Библиографическое описание:

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59.



«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», — писал великий немецкий поэт Г.Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся.

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

‒ недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

‒ перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;

‒ слабая материально-техническая база ОУ (нет возможности обеспечить уч-ся соответствующей мебелью, недостаточная освещенность классов и др.);

‒ невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

‒ недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, нездоров.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

‒ игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);

‒ сценок литературных сюжетов;

‒ подвижных игр на переменах;

‒ наглядности;

‒ занимательных упражнений;

‒ фантазирования;

‒ творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.

Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии

с собственными силами.

II. Уучащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

‒ фронтальный опрос с использованием мяча;

‒ письмо;

‒ чтение;

‒ слушание;

‒ рассказ;

‒ проектная деятельность;

‒ творческие задания;

‒ ответы на вопросы;

‒ решение задач.

б) использование различных форм работы:

‒ работа в группах (статическая, подвижная)

‒ работа в парах сменного состава

‒ фронтальный опрос с использованием предмета

‒ использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников

‒ пальчиковая гимнастика

‒ использование сигнальных карточек разного цвета и формы

‒ деятельность с элементами соревнования;

в) использование игровых методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

Это игры на:

‒ развитие внимания

‒ развитие памяти и восприятия, наблюдательности

‒ развитие произвольных достижений и самоконтроля

‒ развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации — игры, способствующие снятию страхов в общении

‒ развитие мышления и речи

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

г) проведение физкультурных минуток:

‒ двигательные упражнения;

‒ расслабление кистей рук;

‒ массаж пальцев перед письмом;

‒ дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках);

‒ предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

‒ «хороший смех дарит здоровье»;

‒ мажорность урока;

‒ эмоциональная мотивация в начале урока;

‒ создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.

IV. Создание экологического игигиенического пространства:

‒ проветривание помещений согласно графику;

‒ соблюдение температурного режима в классе;

‒ озеленение кабинета;

‒ освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник — растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V. Воспитание общей культуры.

Занятия внеклассной деятельностью. Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к окружающим детям других национальностей.

VI. Внеклассная работа:

‒ экскурсии;

‒ участие в спортивных соревнованиях;

‒ спортивные секции, кружки, бассейн;

‒ досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, Новый год, День Матери и др.);

‒ беседы с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни;

‒ конкурсы рисунков;

‒ участие детей и родителей в проектной деятельности;

Большое внимание уделяем исследовательской и проектной деятельности. К такой работе активно подключаются и родители. (Вараксина В., Титяков М.) В этом учебном году мы подготовили и провели в рамках городского семинара соцпедагогов агитбригаду «Мы выбираем спорт и ЗОЖ»

Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни — задача каждого учителя.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в норме, если:

в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.

«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровья учащихся, здоровья школьников, сохранения здоровья, неблагополучия здоровья учащихся, ухудшение здоровья учащихся, сохранения здоровья детей, нарушения здоровья школьников, укрепления здоровья школьников, недостаточная освещенность классов, образ жизни, недостаточная грамотность родителей, физической активности учащихся, возможности сохранения здоровья, важнейший фактор работоспособности, социальном плане, ресурсов организма школьников, слабая материально-техническая база, детям разноуровневые задания, эмоциональном плане, интеллектуальном плане.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос