Библиографическое описание:

Смородинова М. В. К вопросу о формировании предметной компетенции преподавателя литературы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1102/ (дата обращения: 15.12.2017).

В системе обучения педагог осуществляет процесс воспитания и образования формирующейся личности. Результат его труда в конечном итоге мы можем наблюдать в процессе деятельности учащихся. Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, сопереживанием, ответственностью, требовательностью и другими.

Ключевые слова. Предметная компетенция, педагог, обучение, воспитание, ученик, образовательный процесс, урок литературы.

Личность педагога в учебном процессе занимает ведущее место. Именно педагог занимается воспитанием и образованием учащихся, создает условия для благополучного протекания процесса обучения, формирует личность обучаемого и многое другое.

В педагогическом словаре дано следующее определение понятия педагог. Это человек, который «осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и развитию личности детей в учебных заведениях» [2; с.104]. Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Мы можем выделить две основные функциональные обязанности педагога в образовательном процессе – это воспитание и обучение.

Таким образом, на основе двух выделенных выше функциональных и профессиональных обязанностей педагога и выстраивается образовательный процесс.

Педагог является непосредственным участником образовательного процесса. Результат его деятельности в конечном итоге мы можем наблюдать в деятельности учащихся. Начиная работать в учебном заведении, молодой педагог «…развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру» [3; с.9]. Мы можем сделать вывод, что процесс получения знаний не заканчивается после окончания выпускником того или иного ВУЗа. Переступив порог учебного заведения, он продолжает получать знания и повышать свой профессиональный уровень при работе с учениками, и перенимании опыта работы у старших коллег.

Для успешной организации учебной деятельности начинающему педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, техникой организации учебного процесса, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, контактностью, креативностью, целеустремленностью, сопереживанием, наблюдательностью, ответственностью, требовательностью. Профессия педагога предполагает наличие необходимых ЗУНов в рамках своего предмета, мудрости и безграничной любви к детям. О деятельности педагога Л.Н. Толстой писал: «Если он имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог» [1; с.207]. Таким образом, мы можем прировнять деятельность педагога к искусству.

Попытки определить компетенции, которые необходимо формировать в процессе обучения, предпринимались неоднократно и во многих странах. Изменение целевых требований к деятельности учебных заведений не могло не повлиять на результаты подготовки учащихся. Мы более подробно рассмотрим предметную компетенцию. Для того чтобы успешно осуществлять процесс обучения, начинающему педагогу необходимо иметь соответствующие знания в области предметной компетенции. Педагог по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются им самостоятельно, на основе полученных в ВУЗе знаний. Под предметной компетенцией педагога понимается уровень владения материалом в сфере преподаваемого предмета.

Предметная компетенция рассматривается как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. А.В. Хуторской дает свое определение предметной компетенции. Он утверждает, что предметная компетенция – «имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках конкретного учебного предмета» [4]. В нашем случае формирование предметной компетенции мы будем рассматривать в рамках изучения литературы. Под предметной компетенцией мы будем понимать способность применения учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета литературы и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям с учебным или литературным текстом максимум внимания и сознания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что подросток хочет и готов учиться, а начинающий педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Урок литературы является тем полем деятельности, на котором молодой педагог может себя раскрыть и показать свои педагогические способности. Для учащихся уроки литературы помогут выработать умение ориентироваться в мире книг, как для классного, так и самостоятельного чтения. Педагогу необходимо ориентироваться на жанровые и тематические предпочтения учащихся, разнообразие тематики и жанров литературных текстов, а также разнообразие круга авторов изучаемых на уроках литературы.

Применительно к преподаванию литературы мы выделили следующие знания, умения и навыки, которыми на наш взгляд должен владеть начинающий педагог:

1) знание преподаваемых произведений русской литературы XIXXX вв.;

2) знание и аналитическое осмысление критических статей, изучение которых (полностью или в сокращении) предусмотрено в школе;

3) знание историко-культурного контекста изучаемого литературного произведения;

4) знание и владение нормами правильной русской литературной речи;

5) знание и умение цитировать поэтические произведения;

6) умение, рассматривать каждое художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов.

Перечисленные выше ЗУНы входят в состав предметной компетенции молодого педагога, которые могут быть предложены и изучены учащимися только в рамках учебного процесса, а точнее в рамках урока литературы. Молодому педагогу, необходимо, в процессе обучения опираясь на свои знания, помочь учащимся осознать значение и важность их собственных знаний.

Из вышесказанного мы можем сделать следующий вывод, что только в рамках своего предмета молодой педагог может раскрыться, показать все свои знания, умения, навыки, т.е. свое мастерство. Это работа происходит в процессе обучения учащихся и при изучении и анализе литературных произведений.


Литература:
  1. Карин С.Х. В мире мудрых мыслей // Под ред. А.Г. Спиркина. М.: Знание, 1962. – 359 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

  3. Недвецкая М.Н. Как помочь молодому педагогу? Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. – 56 с.

  4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 11.05.2011 г.).

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): предметной компетенции, Формирование предметной компетенции, процессе обучения, молодой педагог, предметной компетенции преподавателя, предметной компетенцией, учебной деятельности, определение предметной компетенции, предметной компетенцией педагога, организации учебной деятельности, области предметной компетенции, Предметная компетенция, начинающий педагог, формирование предметной компетенции, формирования предметной компетенции, предметной компетенции молодого, деятельности учащихся, успешной организации учебной, процессе деятельности учащихся, процессе образования педагог.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос