Составляющие здорового образа жизни младшего школьника | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гуцу В. Ф., Топор А. В., Ушнурцев М. Д. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13516/ (дата обращения: 22.06.2018).



Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов. Привычный вид деятельности — игра меняется на учебную деятельность. Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования. Его обязанности, помимо учебы, часто дополняют занятия языками, посещение спортивных секций, музыкальной или художественной школы, всевозможных кружков. При этом, отправляя детей в школу, родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в учебе и общении со сверстниками. И порой совсем забывают о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «здоровье». Так, согласно С. И. Ожегову здоровье — это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [6].

И. И. Брехман отмечает, что здоровье — это «не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой… это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3].

Т. Ф. Акбашев, один из основателей валеологии называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком [1].

Многомерность и динамичность состояния здоровья, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции описывается Т. В. Карасевой [5].

Г. Л. Апанасенко считает, что человека необходимо рассматривать как биоэнергоинформационную систему, объединяющую тело, психику и духовный элемент, а значит «здоровье» подразумевает гармоничное развитие данной системы, причем, нарушение любого элемента отражаются на устойчивости всей системы [2].

В. П. Казначеев так же выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции системного комплексного подхода [4].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [2].

Анализ различных подходов к определению понятия «здоровье», дает возможность рассматривать его как интегративную характеристику личности, охватывающую как внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающую в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия между возможностями человека к адаптации и постоянно меняющимися условиями среды.

Соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Чтобы понять, на чем и как строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, рассмотрим, факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и пути их устранения:

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при выполнении домашней работы. Портфель, в который укладываются учебники, а также многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия — тяжелая ноша для младшего школьника (при покупке портфеля родителями не всегда учитываются необходимые характеристики для комфортного ношения груза в нем). Следствием чего может стать сколиоз — одно из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры. Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание. Правильно выбранный портфель / рюкзак так же играют немаловажную роль.

‒ Не соблюдение режима труда и отдыха (отсутствие перерыва между занятиями в школе и выполнением домашнего задания, чрезмерная нагрузка после школы в нескольких секциях / кружках одновременно, следствием чего может стать уменьшение количества часов, отводимых на сон и т. д.). Режим — основа нормальной жизнедеятельности младшего школьника, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Основные компоненты режима: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Разумное чередования труда, отдыха, физических нагрузок способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами.

‒ Длительное сидение, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонность к пассивному отдыху — просмотр телевизора, компьютерные игры приводят к уменьшению двигательной активности, которая, по сути, является одним и важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, что отражается на функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма школьника. Компенсировать нехватку двигательной активности возможно занятиями в спортивных секциях, которые кроме телесной оказывают влияние на становление психики человека. Формируют такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, способность контролировать свои желания, инициативность, самостоятельность, наблюдательность и др. В то же время, правильно организованное физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, воображения.

‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения. Избежать ухудшения зрения, помогут простые, правила: не читать лежа и в транспорте; хорошо оборудовать рабочее место в классе и дома (освещение должно быть достаточным и равномерным), для младшего школьника, по возможности, подбирайте книги с крупным шрифтом.

‒ В этом возрасте происходит уменьшение контроля со стороны родителей и зачастую ребенок неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи простудных заболеваний. несчастных случаев на дороге и других травм. Дети на свое усмотрение изменяют пищевой рацион (игнорируют полноценный обед, а на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки и т.п.).

Для того чтобы младший школьник мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, его к этому следует подготовить. Разговаривая с детьми об опасностях, поджидающих на улице, не стоит забывать о воспитании правильных убеждений и навыков. Предоставляя ребенку свободу, необходимо проверять, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью.

Сопротивляемость растущего организма к факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, следует повышать, проводя процедуру закаливания.

Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов: регулярность, разнообразие, восполнение энерготрат, безопасность питания.

Безопасность питания обеспечивают соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта — одна из самых распространенных проблем в детском возрасте. Элементарные гигиенические нормы известны даже самым маленьким, но, к сожалению, «знать» не значит «выполнять», вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.

Подводя итог, еще раз выделим рассмотренные выше компоненты, на которых базируется ведение здорового образа жизни:

‒ Соблюдение режима дня.

‒ Рациональное питание.

‒ Физическая активность.

‒ Общая гигиена организма.

‒ Закаливание.

. При этом следует отметить, что понятие «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем соблюдение режима труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения. В него также входят отношения к себе, к другому человеку, и жизни в целом. Другими словами, «здоровый образ жизни» — это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

Литература:

  1. Акбашев Т. Ф. Третий путь / Т. Ф. Акбашев. — М. — 1996.
  2. Апанасенко Г. А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование?/ Г. А. Апанасенко // Валеология. — 1996. — № 2. — с. 9–14.
  3. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  4. Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. — 1996. — № 4. — с. 75–82.
  5. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. — 2005. — № 11. — с. 75–76.
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс-ЛИТ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная активность, учебная деятельность.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, здоровье младшего школьника

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос