Автор: Мандрыкина Галина Александровна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Мандрыкина Г. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1855/ (дата обращения: 26.02.2018).



Тема: «Сравнение по объёму»

Цель: Формировать представления об объёме жидких и сыпучих веществ.

Задачи:

  1. Сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки.
  2. Закрепить представление о сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
  3. Закрепить понятие о том, чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
  4. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
  5. Развивать воображение, логическое и вариативное мышление, внимание, память, тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение.
  6. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Методы и приёмы:

  1. Словесные методы: беседа, вопросы, художественное слово.
  2. Наглядно-иллюстративный метод.
  3. Слуховой метод.
  4. Игровой метод: дидактические игры.
  5. Поисково-исследовательский метод: эксперимент с крупой.
  6. Рефлексивный метод.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: чайник с водой; две кастрюли одинакового объёма, но разной формы; 2 куклы; 3 стакана; столовая и чайная ложка; картинки воробья, голубя; крупа.

Раздаточные: две тарелки, чайная ложка, крупа,

Аудиоресурсы: запись чириканья воробья.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Воспитатель собирает детей около себя):

— Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку. Вот такое настроение мы оставим на весь день.

— Ребята, в нашем детском саду трудится много сотрудников. Скажите, кто готовит пищу для детей всего детского сада?

— Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

— Вы знаете, ребята, куклы Маша и Даша решили сварить себе на завтрак кашу, а как это сделать, они не знают.

— Хотите помочь накормить кукол (Да).

— Сможете это сделать? (Наверное).

2. Актуализация знаний

Игра «Разные кастрюли»

Дидактические задачи: актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму с помощью переливания, развивать внимание и память, коммуникативные качества.

(Дети подходят к столу, на котором находятся две кастрюли одинакового объёма, но разной высоты, чайник с водой и чашка)

— Каши надо сварить одинаковое количество для Маши и для Даши, но Маша любит манную кашу, а Даша — пшеничную. Можно ли это сделать в одной кастрюле? (Нет).

— Правильно, разные каши нужно варить и в разных кастрюлях.

— Знаете ли вы, как варят кашу?

Выслушиваются все ответы детей

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать, равны ли кастрюли по объёму?

(Дети предлагают свои варианты и решают налить из чайника воду в одну кастрюлю до краёв, перелить её во вторую)

—Что можем сказать? Равны ли кастрюли по объёму? (Равны)

— Почему вы так решили? (Воды в них поровну).

— Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв)

— А если во второй кастрюле останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше).

— А если вода из первой кастрюли не вместиться во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли).

3. Затруднение в ситуации

Игра «Разные кастрюли» (продолжение).

— Но ведь в кастрюлю надо будет ещё положить крупу и что тогда произойдёт?

— Надо ли воду в кастрюлю для того, чтобы сварить кашу, наливать до самого края? (Нет)

— Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)

— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить воды поровну.)

4. Открытие нового знания

— Как это узнать? (Попробовать придумать самим, узнать у взрослых).

— А может стакан нам поможет? Это не простой стакан, он называется мерным стаканом. Мерный стакан с делениями, эти деления обозначают объём жидкости, которая в нём налита. А если мерного стакана нет, то можно взять мерную кружку, которая поможет отмерять не только жидкость, но и сыпучие вещества: сахар, муку, крупы.

— Чтобы приготовить любое блюдо, что нам нужно знать? (Рецепт).

— Что такое рецепт?

— Чтобы каша для Маши и Даши получилась вкусной, есть тоже рецепт: два стакана воды и четыре чайные ложки крупы.

(Воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки и проделывает названные действия с проговариванием)

— Сначала в кастрюлю нальём воду. Надо наполнить стакан водой до краёв и вылить в кастрюлю.

— Необходимо считать количество стаканов, которые вылили в кастрюлю. Такое же количество таких же стаканов надо вылить в другую кастрюлю.

— Смогли мы правильно налить воду? (Да)

—Что теперь нужно сделать? (Отмерить крупу).

—Правильно. Немного отдохнём и отправимся на кухню.

Физминутка.

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Повара».

Дети подходят к столам, на которых находится две ёмкости с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

— Какая крупа находится на ваших столах? (Манная крупа и пшеничная)

—Как будет называться сваренная вами каша для кукол? (манная, пшеничная)

— Чем можно отмерить нужное количество крупы?

— Можно ли мерять горстью? (Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.)

Педагог предлагает на выбор ложку, блюдечко.

— Как вы думаете, чем удобнее отмерить крупу?

В процессе обсуждения приходят к выводу, что ложкой удобнее. Маша и Даша решили вам помочь отмерить крупу чайной ложкой. Маша насыпала вот столько манной крупы (ложка «с горкой», а Даша — вот столько пшеничной (неполная ложка, а я насыпала вот столько манной крупы (полная ложка «по края»).

— Скажите, равное ли количество крупы мы отмерили? (Нет)

— Почему?

В процессе обсуждения детей подводят к требуемой технике отмеривания: чтобы у всех крупы было одинаково, наполнять мерку надо «по край», как у воспитателя.

— Чем куклам служила чайная ложка? (Меркой)

— Вы помните, что по рецепту для каши надо положить 4 чайные ложки крупы. Насыпьте в каждую из тарелочек по четыре мерки крупы.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

‒ взять мерку;

‒ решить, сколько мерок крупы будет высыпано в каждую тарелочку (чтобы не забыть, можно выложить фишки);

‒ наполнить мерку доверху, лишнюю крупу счистить лопаткой;

‒ насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок манной крупы;

‒ насыпать в другую тарелочку столько же мерок пшеничной крупы.

— Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

— Отнесём наши тарелочки с крупой на поднос, а в конце занятия попросим наших поваров помочь сварить вкусную кашу. Теперь Маша и Даша знают, как правильно отмерить воду и крупу для каши.

5.2. Игра «Накормим птичек».

— Сегодня к нам прилетел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

— Давайте я дам вам подсказку. (Включается звук чириканье воробья)

— Эту птицу каждый знает.

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

— Просыпайся поскорей

Всех торопит: (воробей).

— Воробей прилетел к нам не просто так! Сегодня утром было так холодно, и ему очень захотелось покушать. К нему подошла девочка и дала мешочек с пшеницей. Он был очень рад этому.

— Как мы можем узнать сколько воробьёв можно накормить этой пшеницей, если один воробей может съесть 1 чайную ложку пшеницы? Что для этого надо сделать?

(Измерить пшеницу чайной ложкой).

— Да, мы с вами будем измерять пшеницу с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка. (По желанию выходит ребёнок и проводит измерения).

— Сколько всего получилось ложек? (Ответ детей).

— Представьте, что к кормушке прилетели голуби. Как вы думаете, кто съест больше пшеницы: воробей или голубь? (Голубь).

— Почему вы так думаете? (Потому что, голубь больше воробья).

— Давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством пшеницы, если предположить, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Измеряем пшеницу и узнаем количество столовых ложек.) На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).

— Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить? (10 > 5).

— А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество пшеницы?

(Чем больше мерка, тем меньше число измерений мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше получится результат.)

— Молодцы! У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыплем угощение в неё для птиц.

6. Итог

Воспитатель собирает детей около себя.

— Чем вы сегодня занимались? Кому сегодня помогли?

— Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для кукол? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки).

Основные термины (генерируются автоматически): чайные ложки крупы, кастрюли одинакового объёма, Игра «Разные кастрюли», количество крупы, чайная ложка, манной крупы, одинаковое количество, нужное количество крупы, детском саду, чайной ложкой, количество столовых, кастрюлю нальём воду, нового знания, помощью мерки, количество столовых ложек, одинаковое количество пшеницы, процессе обсуждения, запись чириканья воробья, мерки крупы, крупу чайной ложкой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос