Место и роль права в современной гимназии | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Слынько Ю. В. Место и роль права в современной гимназии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 119-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1398/ (дата обращения: 15.10.2018).

В последние годы в нашей стране серьезно возросло значение юридических знаний. Все больше утверждаются идеи необходимости установления и поддержания режима законности, важности закона в жизни людей и государства, приоритета прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их защиту.

Проводимые ныне в нашем обществе коренные преобразования различных сфер жизни опираются на соответствующую законодательную базу. Ее ядро составляет Конституция РФ 1993 года. Знание основополагающих принципов, содержание закрепленных конституционных прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти, в том числе разграничение функций между ветвями власти и взаимоотношений между ними, является абсолютно необходимым, чтобы правильно ориентироваться в государственно-правовой жизни страны.

Курс «Политика и Право» введенный в нашей гимназии относится к учебным предметам нового поколения. В нем осуществилась попытка соединить сравнительно четко оформленный обязательный материал с возможностью подключать в процесс знаний практически бесконечный спектр, произвольно выбираемой информации черпаемой через СМИ, книг и иных общественных курсов. Курс содержит в себе большое количество содержательных подходов, трактовок, точек зрения. Он представляет собой симбиоз политологии и правоведения, причем преобладает не идеологический, а максимально объективный подход рассмотрению политических и правовых фактов и явлений.

По мере приближения нашего государства к тому состоянию, которое определяется словом «ПРАВОВОЙ», все больше внимания привлекает к себе проблема прав человека. Идея прав человека может и должна стать основой консолидации различных общественных сил, абсолютно бесспорной для всех ценностью а, следовательно, способствовать более стабильному социальному развитию.

Сегодня этому вопросу в обществоведческих программах уделяется больше внимания. Процесс воспитания в духе прав человека включает три основных этапа:

Главная задача первого «ознакомительного» состоит в том, чтобы сформировать представление о значимости прав человека в жизни общества и каждого его члена. На первом его этапе школьники усваивают ряд сведений из истории становления прав человека, узнают о том, как эта идея реализовывалась в Англии, США, Франции в деятельности ООН, а также Всеобщей декларации прав человека и иных Международных документах посвященных этой проблеме.

На втором этапе «Просветительском» происходит овладение основным массивом знаний о правах человека, знакомство с Конституцией прав человека. Становления умения ориентироваться в соответствующих правовых документах, сопоставлять международные стандарты и нормы национального законодательства, регулирующие взаимоотношения государства и личности.

На третьем этапе «Практико-ориентирующем» учащиеся овладевают умениями реализовать права человека и защищать их. В частности ребята осознают, что нарушение прав человека неизбежны в любой стране и при любом строе, но существенно то, насколько систематичны, глубоки и безнаказанны эти нарушения.

Таким образом, основная задача элементов курса способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о правах и свободах необходимую для развития личности в соответствии демократическими гуманными идеалами. Курс призван повысить нравственно-правовую культуру учащихся, способствовать ответственному отношению к правам и обязанностям, к выполнению гражданского долга.

Мы стремимся, чтобы изучение вопросов прав человека, основ государства и права, основ экономических знаний, основ политологии способствовало профилактике конфронтационных установок, настроенности решать социальные проблемы экстремистскими методами.

Основная трудность реализации воспитательных возможностей правовых курсов заключается в ограниченности отведенного на него времени. Однако введение учебной дисциплины «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» в юридических, экономических вузах в качестве вступительного экзамена заставляет администрацию увеличить количество учебных часов на юридические дисциплины.

Право, как уже отмечалось выше, занимает достойное место в учебном плане ГИМНАЗИИ «ДМИТРОВ». Так, вообще обществоведческое образование начинается курсом «Обществознание» автор Боголюбов Л.Н. с 6-го класса 1 час в неделю вплоть до 9-го класса включительно. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Обществознание» стали не столько науки об обществе и не общество как объект изучения, а социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся позволяющие сформировать конкурентно-способную личность для современного общества. Курс состоит из большого числа модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростка и общества. При этом курс довольно неплохо оснащен методически, что сегодня немаловажно, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

В 9-х классах количество часов на изучение обществоведческо-правового курса, хотя и не изменено, и представлено одним часом в неделю или 34 часа + 1 час резерв, предполагает усвоение основополагающих знаний \своеобразную базу необходимую для дальнейшей работы по курсу Обществознание.

Кроме учебного пособия по Обществознанию, наша гимназия работает по пособию А.Ф. Никитина «Право и политика». С 1993 года наша гимназия, участвуя в апробации данного пособия, находящегося еще в рукописном варианте, получила достойный балл при итоговой аттестации учащихся в городских и областных олимпиадах по Основам государства и права. Итоги работы были предоставлены автору с замечаниями и дополнениями. Однако в то далекое время материалы курса и пособия были достаточны для 14-летнего подростка, сегодня же материала курса по пособию Никитина явно недостаточно. В этой ситуации наша кафедра, приняла решение о постепенном увеличении материалов курса на 25-30%, причем в основном за счет дополнительного материала из различных пособий для поступающих в Вузы \М.Н.Марченко, П.Ф.Лунг; Л.А.Морозова\. А с выходом продолжения «Основы государства и права» А.Ф. Никитина для 10-11 классов со 2-го полугодия 9-го класса мы работаем по «Основам», расширяя, таким образом, материал для изучения. Освободившееся время в 11-м классе мы используем для проведения практических работ по закреплению полученных правовых знаний. У нас есть возможность свободного посещения и судебных заседаний в городском суде, и поездке в Гос.Думу на заседания Комитета по законодательству и т.д.

Таким образом, в 9 классе завершается первый концентр обществоведческого образования.

В 10-11 классах, мы продолжаем работу с пособием Никитина, значительно расширяя его дополнительным материалом. В середине 90-х мы использовали пособие «Политика и Право» ШИЛОБОДА, КРИВОШЕЕВА, ПЕТРУХИНА. Но оно оказалось слишком тяжелым на наш взгляд для усвоения учащимися и мы были вынуждены от него отказаться.

Предметом курса является Политика и Право, их происхождение, функционирование и развитие, политические и правовые отношения, сфера взаимодействия политики и права, политическая власть как стержень всех политико-правовых явлений и процессов, пути, формы и средства ее осуществления.

Построение курса и круг включенных в него проблем подчинены главной его цели: дать учащимся старших классов знания о политике и праве, политической власти, организации политической жизни общества и соответствующих политических систем. Курс призван расширить знания, полученные в 9-ом классе, на более высоком уровне, рассчитанном на 15-16 летних подростков. Кроме этого дать правильную ориентацию в происходящих политических событиях, как в нашей стране, так и за рубежом, иметь свою точку зрения на эти события, разбираться в решениях, заявлениях тех или иных политиков, понимать отличия одного политического режима от другого. Важной задачей курса является повышение уровня политической и правовой культуры выпускников средней школы.

Методический аппарат курса, объединивший в одном целом и политический и правовой раздел мы считаем очень удачным, так как Право и Политика объединяет глубокая внутренняя связь не всегда реализовавшаяся в прошлом, так как Политика, не опирающаяся на строгие правовые основы это тирания.

Соединение юридической и политической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения, знания в этих областях взаимообогащают друг друга помогают глубже понять не только сущность политики, ее институтов, но и особенности ее правового регулирования в обществе. Есть такие отрасли права, которые невозможно изучать, не обладая минимумом политических знаний. Само понятие Государство является и правовым и политическим. Существенной основой единства политики и права является феномен гражданственности. Ведь гражданин – это по преимуществу участник политической и правовой жизни общества. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено необходимостью оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся основной школы.

Основным содержанием курса является правовой материал. У нас есть представление о правовом материале, изучаемом в учебных заведениях Голландии, Финляндии, где правовое образование и воспитание занимает значимое место. Главная проблема, с которой сталкивается школа, это неустоявшийся характер Российского законодательства в целом, приходится постоянно держать «руку на пульсе», а это позволяет нам сделать подключенность к сети Интернет. Ряд преподавателей нашей гимназии прошли обучение на курсах Интернет образования. Что дает нам возможность, проводить ряд уроков, используя Интернет технологии.

В связи с тем, что количество часов ограничено, это обрекает курс на неизбежную беглость, фрагментарность и сглаживание этих объективных трудностей достигается путем проблемного построения работы с учебным материалом, чередованием обзорных лекций с семинарскими занятиями, использованием систем консультантов, приглашением специалистов – «Налоги в России»\налоговая служба\ - уголовному праву \следственный отдел\. Сегодня провести такой урок не составляет большого труда поскольку выпускников нашей гимназии в городском ОВД и прокуратуре около 20%. Когда в 10 классах использовалась схема 2-х часов в неделю, то работа по каждому параграфу материала такова: один час основной текст + ответы на вопросы; второй работа с источниками Практикумы, Семинары.

И, наконец, работа в 11 классах ведется по курсу Основы государства и права под авторством А.Ф. Никитина 50% времени, остальные 50%, в качестве дополнительного материала используются пособия для поступающих в Вузы Марченко, Лунг.;Л.А. Морозова и другие авторы.

Здесь расчасовка такова: 11А математический класс 1 час в неделю \34 часа\, 11 Б гуманитарный класс – 2 часа в неделю \68 часов\. Основной упор идет на подготовку учащихся 11 классов к вступительным экзаменам в Вуз на правовые и обществоведческие факультеты, а также подготовка к ЕГЭ.

На занятиях преобладает Вузовская форма работы, включающая лекционное начитывание материала с последующими практическими и семинарскими, а затем тестовым или зачетным контролем усвоенных знаний.

Примеры семинарского занятия.

Семинарское занятие по Основам Государства и права на

Тему «Гражданское право»

07.05.2009 год.

1. Понятие и источники гражданского права;
2. Гражданские правоотношения;
3. Обязательственное право;
4. Право собственности;
5. Гражданская правоспособность и дееспособность;
6. Гражданские права несовершеннолетних;
7. Юридические лица. Виды предприятий;
8. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда;
9. Право собственности;
10.Договор в гражданском праве. Ответственность за нарушение договора;
11.Наследственное право.

Используемая литература: А.Ф. Никитин «Основы государства и права».
Л.А. Морозова «Основы государства и права России»
Л.Н. Боголюбов «Право».
О.Е. Кутафин «Основы государства и права».

Семинарское занятие по теме: «Трудовое право»

\семинар обобщение и систематизации правовых знаний\

Цель урока:
получение и углубление знаний по трудовому праву РФ, их систематизация и обобщение на основе изучения источников, российского законодательства; развитие аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д.
План семинара:
1. Понятие, система и источники трудового права;
2. Обеспечение занятости и гарантии права на труд;
3. Трудовой договор \контракт\;
4. Перевод на другую работу;
5. Основания прекращения трудового договора;
6. Рабочее время и время отдыха;
7. Правовое регулирование труда н\л;
8. Дисциплина и охрана труда.
Список рекомендуемой литературы:
а) Конституция РФ \1993г.\;
б) Трудовой Кодекс \2002г.\
в) Л.А. Морозова «Основы государства и права»;
г) Марченко, Лунг: «Основы государства и права»
д) Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.,2003г.
На уроках используются схемы, таблицы созданные руками самих учеников. Огромное внимание в нашей гимназии уделяется усвоению понятийного аппарата, для чего используются карточки, понятийные диктанты и т.д. Как показывает практика, такая форма подготовки позволяет учащимся успешно выдержать экзамен по правовым дисциплинам на юридические факультеты различных Вузов страны.
Основные термины (генерируются автоматически): Основа государства, курс, час, дополнительный материал, семинарское занятие, знание, класс, политик, обществоведческое образование, политическая власть.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических

Политология. Государство, власть и властные отношения. Социология.

Содержание темы требует системных и глубоких знаний не только курса обществознания, но...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Теократическое государство. Самодержавная монархия.

Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.

— 431 с. Примерная программа основного общего образования: Обществознание.

Формирование конституционного правосознания у учащихся...

Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания.

А часть из них непосредственно будут участвовать в работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов

Основные термины (генерируются автоматически): написание эссе, основная тема раздела, обществоведческий курс, знание, работа, факультативный курс, теоретический материал...

Проблемы преподавания правового компонента...

...обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве

В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при...

Практикумы по курсам «Социология» и «Политология» идентичны и состоят из трёх разделов.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Политическая компетентность современного школьника

Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков

Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для

Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти.

Потенциал использования цифровых игр в историческом...

...игр в историческом и обществоведческом образовании.

Жанр стратегического управления одним из государств мира в период с XVIII по XX вв

Отдельные элементы игрового процесса удачно были использованы при подготовке классного часа, «воспитательных...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории...

Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.

10 классуроки-семинар по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Отечественная война 1812 года».

Политика конфиденциальности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических

Политология. Государство, власть и властные отношения. Социология.

Содержание темы требует системных и глубоких знаний не только курса обществознания, но...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Теократическое государство. Самодержавная монархия.

Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.

— 431 с. Примерная программа основного общего образования: Обществознание.

Формирование конституционного правосознания у учащихся...

Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания.

А часть из них непосредственно будут участвовать в работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов

Основные термины (генерируются автоматически): написание эссе, основная тема раздела, обществоведческий курс, знание, работа, факультативный курс, теоретический материал...

Проблемы преподавания правового компонента...

...обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве

В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при...

Практикумы по курсам «Социология» и «Политология» идентичны и состоят из трёх разделов.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Политическая компетентность современного школьника

Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков

Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для

Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти.

Потенциал использования цифровых игр в историческом...

...игр в историческом и обществоведческом образовании.

Жанр стратегического управления одним из государств мира в период с XVIII по XX вв

Отдельные элементы игрового процесса удачно были использованы при подготовке классного часа, «воспитательных...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории...

Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.

10 классуроки-семинар по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Отечественная война 1812 года».

Политика конфиденциальности.

Задать вопрос