Автор: Фомина Татьяна Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 29.07.2016

Статья просмотрена: 855 раз

Библиографическое описание:

Фомина Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 513-518.



На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии, внеклассные подвижные игры, внеклассные мероприятия, дающие установку на правильное сбалансированное питание, режим дня, закаливание организма для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Здоровье положительно влияет не только на общее состояние ребенка, но и на его обучение.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни

В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей младшего школьного возраста. Здоровые люди — залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят свое время сейчас — зависит их здоровье в будущем. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4].

Актуальность темы представленной работы определяется потребностями человека, государства и общества в целом в формировании у младших школьников культуры здоровья. Исследованием данного вопроса занимались представители различных наук (педагогики, медицины, философии, психологии): Н. М. Амосов, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский, В. А. Сухомлинский и другие [14].

В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Рассматривая работы таких ученых как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, В. И. Дубовский и др. можно сказать, что здоровье это важнейшее составляющее нашего организма. В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.

В. П. Казначеев отмечал, что здоровье представляет собой процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной активности жизни [4, с. 59].

По утверждению профессоров В. П. Петленко и Д. Н. Давиденко, на сегодняшний день известно около ста определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье человека представляет собой качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия человека со средой обитания. В настоящее время выделяют несколько основных составляющих здоровья: соматическое здоровье — состояние органов и систем органов человеческого организма в настоящий момент; физическое здоровье — уровень развития функциональных возможностей всех органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных внешних и внутренних факторов; психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья человека является состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения; нравственное здоровье — совокупность характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основой нравственного здоровья любого человека является его система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [8, с. 3–4].

Необходимо заметить, что во всех трактовках рассматриваемого понятия можно заметить отношение к здоровью, как к динамическому процессу и существование возможности целенаправленно управлять этим процессом [4, с. 59–60].

Понятие «здоровый образ жизни» появилось и стало использоваться в 1989 году. Автором данного термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни. Доклады, с которыми он выступал по этому вопросу на различных конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В наше время идеи И. И. Брехмана о полноценном сне, рациональном и сбалансированном питании, пользе движения и свежего воздуха известны всем [3].

Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающими людьми, а также способности личности к творческой и активной жизнедеятельности. Культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем нашего времени, определяющих будущее человечества. Это связано с тем, что только в здоровом обществе возможна эволюция, которая, по мнению различных ученых, происходит в настоящее время и будет проходить дальше на основании теории культурного освоения мира [7].

Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ. В нашей стране школами накоплен богатый опыт в деятельности по организации лечебно-профилактической помощи детям. Целью физического воспитания детей в школах всегда являлось не только развитие физических качеств, но и укрепление здоровья обучающихся, а так же создание условий, которые будут способствовать гармоничному развитию детей [11].

Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, жилища [12, с. 217].

Во-вторых, режим дня. Для того чтобы развитие детского организма происходило правильно очень важно уделять внимание режиму дня школьника. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности [9].

Пример оптимального режима дня показан в таблице 1. При соблюдении такого режима нервная система постепенно вырабатывает полезные привычки, значительно облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Именно по этой причине необходимо придерживаться определенного времени для подъема, сна, приемов пищи, выполнения домашних заданий и другой деятельности [12].

Таблица 1

Примерный режим дня школьника [12] в часах

Режимные моменты

7–9 лет (1–4 классы)

Подъем

7:00

Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели.

7:00–7:30

Завтрак

7:30–7:50

Дорога в школу

7:50–8:20

Учебные занятия в школе

8:30–12:30

Дорога из школы

12:30–13:00

Обед

13:00–13:30

Отдых

13:30–14:30

Прогулка на воздухе

14:30–16:30

Приготовление уроков

16:30–17:30

Прогулка на воздухе

17:30–19:00

Ужин, свободное время

19:00–20:00

Вечерний туалет

20:00–20:30

Сон

20:30–7:00

В-третьих, утренняя зарядка. Цель зарядки состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, повысить работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения. После зарядки рекомендуется обтирание, обливание или душ [12, с. 226].

В-четвертых, закаливание организма. Для того чтобы повысить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, повысить жизнерадостность необходимо использовать закаливание. У закаленных людей риск некоторых заболеваний заметно снижается.

В-пятых, сбалансированное и умеренное питание. Главное правило здорового питания — соответствие количества и калорийности принимаемой пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Такое питание, которое обеспечивает человеку полноценное развитие, называют рациональным [12, с. 230–233].

Физкультминутки позволяют добиться лучшего усвоения материала, сохранить и укрепить здоровье обучающихся. Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7].

В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью совершенствования умений и навыков обучающихся в выполнении различных упражнений. Значительное место в таких занятиях отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами. Самое большое место во внеклассных мероприятиях занимают игры [2].

К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни». Оно включает в себя несколько разделов: о личной гигиене, режиме дня, утренней зарядке, закаливании организма, умеренном и сбалансированном питании, двигательной активности (физкультминутки и внеклассные спортивные мероприятия).

Учитель начальной школы является одновременно классным руководителем и учителем по различным предметам. Его работа должна быть целенаправленной и системной деятельностью, строиться на основе программы воспитания образовательного учреждения. Жизнь детей неразрывно связана со школой и именно поэтому учитель может внести огромный вклад в здоровье школьника — как настоящее, так и будущее. Главной задачей учителя младших классов для решения этой важной задачи является формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний по оказанию первой медицинской помощи и безопасному поведению в различных ситуациях, культуры межличностных взаимоотношений.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы ориентирует учителя на развитие у детей представлений о ценности здоровья и формировании культуры здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые смогут обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих более полному познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].

Так как не существует единственно уникальной технологии здоровья необходимо подходить к обучению младших школьников с целью решения вопросов формирования и укрепления их здоровья комплексно. Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной, а так же внеучебной деятельности обучающихся; эффективная и продуманная организация физкультурно-оздоровительной работы; организация просветительской работы с родителями и семьей обучающихся. Такая, систематически организованная, работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников положительно влияет на их физические показатели, память и внимание, повышает качество полученных ими знаний.

Педагогические мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся, нельзя ограничить одним направлением или методом. Для повышения эффективности работы в этом направлении необходимо использовать их все в комплексе. Выбор методов для использования зависит от нескольких факторов, таких как: профессиональный уровень педагога, личная заинтересованность педагога, ситуация, в которой применяется определенный метод, цели и задачи применения конкретного метода, взаимосвязь данного метода с конкретным содержанием урока, характер выполнения правил здоровьесбережения (контроль и самоконтроль). На основании изучения педагогической практики, существующей в настоящее время можно выделить следующие методы, которые возможно применить для повышения культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; гимнастика — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие; лечебная физкультура; массаж и самомассаж; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (включают элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии и другие);информационно-обучающие (письма для родителей обучающихся и самих обучающихся, педагогов).

Для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни образовательное учреждение может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Учитель должен способствовать формированию у обучающихся навыков применения полученных знаний на практике, что создаст условия для осознанных действий по сохранению собственного здоровья. В воспитательной работе у младших школьников, в том числе способствующей формированию у них культуры здоровья, особое место занимают классные часы. С целью пропаганды здорового образа жизни у младших школьников проводятся классные часы профилактической направленности. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. Формы проведения таких классных часов могут быть весьма разнообразными: инструкции, беседы, встречи с различными специалистами (медработниками, работниками полиции и т. п.), ролевые игры, соревнования. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности.

Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Кодинская средняя общеобразовательная школа» в поселке Кодино Архангельской области Онежского района, в 4 классе.

Эксперимент состоял из трех этапов.

Первый этап — констатирующий. На данном этапе проведена первичная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Для работы на данном этапе использовался рисуночный тест «Здоровье и болезнь» (Васильева), анкета «ЗОЖ», анкета «Мое здоровье».

Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» определить уровень сформированности представлений у ребенка о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Цель анкеты «Здоровый образ жизни» выявить уровень осведомленности о требованиях здорового образа жизни.

Цель анкеты «Моё здоровье» оценить продолжительность прогулок на свежем воздухе, режим питания и сна, как часто болит голова, приходится ли детям ходить в школу больными.

Второй этап — формирующий. На этом этапе проводились внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей.

В таблице 2 представлена разработанная программа внеурочной работы по данному исследованию с названием «Мы хотим быть здоровыми».

Таблица 2

План-сетка внеурочной работы собучающимися

Цель

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье

Формирование установок на использование здорового питания

Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей

23.11–27.11

кл. час «ЗОЖ — сотвори себя сам»

+

+

30.11–4.12

—-

кл. час «Правильное питание — залог здоровья»

—-

7.12–11.12

—-

—-

кл. час «Мы за здоровый образ жизни»

14.12–18.12

оформление стенда «Здоровье в моих руках»

+

+

28.12–10.01

«Мобильные каникулы»

+

--

11.01–15.01

отчет о задании на каникулы

18.01–23.01

вн/мер. «Путешествие в страну здоровья»

+

+

25.01–29.01

вн/мер. «Если хочешь быть здоров».

+

+

Третий этап — контрольный. На этом этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, с использованием рисуночного теста «Здоровье и болезнь», анкет «Здоровый образ жизни» и «Мое здоровье», проведен анализ полученных результатов. Цель этапа — выявить изменения знаний о правилах здорового образа жизни после проведенной работы, направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни.

На основании результатов анкетирования и тестирования были зафиксированы различные уровни проявления знаний о правилах здорового образа жизни. В результате сопоставления различных проявлений выявлены исходные данные исследования. По полученным результатам можно сказать, что две девочки из семей, состоящих на вшк и мальчик из малообеспеченной семьи набрали больше баллов, чем дети из полных социально обеспеченных семей.

В ходе формирующего осуществлялась внеурочная работа по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, отслеживалась динамика изменений знаний о правилах здорового образа жизни. Суть данного этапа заключалась в проверке эффективности применения педагогических условий во внеклассных мероприятиях для формирования культуры здоровья. В ходе реализации программы предварительно велась подготовительная работа, это уроки окружающего мира, изобразительного искусства, индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровом образе жизни. В мероприятиях участвовали обучающиеся, поэтому проходила работа по подготовке: разучивали стихи, репетировали сценки, готовили домашние задания.

На аналитико-обобщающем этапе опытно — экспериментальной работы анализировались полученные результаты по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников во внеурочную деятельность. На основании показателей анкетирования, тестирования провели обобщение и сравнение полученных результатов с исходными данными. Реализация программы формирующего эксперимента, показала положительные изменения знаний о здоровом образе жизни. Положительная динамика прослеживается у всех обучающихся. Из них один мальчик не значительно изменил свой результат, поэтому остался на среднем уровне. Из четырех обучающихся с низкого уровня двое поднялись на высокий, показав хорошие знания о ЗОЖ, а двое на средний. Остальные ребята на высоком уровне.

Таким образом, проведенное исследование дает возможность утверждать о том, что формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников осуществляется учителем начальных классов наиболее эффективно, если во внеурочную деятельность включаются активные формы работы направленные на: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей проверена и подтвердилась.

Литература:

  1. Боровская Л. А. Вестник Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Психологические и педагогические науки. — 2013. – № 2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 2.05.2016).
  2. Внеклассная и внеурочная деятельность по физическому воспитанию общеобразовательной школе № 2 г. Тынды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597459/ (дата обращения 01.05.2013).
  3. Здоровый образ жизни: откуда что берется [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/ (дата обращения 29.04.2013).
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1–4 классы. – МВАКО, 2007. – 304 с.
  5. Кочеткова С. В. Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedportal.net (дата обращения 1.05.2016).
  6. Ланда Б. Х. Как провести физкультминутку? — М.: Чистые пруды, 2009. — 32 с.
  7. Макаренко В. К. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/sp/2009n2/p63–67.htm (дата обращения 29.04.2016).
  8. Основы здорового образа жизни человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html (дата обращения 29.04.2013).
  9. Режим дня и его соблюдение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://24.krkam.caduk.ru/p19aa1.html (дата обращения 01.05.2013).
  10. Режим дня школьника. Таблица. Распорядок дня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://детинн.рф/rezhim-dnya-shkolnika-tablica-rasporyadok-dnya/ (дата обращения 01.05.2013).
  11. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Физическая культура. – 1996. — № 2. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru (дата обращения 01.05.2013).
  12. Соломина Е. В. Успехи современного естествознания [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Успехи современного естествознания. — 2011. — № 6. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 22.03.2016).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kpfu.ru (дата обращения 29. 09. 2015).
  14. Экзаменационные вопросы и ответы. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 и 11 выпускные классы: учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004–400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образа жизни, здорового образа жизни, безопасного образа жизни, младших школьников, культуры здоровья, Режим доступа, дата обращения, Электронный ресурс, здоровом образе жизни, формирования культуры здоровья, правилах здорового образа, формирования здорового образа, образа жизни младших, школьников культуры здоровья, дата обращения 01.05.2013, жизни младших школьников, младших школьников культуры, образа жизни должна, сформированности культуры здоровья, формированию культуры здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос