Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Автор: Фомина Светлана Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 27.05.2016
Статья просмотрена: 2731 раз
Библиографическое описание:
Фомина, С. А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/997/ (дата обращения: 29.03.2024).
Is designed to prepare pupils of 10–11 classes focused on the preparation and delivery of the exam in social studies.
Keywords: course, exam, GEF, essays, universal educational actions
В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на достаточно сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 9(мини-сочинения) части С, которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично ипоследовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные иметапредметные УУД.
Возникают противоречия между:
– требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;
– между необходимостью качественной подготовки учащихся 10–11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальностьпроблемы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе.
В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 10–11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.
Новизна программы факультативного курса определяется созданием методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини — сочинения с использованием авторского учебного пособия, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Цельюявляется качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.
Задачи факультатива:
- Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;
- Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики;
- Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
- Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия(лекции)посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.
В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.
Содержание курса построено в следующей последовательности:
1) освоение учащимисяособенностей жанра эссе;
2) изучениерекомендаций по подготовке к написанию эссе;
3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;
4) освоениеалгоритма написания эссе по обществознанию;
5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;
6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:
– «Философия»;
– «Социальная психология»;
– «Экономика»;
– «Социология»;
– «Политология»;
– «Правоведение».
Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;
7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».
Предлагаемый факультатив имеетпрактическую направленность, так как учащиеся:
– углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
– овладевают умениями и навыками написания эссе;
– учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
– совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:
– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;
– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;
– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения факультатива:
– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.
– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;
– познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.
Учебно-тематический план факультативного курса
Темы |
Занятия |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
1. Особенности жанра эссе |
1 |
1 |
|
2.Рекомендации по подготовке к написанию эссе |
1 |
1 |
|
3.Критерии оценивания задания С9; методика рецензирования эссе. |
2 |
2 |
|
4. Памятка для написания эссе по обществознанию |
1 |
1 |
2 |
5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой |
2 |
2 |
|
6. Написание эссе по философии |
1 |
3 |
4 |
7.Написание эссе по социальной психологии |
1 |
3 |
4 |
8. Написание эссе по экономике |
1 |
3 |
4 |
9. Написание эссе по социологии |
1 |
3 |
4 |
10.Написание эссе по политологии |
1 |
3 |
4 |
11. Написание эссе по правоведению |
1 |
3 |
4 |
12.Пробное написание эссе по заданной теме |
2 |
2 |
|
Всего |
9 |
25 |
34 |
Содержание занятий
Тема 1. Понятие эссе (1 ч.).
Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.
Тема 2. Рекомендации по подготовке к написанию эссе (1 ч.).
Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.
Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)
Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.
Тема 4. Памятка для написания эссе по обществознанию (2 ч.)
Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.
Тема 5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (2 ч.).
Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.
Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия»(4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».
Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.
Тема 7. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».
Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии
Тема 8. Написание эссе по разделу «Экономика»(4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».
Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.
Тема 9. Написание эссе по разделу «Социология» (4ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»
Тема 10. Написание эссе по разделу «Политология» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»
Тема 11. Написание эссе по разделу «Правоведение» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».
Тема 12. Пробное написание эссе по заданной теме (2 ч.)
Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.
Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием умения написания обществоведческого эссе.
На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.
Литература:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
- Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М.: Школа — Пресс, 2000.
- Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
- Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
- Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие — Самара: ООО «Офорт», 2011.
- Фомина С. А. Обществознание. 10–11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности — Волгоград: Учитель, 2015.
- Школьный словарь по обществознанию: 10–11: пособие для учащихся; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Похожие статьи
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, текст, общество, сложный план, проблема, ответ, узкий смысл, основная часть, научное суждение, теоретическое суждение.
Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...» Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе; Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной...
Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...
Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса.
Составление обществоведческого словаря.
Литература: Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан.
Обществознание в системе современного образования: место...
В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность...
Современная учебная литература по обществознанию...
Ключевые слова: учебная литература, методическая литература, общеобразовательная школа, обществознание, проблемы системы образования.
Кроме того, три основных раздела указанного учебника изложены в 432 страницах, что, как показывает практика, является...
Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...
Проводятся недели обществоведческого курса, в которых принимают участие школьники 5–11 классов.
– дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний
– работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания, которые...
Оценивание деятельности студентов-бакалавров
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»
Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим
Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)
Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе
Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов.
Основные термины (генерируются автоматически): вид эссе, учащийся, эссе, описательное эссе, русский язык, задание, слово, написание эссе, тип эссе, интегрированная...
Проблемы преподавания правового компонента...
Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права
Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека.
Похожие статьи
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, текст, общество, сложный план, проблема, ответ, узкий смысл, основная часть, научное суждение, теоретическое суждение.
Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...» Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе; Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной...
Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...
Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса.
Составление обществоведческого словаря.
Литература: Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан.
Обществознание в системе современного образования: место...
В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность...
Современная учебная литература по обществознанию...
Ключевые слова: учебная литература, методическая литература, общеобразовательная школа, обществознание, проблемы системы образования.
Кроме того, три основных раздела указанного учебника изложены в 432 страницах, что, как показывает практика, является...
Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...
Проводятся недели обществоведческого курса, в которых принимают участие школьники 5–11 классов.
– дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний
– работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания, которые...
Оценивание деятельности студентов-бакалавров
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»
Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим
Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)
Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе
Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов.
Основные термины (генерируются автоматически): вид эссе, учащийся, эссе, описательное эссе, русский язык, задание, слово, написание эссе, тип эссе, интегрированная...
Проблемы преподавания правового компонента...
Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права
Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека.