Автор: Малышева Анастасия Сергеевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12286/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в современном мире.

Ключевые слова: правовой компонент, цели правового образования, обществоведение, средняя школа, правосознание, обучение

Государство и право существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Они представляют собой одни из самых древних институтов, с помощью которых человечество решает происходящие в обществе проблемы. С того момента как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемой частью всех происходивших событий и процессов. В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством, относится к тем ценностям, без которых существование современного общества просто невозможно. Право является действенным регулятором общественных отношений, обеспечивает общественный порядок и справедливость.

Необходимость изучения правовых проблем в школе возникла еще в советское время. Методисты разработали систему способов и приёмов воспитания юного гражданина в советской правовой модели. В 2004 г. был издан стандарт по правоведению, тематический блок «право» вошёл также в школьный курс обществознания. Методисты определили содержание, но, несмотря на обширный круг выпущенных пособий, методических разработок, остается актуальным вопрос методики преподавания.

На сегодняшний день правовое образование является составной частью программы обучения в основной и старшей школе. Особенно после того, как было изменено законодательство Российской Федерации, а сегодня очень активно вносятся изменения и поправки во многие нормативно-правовые акты, правовое обучение стало играть важную роль в социализации подрастающего поколения. Юридические знания человек получает в процессе правового обучения. Обучение основам права начинается в основной школе, далее более углубленное изучение права продолжается в старшей школе.

При изучении правового материала на уроках обществознания целесообразно, основываясь на деятельностном подходе, применять активные формы учебной работы школьников. К ним относятся: эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), «мозговой штурм», написание творческих сочинений, работа над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов.

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413, правовое обучение должно включать: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития [4].

Правовое воспитание и образование должны быть направлены не только на получение знаний о праве и законодательстве, но и на формирование у людей убеждения в необходимости следовать правовым предписаниям, вырабатывание умений и навыков реализации норм права. Полученные знания должны превратиться в личные убеждения, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать законы, проявлять правовую активность. Формирование убеждения в значимости права — процесс длительный и противоречивый и начинается с правового образования.

Стратегическая задача развития школьного обществоведческого образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. В настоящее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации на стадии согласования находится Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» в средней школе. Обществознание — это особый предмет, имеющий свою специфику. Именно обществознание знакомит школьника с базовыми политологическими понятиями, помогает самым юным гражданам понять, что такое общество, государство, личность, как эти категории соотносятся друг с другом. Здесь в значительной степени формируется и политическая, и правовая культура школьников, формируется их осознание ценности и значения закона, права, и, конечно, базового правового документа — Конституции России.

Предмет «Обществознание» отличается междисциплинарным комплексным характером, который должен быть сохранен при разработке и принятии Концепции модернизации содержания и технологий преподавания обществознания в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Обществознание учит многому, но именно широта охвата несет в себе риски бессистемности и отрывочности полученных знаний, снижает интерес к предмету как у учеников, так и у педагога, и порой приводит к появлению некачественных учебников и учебных пособий. Обществознание не сводится только к знакомству с основами правоведения, однако преподавание основ права имеет важное значение для правового образования и правового воспитания.

Целями правового образования являются:

‒ развитие личности учащегося, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, знающего свои права и свободы, умеющего ими пользоваться и защищать их; уважающего закон и правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности; формирование его представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях;

‒ воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам и правопорядку;

‒ освоение знаний об основных институтах, принципах и нормах права, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав и охраняемых законом интересов, исполнения гражданских обязанностей, правомерного поведения в социуме;

‒ овладение навыками, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в повседневной жизни, умением использовать возможности правовой системы России;

‒ развитие основ правовой культуры; культуры поведения в рамках закона и общепринятых правил.

В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям и общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет собой совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности на основе правовых норм. В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:

‒ получение ребенком правовой информации, — это может быть как стихийный процесс, так и организованный, предполагающий системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;

‒ процесс личностного усвоения правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рациональном и волевом уровнях;

‒ реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.

Таким образом, формирование морально-нравственной основы правового государства напрямую связано с развитием в обществе правового и политического сознания, психологии и идеологии, правовой культуры общества в целом. Правовая культура оказывает непосредственное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов, выше степень общественной активности граждан. Высокий уровень правовой культуры является показателем зрелости всей правовой системы государства, важнейшим признаком правового государства. В формировании идеологии общества огромную роль играет учитель, который по роду своей деятельности формирует элементы правовой культуры.

Необходимо помнить, что правовое государство, развитое гражданское общество возникают там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, которые необходимо воспитывать. В таком воспитании огромную роль играет именно правовой компонент обществознания. Знание истории и теории государства и права, действующих правовых норм, определяющих законодательные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов и организаций, имеет очень важное значение для современной России. От степени понимания происходящих в обществе процессов, от умения компетентно участвовать в общественных делах, от уровня правосознания и правовой культуры современного молодого поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня залогом стабильного развития и процветания России.

Литература:

  1. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. / С. А. Морозова. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.
  2. Туркина О. Д. Воспитание правовой культуры в условиях построения правового государства // URL.: http://www.libsakh.ru/?div=express&hid=119
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089 // URL.: http://base.garant.ru/6150599/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897 // URL.: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/9:2
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 URL.: http://ivo.garant.ru/#/document/70866626/paragraph/161:5
Основные термины (генерируются автоматически): правового образования, правовой культуры, цели правового образования, правового государства, преподавания правового компонента, Российской Федерации, общего образования, средней школе, уровень правовой культуры, обществоведческого образования, процессе правового, государственный образовательный стандарт, Федеральный государственный образовательный, Целями правового образования, правового компонента обществоведческого, правовой компонент, проблемы преподавания правового, процессе правового образования, науки Российской Федерации, процессе правового обучения.

Ключевые слова

обучение, правосознание, средняя школа, правовой компонент, цели правового образования, обществоведение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос