Библиографическое описание:

Трандина О. П., Осина И. С., Петрова Н. В. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 26-30.



Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний.

В настоящее время, в эпоху компьютерной революциивстречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будетматематиком», безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, мы считаем, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

На основании выше изложенного, нами был разработан и успешно реализован проект: «Математика вокруг нас», целью которого является: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагогов, детей и родителей.

Каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький исследователь. Поэтому девизом проекта послужили слова Л. С. Выготского: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. Познавай, чувствуй, твори!»

Определив, актуальность выбранной темы проекта мы выделили следующие задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать и видоизменять;
  3. Формировать предпосылки для поисковой и экспериментальной деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников;
  4. Развивать умения определять возможные методы решения логических задач и головоломок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. Вызвать у детей желание участвовать в математических викторинах, игровой, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  6. Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.

Реализация проекта проходила через различные виды деятельностипо направлениям и блокам с последующими этапами:

− 1 этап: Ориентировочный.

На этом этапе проведен аналитический обзор литературы по проблемам развития познавательной активности у дошкольников; проанализирована оснащенность предметно-развивающей пространственной среды в каждой группе.

− 2 этап: Моделирующий.

На втором моделирующим этапе была создана творческая группа родителей и педагогов, которая ознакомлена с идеей проекта и созданием совместного плана по реализации проекта.

− 3 этап: Деятельностный.

На данном этапе шла реализация математического проекта: «Математика вокруг нас».

Длительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Проект был разделен на 4 недельных блока:

− 1 (неделя) блок: «Волшебные цифры»

− 2 (неделя) блок: «Человек и время»

− 3 (неделя) блок: «Геометрические фигуры»

− 4 (неделя) блок: Обобщающий блок

Основным направлением в области: «Познания», было познавательное развитие.

  1. Направление: познавательное развитие.

Это направление было направлено в основном на непосредственную образовательную деятельность, которая проходила в нетрадиционных формах таких, как: «Математический КВН», викторина «Хочу все знать», клуб «Веселых и находчивых». В день открытых дверей для родителей в старших группах «Непоседы» и «Лучики» были проведены открытые занятия на тему: «Путешествие во времени», «Путешествие в страну геометрических фигур».

  1. Направление: речевое развитиев области «Коммуникация».

Чтение художественной литературы: по первому блоку: произведение С. Катаева «Цветик-Семицветик», В. Сутеева «Три котенка», народные и авторские сказки, в которых встречаются цифры (русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие).

По второму блоку: литературные посиделки и викторины: стихи, загадки, пословицы и поговорки — все о временных представлениях. Сюда вошли произведения С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Михалкова «Моя неделя», Я. Н. Бжехва «Муха и дни недели», А Усачева «Семь дней недели», сказка о потерянном времени.

Рис. 1.

Хотим отметить, что в данном направлении нам помог изготовленный в сотворчестве родителей и детей лэпбук: «Занимательная математика»

Лэпбук — сравнительно новое информационное средство обучения. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Здесь и веселые стихи Марка Шварца о цифрах; «Цифры в названиях сказок» — находка, которая позволила нам с детьми вспомнить, перечитать, да и просто пересмотреть иллюстрации данных произведений. Мы взрослые практически не употребляем пословицы и поговорки в повседневной жизни, естественно и у наших детей на слуху их тоже нет; поэтому, благодаря лэпбуку нам удалось немного заполнить этот пробел. Отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить её содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

  1. Направление: игровая деятельность.

Здесь нельзя не сказать о том, что за время проведения проекта пополнилась и стала более разнообразна предметно-развивающая пространственная среда в группах.

Во-первых: дидактическими, настольно-печатными играми и пособиями пополнился уголок математики: «Форма, цвет, величина»: наборы с плоскостными геометрическими фигурами и цифрами «Учимся считать», Блоки Дьенеша, изготовлено пособия с прищепками, материал для подвижных игр и физминуток, разработана картотека математических игр: «Калейдоскоп математических дидактических игр», а так же головоломки и лабиринты, ребусы и кроссворды».

  1. Направление: изобразительная деятельность.

Как объединить математику и изобразительную деятельность? На помощь к нам пришла японская техника работы с бумагой — оригами.

Во-первых: все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, одна из точек соприкосновения с математикой. Поделки оригами выполняются с показом и по словесному пояснению, тем самым закрепляются такие понятия, как: угол, сторона, длинная, короткая, вершина, диагональ и т. д.- а это, как мы знаем математические понятия. И третье, что тоже немало важно это развиваются сенсорно-моторные навыки у детей, что способствует формированию навыков письма.

  1. Направление: «Вместе с семьёй».

В старшей группе «Лучики» дети в сотворчестве с родителями изготовили математическое пособие: «Стрелки бегают по кругу», целью которого является формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

В старшей группе «Непоседы» дети в сотворчестве с родителями изготовили дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Цветные дорожки», целью которого, является развивать математические представления у детей, через приемы сравнения, обобщения систематизацию и смыслового соотнесения.

В средней группе «Звёздочки» дети в сотворчестве с родителями изготовили материал для непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений всредней группе детского сада на тему: Путешествие по сказке «Маша и медведь».

Программные задачи:

  1. Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб;
  3. Закреплять навыки порядкового и количественного счета (в пределах 5);
  4. Воспитывать интерес к занятию по математике.

Материал к занятию:

  1. Раздаточный материал — полоски разной длины, елочки разной высоты, карточки для количественного счета;
  2. дидактический материал — геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), геометрические тела (шар, куб, цилиндр), картинки «части суток», иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

− Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с героями сказки «Маша и медведь», по пути будем выполнять задания. В путь!

− С дедушкой и бабушкой, внученька жила,

− Как-то раз пошла она,

− В лес с подружками одна.

− По тропинке в лес идут, дружно песенки поют,

− Бабочки летают, крылышками порхают,

− На цветочек сесть хотят.

Дидактическое упражнение «Выложи цветы».

Воспитатель:

− На карточке нарисованы бабочки, нужно узнать, всем ли бабочкам хватит цветов? Выложите на карточке цветы под каждой бабочкой и проверьте.

Дети:

Цветов хватит всем бабочкам. Бабочек и цветов поровну.

Воспитатель:

− Дальше Машенька идет,

− Вот грибочки здесь растут.

Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

Воспитатель:

− Посмотрите на картину и сосчитайте, сколько грибов собрала в корзину Машенька?

Дети:

− Всего пять грибов.

Воспитатель:

− В темный лес попала вдруг,

− Ели там растут вокруг,

− И стоят совсем не так,

− Нужно Машеньке помочь,

− Елочки расставить в ряд,

− Чтоб стояли все они по высоте,

− От самой низкой до самой высокой.

Дидактическое упражнение «Расставь елочки по высоте».

Воспитатель:

− Как вы расставили елочки?

Дети:

− Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.

Физкультминутка «Мы поедем в лес» Дети — машины, каждая имеет свой номер (геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник). В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины возвращаются из путешествия и находят свой гараж, соответствующий своему номеру машины.

Воспитатель:

− В какой гараж приехали ваши машины?

Дети:

− Наши машины приехали в гаражи, которые обозначены геометрические фигурами.

Воспитатель:

− Вот избушка маленькая, Машенька вошла,

− Там хозяин Мишка был, пригласил пожить.

− Согласилась Машенька, да за дело сразу,

− Смело принялась, и порядок Мише быстро навела.

Дидактическое упражнение «Назови геометрические тела».

Воспитатель:

− Назвать геометрические тела, которые стоят на столе и найдите похожие в группе.

Дети:

− Цилиндр, шар, куб.

Воспитатель:

− Много пирогов медведю, Маша напекла,

− Стала думать, как бы ей сбежать?

− В короб положила и спряталась сама,

− Мишка косолапый по лесу идет,

− Песни напевает, Машеньку несет.

− Все дорожки разные, длинные слегка.

− Много и коротеньких, разложи пока.

Дидактическое упражнение «Разложи полоски».

Воспитатель:

− Разложите полоски по длине, от самой короткой до самой длинной».

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

− Мишка наш усталый по лесу идет.

− Мышка на дорожке, а за нею зайка,

− Ежик на тропинке, рыжая лисичка, а за нею волк.

(Картинки зверей выставляются на доске).

Дидактическое упражнение «Назови, кто за кем?».

Дети выполняют задание

Воспитатель:

− До деревни Мишка, миленький дошел.

− Вот уж вечер думал он, а может день?

(На столе у детей картинки «части суток»).

Дидактическое упражнение «Назови части суток».

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

− Дома бабка, с дедкою, рядышком сидят,

− Внучку ждут они, и в окно глядят.

− Увидали Машеньку, стали целовать,

− Умницей, пригоженькой, стали называть.

Воспитатель:

− По какой сказке мы сегодня путешествовали?

Ответы детей.

Воспитатель:

− Вы сегодня все молодцы, справились со всеми заданиями. Молодцы!

Оригинальностью нашего проекта: «Математика вокруг нас»обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

  1. Пополнились уголки по формированию элементарных математических представлений более разнообразными пособиями и дидактическими играми;
  2. В воспитательно-образовательном процессе реализовывался принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Например: одну из серий занятий объединили одной темой: «Человек и время», где наряду с задачами по развитию временных представлений решались исследовательские задачи путем экспериментирования. Дети не только знакомились с временными представлениями, но и опытным путем определяли: «Как день сменяет ночь?»,«Как происходит смена времен года?».
  3. Дети стали более активно включаться в математические игры на развитие логики и быстроты мышления; участвовать в преобразовательной деятельности, самостоятельно использовать способы познания и экспериментирования, научились намечать последовательные шаги в игровых ситуаций.

Таким образом, мы считаем что, совместная работа над проектом помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей групп, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы — проектированию.

Литература:

  1. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2001 г.
  2. Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г.
  3. Михайлова З. А. Математика от трех до семи СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г.
  4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение,2003 г.
  5. Киселева Л. С. Ч., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности детского сада. — М.: Просвещение,2004 г.
  6. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — 2-е изд., и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  8. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): элементарных математических представлений, детей дошкольного возраста, формированию элементарных математических, обучения детей математике, развития познавательной активности, формирование элементарных математических, геометрическими фигурами, дошкольниками математических представлений, математических представлений «Цветные, математических представлений всредней, логическое мышление, проектной деятельности, Развитие математических способностей, Формирование начальных математических, Формирование элементарных математических, формирование элементарных представлений, познавательную активность, познавательное развитие, «Калейдоскоп математических дидактических, Проблема обучения детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос