, знание, работа, факультативный курс, теоретический материал...

Проблемы преподавания правового компонента...

...обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве

В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при...

Практикумы по курсам «Социология» и «Политология» идентичны и состоят из трёх разделов.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Политическая компетентность современного школьника

Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков

Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для

Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти.

Потенциал использования цифровых игр в историческом...

...игр в историческом и обществоведческом образовании.

Жанр стратегического управления одним из государств мира в период с XVIII по XX вв

Отдельные элементы игрового процесса удачно были использованы при подготовке классного часа, «воспитательных...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории...

Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.

10 классуроки-семинар по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Отечественная война 1812 года».

Политика конфиденциальности.