Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога
Авторы: Глебова Анна Сергеевна, Соловьева Евгения Владимировна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 2999 раз
Библиографическое описание:
Глебова, А. С. Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога / А. С. Глебова, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1018/ (дата обращения: 30.10.2024).
- Метод проектов – это метод развития творческих способностей, в основе которого лежит построение проекта, отражающего цель, средства и методы работы. Широкое распространение метод проектов получил в США – У. Х. Килпатрик, 1918 г. Он различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле слова, включая развлечение), проект решения проблемы (или интеллектуального затруднения), проект упражнений. Метод проектов в современном образовательном пространстве часто используется такими дисциплинами, как технология, физика, химия, биология, экология, педагогика, психология, социология, политология и т.д. Психолого-педагогическое обоснование и эффективность метода проектов отражается в кандидатских и докторских диссертациях. В таком контексте интересно будет отметить следующую классификация видов обучения, из которой будет ясен смысл моделирования проектов и их значимость в деятельности педагога и обучающихся:
- Репродуктивное обучение (сообщающе-иллюстративное, традиционное) – это вид обучения, в основе которого лежит модель получения готовых знаний от учителя (преподавателя) с последующим закреплением, обобщением, систематизацией и контролем. Репродуктивное обучение еще называют традиционным обучением, поскольку впервые предложенное Я. А. Коменским, оно является до сих пор основополагающим и доминирующим в сузах. Проектная деятельность и моделирование в структуре учебных занятий отсутствует.
- Продуктивное обучение – это вид обучения, который предполагает создание чего-то нового в рамках и особенностях изучаемого предмета. Например, написание сочинений, создание проектов, участие в научной, научно-практической конференции с авторской разработкой и т.д. Данный вид обучения является самым главным видом обучения в моделировании проектов.
- Все остальные виды обучения имеют в своей основе составляющие вышеперечисленных видов обучения (репродуктивного и продуктивного обучения):
- Проблемное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит проблема (несоответствие), определяемая и решаемая в ходе планомерно организуемого процесса изучения нового материала. В качестве несоответствия могут быть как проблемные задачи, так и проблемные ситуации. Теорию и практику проблемного обучения рассматривали такие педагоги, как В. Оконь, А. М. Матюшкин, Р. И. Малофеев, М. И. Махмутов и др. Продуктами проблемного обучения может явиться нестандартно решенная проблемная задача, а может быть и проект, фасилитирующий решение проблемной ситуации в педагогике.
- Развивающее обучение – это вид обучения, который впервые предложил Занков Л. В. В основе данного обучения лежит психолого-педагогическая модель: учащемуся создают условия для перехода из зоны актуального развития в зону ближайшего развития посредством минимальной помощи со стороны воспитателя, педагога или родителя; в тот момент, когда был осуществлен данный переход, зона ближайшего развития стала зоной актуального развития. Перефразируя Л. С. Выготского, можно отметить, что под зоной актуального развития можно понимать совокупность знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, которыми учащийся обладает на настоящий момент времени, а под зоной ближайшего развития – все те ЗУН-ы, СУД-ы, СЭН-ы, которые он может получить при минимальной помощи извне (учителя, совокупность традиционных и новых информационных средств обучения: книги, справочники, электронные словари, электронные энциклопедии и пр.).
- Программированное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит определенный алгоритм, реализуемый техническими средствами. Различают линейное и разветвленное программированное обучение. Программированное обучение нашло своё продолжение в компьютерном обучении.
- Компьютерное обучение – это вид обучения, организованный посредством использования компьютера и программного обеспечения, отражающего цель и задачи обучения, запросы, потребности учащихся и их индивидуальные особенности, обеспечивающие эффективность данного вида деятельности.
- Модульное обучение – это вид обучения, в основе которого лежат самостоятельные дидактические единицы, называемые модулями. Модули содержат в себе раздел изучаемого предмета или дисциплины, в котором четко определены виды, формы, методы, средства обучения и контроля. Специфичность данного вида и метода обучения нашла отражение в работах педагогов, раскрывающих особенности обучения в средней и высшей школе. В высшей школе итог, на котором высвечиваются знания, умения, навыки студентов по определенному модулю называют коллоквиумом, рубежным контролем и т.д.
- Суггестивное обучение – это вид обучения под воздействием суггестии (внушения). Впервые был предложен Д. Лозановым для изучения иностранного языка. Повышаются дидактические возможности, так в течение урока учащиеся запоминают 250-350 новых слов (традиционный урок обеспечивает изучение 5-12 новых слов).
- Игровое обучение – это вид обучения, в основе которого лежит определенная игра со своими правилами и нормами. Игровое обучение решает определенные дидактические проблемы современной школы. Это и снижение интереса к учению, и низкий уровень мотивации деятельности, и низкая коммуникативная культура, и отрицательный фон обучения и т.д. Игровое обучение при выборе необходимого уровня и степени сложности обеспечивает устранение вышеперечисленных недостатков традиционной системы обучения, но неправильное использование методов и средств игрового обучения отрицательно сказывается на дальнейшем формировании и развитии учащихся в рамках организуемого вида обучения и изучаемого предмета.
- Адаптивное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит определенная адаптация (приспособление кого-либо к чему-либо). Адаптивное обучение применяется в учреждениях, где организуются моделируемые особенности деятельности – это может быть обучение военному делу (подводная, надводная, воздушная деятельность курсантов), профессионально-техническое обучение (работа в шахтах, на электростанциях, металлургических предприятиях и т.д.) и т.п.
- Уровневое обучение – это вид обучения, в основе которого лежит ступенчатая или концентровая система общедидактических аспектов деятельности учащихся (студентов) и учителей (преподавателей), где каждому уровню соответствует своя модель учебной и оценочно-отметочной системы ЗУН-ов, СУД-ов, СЭН-ов и др., обеспечивающей преемственность, индивидуализацию, интеграцию, целостность, системность всех подструктур педагогического взаимодействия. Уровневое обучение на каждом своём уровне предусматривает усложнение, усиление, обогащение (в сравнении с предыдущим уровнем, где первый уровень должен быть качественно и количественно пропорциональным или соответствующим по особенностям сложности и трудности материала тем индивидуально-групповым характеристикам, которые являются предопределяющими результативность и эффективность процесса обучения) всей системы последовательно-определенных элементов учебного процесса.
- Единство репродуктивного и продуктивного обучения предусматривает использование всех видов деятельности, а, следовательно, организацию более качественного обучения в системе среднего и высшего образования. В зависимости от потребностей и целей педагогического взаимодействия выбирают тот или иной вид обучения со своей специфически определенной совокупностью методов, средств и форм организации занятий. Использование метода моделирования и метода проектов в структуре сузов и вузов объективно повышает уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся, студентов и педагогов. Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Несомненна роль данного феномена в определении перспектив работы с обучающимися и студентами, а также в реализации всевозможных акметехнологий, акметраекторий современного обучения и образования в системе начального, среднего и высшего профессионального образований. КСР – это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности. Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Примеров такого рода практики в мировой культуре и истории предостаточно, ведь все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализованный в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики.
В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации. При соблюдении требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как полиаспектному феномену, рассматривающему самостоятельную работу как форму, метод, средство педагогического взаимодействия, условие и норму самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи можно создать благоприятные условия для становления личности обучающегося как носителя и творца культуры, искусства, деятельности, общения. Такого рода работа неоднократно проверена студентами педвуза в ходе прохождения педагогических практик, выполнения творческих проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ. В современной педагогике одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР в высшей школе является моделирование в своём многообразии видов, форм и средств. В связи с этим, в структуре формирования КСР педагога и результативного (успешного, продуктивного) моделирования и внедрения результатов моделирования в деятельность, является функцией: интеллектуального развития; мотивации деятельности; здоровья; уровня притязаний личности; самооценки; микро-, мезо-, макро- и мегастимулирования в системе ограничений и возможностей: спрос-предложение, возможности-способности, потребности-соцзаказ и пр.; социального статуса в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, трансформирующего модели отношений и преобразований личности с детства на протяжении всей жизни.
-
Условия формирования КСР педагога – это
соблюдение системы принципов педагогического или
социально-педагогического взаимодействия.
- Математически можно рассчитать продуктивность формирования КСР педагога, но, к сожалению, в педагогике и психологии существует постулат о несравнении данных феноменов, т.к. любое сравнение приводит только к проблемам аксиологического генеза, связанных с полисубъектными факторами социального пространства. Поэтому при получении любого продукта (проекта) можно твердо отметить определенный уровень сформированности КСР педагога, а его качество является показателем данной деятельности. Результаты исследования проблемы формирования КСР педагога отражены в монографиях, учебных пособиях, научных статьях.
Литература:
- 1. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
- 2. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. – 359 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–270–0.
- 3. Баранова, Е. А. Культура самостоятельной работы и модели самореализации девушек-регбисток / Е. А. Баранова, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.50-54.
- Математически можно рассчитать продуктивность формирования КСР педагога, но, к сожалению, в педагогике и психологии существует постулат о несравнении данных феноменов, т.к. любое сравнение приводит только к проблемам аксиологического генеза, связанных с полисубъектными факторами социального пространства. Поэтому при получении любого продукта (проекта) можно твердо отметить определенный уровень сформированности КСР педагога, а его качество является показателем данной деятельности. Результаты исследования проблемы формирования КСР педагога отражены в монографиях, учебных пособиях, научных статьях.