Автор: Найденова Анна Сергеевна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Найденова А. С. Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 135-138.



Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности, мною была смоделирована игровая ситуация с целью постановки проблемы и создания мотивации, были подобраны упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, были использованы дидактические пособия, наглядный материал, физкультминутки, технические средства — компьютер, запись фоновых заставок и мелодия к музыкальной игре.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Цель: закрепление пройденного материала

На занятии решались следующие задачи:

Образовательные:

– учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; определять геометрические формы путем тактильных ощущений, отличать фигуры путем наложения их друг на друга; отличать их физические свойства;

– отвечать на вопрос «сколько?», закреплять понятия «один», «много», «ни одного», «нисколько»;

– учить сравнивать два предмета по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами «длинный — короткий», «длиннее — короче».

Развивающие:

– совершенствовать связную речь; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; пространственную ориентировку;

Воспитательные:

– воспитывать доброту, отзывчивость.

Здоровьесберегающие:

– повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

Ребята заходят в группу.

— Ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

— У нас с вами необычный день. Вы любите сказки? Я буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны? А на каком транспорте мы туда отправимся?

Дети называют виды транспорта.

—Мы полетим туда на самолете. Вы забыли, что я волшебница. Сейчас я превращу наш ковер в самолет! Рекс,пекс,фекс! Готово! Садитесь на ковер и закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!»

(Звучит музыка «В гостях у сказки».)

Основная часть.

Объединение предметов.

Вот мы и прилетели в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Это сказка...

Дети: ТЕРЕМОК.

— Посмотрите, ребята, герои сказки «Теремок» нас встречают.

(На столе стоят куклы из настольного театра «Теремок».)

— Ребята, вспомните, какие звери поселились в теремке?

Дети: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

— Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.)

— А сколько там было лягушек? мышек? лисичек? (Одна.)

— А сколько у нас в группе ребят? (Много.)

— Молодцы!

— А давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке?

Дети: сломал домик.

— А почему так случилось, что медведь сломал дом.

Дети: потому что дом был маленький, а медведь большой.

— Ребята, звери нас просят, чтобы мы им построили новый домик. Поможем им?

Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».

— Дом мы будем строить из чего?

Дети: из кубиков.

— Какую геометрическую форму напоминает нам кубик?

Дети: квадрат.

— Ребята, возьмите в правую и левую руку по одному кубику и все вместе постройте большой дом.

— Молодцы, звери благодарят вас за новый дом. Теперь они зимой не замерзнут. Давайте попрощаемся со сказкой «Теремок» и поспешим в новую сказку.

Физкультминутка.

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх — хлопок,

Руки вниз — хлопок другой.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Моделирование. Геометрический материал.

Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

Дети: КОЛОБОК.

— Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось?

Воспитатель подносит к уху колобка.

Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу, потерял баночку с мыльными пузырями и теперь он не может надувать пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой пузырь.

Проводится игра «Раздувайся пузырь».

— Надувался-надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь. Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей. Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.

(Дети собирают круги из 4-х частей).

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас пузыри одного цвета или разного?

Дети: разные.

Спросить у каждого ребенка, какого цвета у него получился пузырь.

— Кто мне подскажет, на какую геометрическую форму похож пузырь?

Дети: на круг.

— Правильно. Посмотрите, сколько у нас получилось кругов?

Дети: много.

—Колобок обрадовался, но он просит сделать для него такую дорожку, чтобы он не повстречал лису, очень не хочется ему, чтоб его съели. Поможем?

Дети: Да.

Нанизывают шарики в порядке желтый-красный-синий

Какие красивые дорожки получились для Колобка!!!

— Ребята, а вот посмотрите, здесь еще две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету. Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета?

Дети: зеленая, желтая.

— Правильно. А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее.

Дети: по желтой.

— Правильно. А почему?

Дети: потому что она короче.

— А как вы узнали, что эта дорожка короче, а эта длиннее.

Дети: нужно положить одну дорожку на другую и соединить их верхний край.

Молодцы, дети, теперь скажем Колобку до свидания и поспешим по короткой дорожке в следующую сказку.

— Молодцы.

— Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку.

Возле леса, на опушке,

Там 3 стула и 3 кружки,

3 кровати, 3 подушки.

Отгадайте, без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: ТРИ МЕДВЕДЯ.

(На разных стульях сидят три медведя.)

— Давайте вспомним, как звали медведей?

Дети: Михайло Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка.

— Кто из них самый большой?

— Кто самый маленький?

— Что медведи любят кушать?

Дети: мед, малину.

— Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинце — медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?

Дети: много.

— Они одинаковые или разные?

Дети: разные.

— Эта печенюшка похожа на какую геометрическую форму?

Дети: квадрат

— А эта?

Дети: круг.

— Ребята, а чем отличается квадрат от круга?

Дети: у квадрата есть углы, а круга нет углов.

— Правильно.

— Но прежде чем мы угостим медведей печеньем, раздадим им миски. Эта миска какая?

Дети: большая.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Михайло Потапычу, потому что она большая.

— Эта миска какая?

Дети: поменьше.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Анастасии Петровне, потому что она поменьше.

— Эта миска какая?

Дети: маленькая.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Мишутке, потому что она маленькая.

— А теперь разложите печенье так, чтобы большие были у МихайлаИваныча, поменьше — у Анастасии Петровны, а маленькие — у Мишутки.

— Ребята, вы помните сколько у меня было печенья в корзинке?

Дети: много.

— Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?

Дети: ни одного.

— Мишки вас благодарят за угощенье, говорят спасибо и маленький Мишутка предлагает вам сыграть в музыкальную игру. Вы согласны?

Дети: да.

Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением.

Я бурый медвежонок,

Меня должны все знать.

Люблю я мед и сахар,

Люблю потанцевать.

А теперь, все мальчики, попрыгайте, как зайчики,

А теперь все девочки попрыгайте, как белочки.

— Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с мишками, скажем им до свидания и поспешим на ковер самолет. Закрываем глаза и полетели! Группа, группа, отзовись, нам ребятам покажись!

(Звучит музыка.)

— Вот мы и снова в группе.

Итог

— В каких сказках мы побывали?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».

— Какие добрые дела мы сделали?

Дети: построили дом для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.

— Из чего мы построили дом для зверей?

Дети: из кубиков.

— На какую геометрическую форму похож кубик.

Дети: на квадрат.

— Что подарили Колобку?

Дети: мыльные пузыри.

— На какую геометрическую форму похож пузырь?

Дети: на круг.

— Чем угощали медведей?

Дети: печеньем.

— Печенье было одинаковой формы или разной?

Дети: разной: квадратное и круглое.

— Понравилось вам путешествие?

Дети: да.

— Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем гулять.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений

«Сказочные приключения»

Мною было проведено комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказки» для детей 2 младшей группы.

Возраст детей —3–4 года.

Тип занятия — интегрированное, закрепляющее.

При планировании занятия были учтены программные задачи, поставленные в программе «Тропинки» для данной возрастной группы по формированию элементарных математических представлений: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (много, мало, нисколько, ни одного). На занятии широко примела наглядный материал и материал, направленный на преимущественное решение познавательных задач с помощью наглядно-образного мышления (путем практического манипулирования и образного представления).

С детьми была проведена предварительная работа на занятиях и в повседневной жизни в форме:

– Совместной деятельности: свободное общение по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок.

– Образовательной деятельности в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей; разрезные картинки и пазлы по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя»; подвижные и малоподвижные игры.

– 3.Самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр.

– Большое внимание уделяла словарной работе.

В начале занятия я мотивирую детей на игровой, практический характер занятия, объединяя его единым сюжетом, предлагая им путешествовать по сказкам.

В ходе занятия я использовала разнообразные формы и методы: проблемная ситуация (как помочь зверям, потому что медведь сломал их дом; как помочь колобку, ведь он потерял баночку с мыльными пузырями в лесу), дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания (сделай пузырь для колобка, угости медведей печеньем)

Здоровьесберегающие задачи я решала посредством рациональной организации двигательной деятельности детей, с физкультминутки «Мы идем в поход», малоподвижной игры «Раздувайся пузырь», музыкальной игры «Я бурый Медвежонок».

Широко использовался наглядный и раздаточный материал.

В заключительной части подвели итог НОД.

На мой взгляд все моменты совместной деятельности с детьми логичны и последовательны, подчинены одной теме. Дети были активны, им было интересно, так как приёмы несли игровой характер, побуждали к самостоятельной деятельности, быстрая смена заданий и использование физкультминутки, игры малой подвижности и музыкальной игры не позволили детям устать. Они отвечали на поставленные вопросы, проявляли положительные эмоции. На протяжении всего занятия мотивировала детей на успех похвалой.

Я считаю, что, поставленная цель НОД достигнута. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям.

Основные термины (генерируются автоматически): формированию элементарных математических, элементарных математических представлений, геометрическую форму, непосредственной образовательной деятельности, следующую сказку, наглядный материал, сказкам «Теремок», мыльными пузырями, физические свойства, следующую сказку быстрее, дидактические игры, ходе занятия, деятельности детей, математических представлений «Сказочные, музыкальной игры, геометрическую форму похож, Конспект непосредственной образовательной, закрепление пройденного материала, математических представлений «Путешествие, качественного проведения непосредственной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос