Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 01.06.2017

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Сарбалаева А. Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12432/ (дата обращения: 23.10.2018).



Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Ключевые слова: формирование понятий, ФГОС

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в новых ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей между объектами, использование элементов причинно-следственного анализа [1, с. 15].

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления — одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие — итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей.

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

В части А в ГИА и ЕГЭ задания сформулированы в пять блоков–модулей: «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная сфера», «Право». Проверяются умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий. В части В заданиями на выявление существенных признаков понятий являются задания В1 (ГИА, ЕГЭ), задания В4 и В7 (ЕГЭ). Развивают анализ, обобщение, систематизацию и классификацию задания В2 и В8 (ЕГЭ). Обучают сравнению задания В2 (ГИА) и В3 (ЕГЭ). Способствуют развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности задания В6 и С5 (ЕГЭ) [3, с. 18].

Работу над понятиями я разбила на несколько этапов.

Вводный этап. При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

  1. Обращение к этимологии слова.
  2. Выстраивание ассоциаций.
  3. Выделение существенного признака понятия.
  4. Установление категориальных принадлежностей.
  5. Сравнение с другими понятиями.
  6. Введение понятия.
  7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «монархия»:

  1. В переводе с греческого «мопа» — один, «archia» — власть.
  2. Ассоциации учащихся: король, наследство, Англия, пожизненно, тиран, принцесса Диана, решает всё сам.
  3. Существенный признак: единоличный правитель, передача власти по наследству.
  4. Категориальная принадлежность: тип государства по форме правления, виды монархии — абсолютная, парламентская, дуалистическая. Теократическое государство. Самодержавная монархия. Выборная монархия.
  5. Сравнение монархии и республики.
  6. Монархия — форма правления, при которой верховная власть одного человека передаётся по наследству, не является производной от какой– либо другой власти и не подлежит временному ограничению.
  7. Построение предложений, содержащих информацию о монархии (тренировка выполнения задания С5 в ЕГЭ) [4, c. 47].

Этап активизации знаний. На данном этапе можно выполнять с учащимися ряд заданий.

  1. Назови определение:

Группа людей, различающихся по правам и обязанностям, передающимся по наследству –...

Аналогичное задание, но с отработкой орфографических навыков:

Деление общества на страты в иерархическом порядке — стр...т...фи– кация.

  1. Конструирование понятия.

Из приведённых ниже слов составь обществоведческое определение: уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход (понятие прогресса).

  1. Составление учащимся «Карты понятия».

Пример: карта понятия «Деятельность»:

1) этимология слова — дело (в пер. со старослав.) — необходимое для общества, activity (в пер. с англ.) — активное взаимодействие;

2) деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;

3) раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;

4) взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;

5) реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;

6) уголок философа: виды деятельности по Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.

  1. Выстраивание логических схем [4, c.58].

Заполни схему (вверху справа), использовав следующие понятия: познание, суждение, чувственное, ощущение, рациональное, представление, понятие, умозаключение, восприятие.

  1. Обществоведческая дуэль.

Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример:

Преступление — наказание.

Виновность — юридическая ответственность.

Умысел — неосторожность.

Этап закрепления работы над понятийным аппаратом.

  1. Составление и решение кроссвордов по теме.
  2. Игра «Бинго».

Учащиеся имеют разный набор понятий по определённой теме. Учитель даёт определение понятию, учащийся закрывает понятие в таблице. Побеждает тот ученик, кто первым справился с работой. Пример: понятия по теме «Социальная сфера».

  1. Работа над понятиями при составлении индивидуальной образовательной траектории.
  2. Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.
  1. Вексель — письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты обозначенной на векселе суммы.
  2. Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (измерителя стоимости всех товаров).

Усвоение понятий — сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия [6, c. 98].

Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы: а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия, б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух, в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя» [7, c. 45]. Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса.

Использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком. Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения — это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

Литература:

  1. Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан. Ун-т, 2015. — 48с.
  2. Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко-культурный стандарт/ сост. Некрасова Л. И. — Томск: ТОИПКРО, 2016. — 136. с.
  3. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2010. — 606 с.
  4. Педагогика: [учебное пособие] /Н. Бордовская, А. Реан. — Санкт– Петербург: Питер: Питер Пресс, 2015. — 299 с. 14. Современные образовательные технологии. /Под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2013. — 431 с.
  5. Примерная программа основного общего образования: Обществознание. — М., 2012.
  6. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки–Веди, 2014. — С. 98–106.
  7. Туранская П. В. К вопросу о развитии понятийного мышления у студентов и выпускников СОШ / П. В. Туранская // Проблемы филологии: язык и литература. — 2010. — № 1. — C. 45–47.
Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, учащийся, изложение материала, использование элементов, научный язык, знание ряда, причинно-следственный анализ, разнообразная форма работы, существенный признак, вид деятельности.

Ключевые слова

ФГОС, формирование понятий

Похожие статьи

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

6) использование разнообразных форм представления результатов (текстовой, графической, символической и т. д.).

1/0. Оценка научно-понятийного аппарата работы.

2) изложение и анализ результатов проделанной работы проведены подробно, с наглядным...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.

Методы изложения материала для его обобщения...

1. Составление таблиц, с помощью которых прослеживаются знания о причинно-следственных связях в определенном разделе учебного предмета.

Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие понятийного мышления младшего школьника

Причинно-следственные связи мы устанавливаем, объясняя происходящее

Пример: Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак...

Классификация методов обучения | Статья в журнале...

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований

Объяснение (это монологическая форма изложения).

‒ последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Сочинения с элементами рассуждения — новый вид работы. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Анализ работ В. С. Аванесова, В. П. Беспалько, В. М. Соколов, А. О. Татур и др[1;2;3]. исследователей показал

На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием тестового контроля, портфолио.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

На уроке изложения слабоуспевающим учащимся дается больше времени на восприятие материала.

М.: Знание, 1976. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

6) использование разнообразных форм представления результатов (текстовой, графической, символической и т. д.).

1/0. Оценка научно-понятийного аппарата работы.

2) изложение и анализ результатов проделанной работы проведены подробно, с наглядным...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.

Методы изложения материала для его обобщения...

1. Составление таблиц, с помощью которых прослеживаются знания о причинно-следственных связях в определенном разделе учебного предмета.

Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие понятийного мышления младшего школьника

Причинно-следственные связи мы устанавливаем, объясняя происходящее

Пример: Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак...

Классификация методов обучения | Статья в журнале...

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований

Объяснение (это монологическая форма изложения).

‒ последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Сочинения с элементами рассуждения — новый вид работы. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Анализ работ В. С. Аванесова, В. П. Беспалько, В. М. Соколов, А. О. Татур и др[1;2;3]. исследователей показал

На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием тестового контроля, портфолио.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

На уроке изложения слабоуспевающим учащимся дается больше времени на восприятие материала.

М.: Знание, 1976. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Задать вопрос