Автор: Панфилова Ольга Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 04.08.2016

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 488-491.



В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Ключевые слова:профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, компетентностный подход

На сегодняшний день важной проблемой образования является совершенствование квалификации педагогических кадров, что обусловлено многообразием экономических и социокультурных изменений в современном российском обществе. Потому возникает необходимость в педагогах, умеющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных и воспитательных задач.

Вопросы подготовки компетентного педагога представлены в исследованиях многих ученых, среди которых В. Н. Введенский, В. А. Болотов, А. В. Хуторской и др. В отечественной науке проблема педагогической компетентности описывается в трудах А. Г. Бермуса, Н. Ф. Ефремовой, И. А. Зимней, Д. С. Цодиковой. Авторы рассматривают данный вопрос в аспекте формирования профессиональных требований к специалисту. А. В. Хуторской рассуждает о педагогической компетентности с позиции нового подхода к конструированию образовательных стандартов [1, с. 27].

Исследуя профессиональную компетентность и компетенции педагога, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие ученые полагают, что в ее структуру входят специальные знания, умения и навыки, а также совокупность значимых личностных свойств и ценностных ориентаций [3, с. 112].

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что единства в определении понятия профессиональной компетентности не существует.

Исследования показывают, что понятие компетентности тесно связано с определением «компетенция».

Понятие «компетентность» возникло в 60–70 гг. ХХ века в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной научной литературе. В это время зарождается специальное направление — компетентностный подход к образованию, а также изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности, выявляется различие между понятиями «компетентность» и «компетенция», делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций [2, с. 84].

Профессиональная компетентность представляет собой интегральную характеристику педагога, обладающего способностью к реализации современных программ и технологий, проявлению творчества, нахождению верных решений, а также умением действовать в обычных и нестандартных ситуациях. Компетентному педагогу по силам создание условий для развития каждого ребенка с учетом индивидуальности, способностей и возможных перспектив его развития.

Ученые, посвятившие свои исследования природе компетентности и компетенций, находят их характер многосторонним, разноплановым и системным.

Н. В. Кузьмина и Л. М. Митина среди профессиональных компетенций педагога выделяют способность действовать с учетом ограничений и предписаний; знания, умения, навыки педагога, способы и приемы, используемые им в работе; ценностные ориентации, мотивы, отношения; знания и опыт в различных областях; уровень профессионализма, креативность; личностные качества, позволяющие эффективно решать задачи [4, с. 73]. Компетенция рассматривается авторами как общая готовность к установлению связей между знанием и ситуацией и формированию процедуры решения проблемы.

И. Г. Агапов и С. Е. Шишов рассматривают компетенцию в качестве общей способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированному на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, направленном на ее успешное включение в трудовую деятельность.

И. А. Зимняя определяет компетенцию как некоторое внутреннее, потенциальное, сокрытое психологическое новообразование, которое представляет собой знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений [6, с. 142].

А. В. Хуторской рассматривает компетенцию как наперед заданное требование к образовательной подготовке выпускника, то, чем он должен овладеть по завершении образования на определенной ступени [2, с. 88].

Таким образом, обобщив взгляды ученых, можно сказать, что под компетенцией понимается способность применять личностные качества для успешной деятельности, знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), а также знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте).

Компетенции, таким образом, являются ожидаемыми и измеряемыми достижениями личности, определяющими, что будет способна делать личность по итогам учебно-воспитательного процесса. Компетенции представляют собой обобщенную характеристику, определяющую уровень готовности специалиста к использованию всего своего потенциала, в совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств, для успешной деятельности [4, с. 105].

Необходимо отметить, что понятие профессиональных компетенций педагога в области воспитания в современной педагогической теории остается не определенной.

В многочисленных исследованиях достаточно подробно описаны структура, основные содержательные характеристики, требования к личности и деятельности педагогов в образовательных учреждениях. Но, мало тех работ, в которых была бы представлена система формирования профессиональной компетенции педагога в области воспитания. Тогда как именно система обеспечивает возможность видения путей, средств и методов достижения профессиональной компетентности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов, администрации, родителей по выработке компетенций в сфере осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении, разрешения сложных задач, осуществления нравственно обоснованного выбора и т. д. [6, с. 91].

Требования к профессиональной компетенции в области воспитания на протяжении исторического развития нашего общества претерпевали изменения.

Гуманное отношение к ребенку, основанное на изучении его индивидуальных свойств вот что больше всего ценили в учителе прогрессивные мыслители эпохи возрождения. Данная позиция прослеживается в работах Т. Мора, Ф. Рабле, Э. Роттердамского. Современная модель антиавторитарного учреждения имеет своим теоретическим обоснованием гуманистические философские и психолого-педагогические концепции всемирно известных ученых Р. Штейнера, основателя «вальдорфской» педагогики, и М. Монтессори. Необходимыми условиями гуманной педагогики ученые считают наличие чувства глубокого почитания ребенка и умения воспитателя постоянно носить в себе живой образ существа ребенка [6, с. 94].

А. И. Герцен, М. В. Ломоносов, П. И. Новиков, В. Ф. Одоевский в качестве одного из основных требований к профессиональной компетентности воспитателей в конце 18 века — первой половине 19 вв. выдвигали требование учитывать интересы и склонности каждого ребенка и поддерживать жизнерадостность как естественное состояние воспитанника [7, с. 124].

Вопросам компетенции воспитателей во взаимоотношениях с воспитанниками посвящали свое внимание в научных трудах П. Ф. Лесгафт, M. X. Свентицкая, А. С. Симонович, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.

Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, рассуждают о необходимых воспитателю механизмах особенного понимания ребенка, специфичности его духовного мира.

Профессиональная компетенция педагога в области воспитания, таким образом, предполагает обязательное наличие следующих составляющих:

Интерес к внутреннему миру ребенка, предполагающий не просто знания его индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности детей. Это может выражаться в следующих умениях педагога:

  1. умении составлять характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
  2. умении выявлять индивидуальные предпочтения, интересы;
  3. умении построить индивидуальную воспитательную программу;
  4. умении показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений [5, с. 114];

Вера в силы и возможности ребенка является выражением гуманистической позиции педагога, отражающей основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности ребенка. Здесь определяется позиция педагога в отношении успехов воспитанников. Вера в силы и возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ребенка, свидетельствует о готовности поддерживать воспитанника, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Выражается в следующих умениях:

  1. умении создавать ситуации социального успеха;
  2. осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка;
  3. умении находить положительные качества у каждого ребёнка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь га эти качества;
  4. умении разрабатывать индивидуальные программы развития [7, с. 92].

− Позитивная направленность на воспитательную деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. Эта компетентность характеризуется:

  1. осознанием своих возможностей и уверенности в собственных силах;
  2. доминировании позитивного настроения;
  3. удовлетворением от воспитательной деятельности;
  4. профессиональной самооценки [7, с. 93].

− Установление доверительных отношений. Эта компетенция является основой воспитательной работы и выражается в том, что надо быть личностью, знать воспитанников, быть готовым к сотрудничеству.

С точки зрения В. В. Марковой, формированию специальных компетенций педагога способствует рефлексивный компонент, включающий в себя умения самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития. Частью рефлексии являются самооценка, умение адекватно оценивать свои поступки, действия и совершенствовать их в соответствии с требованиями своей профессии [5, с. 115].

Воспитательная концепция, авторами которой являются А. М. Виноградова, И. А. Карпенко, В. А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога на личностное взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества.

Развитие системы образования напрямую связано с профессиональным развитием педагогических кадров. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

В рамках различных форм и методов повышения педагогической компетенции в области воспитания находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами. Необходимо отметить, что структура подобной работы в каждом образовательном учреждении будет отличаться, поскольку существуют особенности организационно-педагогических и морально-психологических условий в том или ином коллективе [10, с. 58].

Одной из эффективных форм методической работы в образовательном учреждении является педагогический совет, который, являясь высшим органом руководства всем учебно-воспитательным процессом, позволяет ставить и решать конкретные проблемы, возникающие в образовательном учреждении.

Наиболее эффективной формой работы по повышению уровня педагогических компетенций являются семинары и практикумы. Важно отметить, что важную роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного образовательного учреждения и учитывать новейшие научные сведения.

Помимо прочих форм работы следует выделить изучение передового педагогического опыта, именно эта форма повышения профессиональной компетенции способствует освоению педагогом новых подходов к работе с детьми и совершенствованию его профессионального мастерства, пробуждению инициативы и творчества. Передовой опыт является самой быстрой и оперативной формой разрешения практических противоречий и быстрого реагирования на запросы общества, а также изменяющуюся ситуацию воспитания [8, с. 71].

В настоящее время широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации находят деловые игры. Деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала. Деловая игра представляет собой метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом. [9, с. 141].

«Круглый стол» также является одной из эффективных форм общения педагогов и обмена их опытом между собой. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, ставят всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в тщательном подборе и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели [10, с. 61].

В некоторых образовательных учреждениях используется педагогическая газета, как интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель — показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Педагоги пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т. д. [8, с. 77].

Нельзя не сказать об огромной значимости в повышении профессиональной компетентности педагога самообразования. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом индивидуальности каждого конкретного педагога. Самообразование является первой ступенью в совершенствовании профессионального мастерства.

Формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами, изучение интернет-ресурсов по вопросам воспитания, участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов, получение консультаций специалистов практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений и др. [9, с. 140].

Результатом этих и других видов работ педагога является развитие профессиональной компетенции в области воспитания в процессе.

Подводя итог, можно выделить следующие основные требования к профессиональной компетенции педагога в области воспитания в образовательном процессе:

− наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

− проявление осведомленности во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека;

− владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;

− обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями [10, с. 131].

Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, а также всестороннему развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Литература:

  1. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. — М., 1991. С. 26–44.
  2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1999.
  3. Вагина Л. А., Дорошенко Е. Ю. Система работы школы с молодыми специалистами. — Волгоград, 2011.
  4. Загвоздкин В. К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников / В. К. Загвоздкин // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М., 2009. − С. 102–106.
  5. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. — М.: АПК и ПРО, 2013.
  6. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — Москва, 2012.
  7. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. — Л., 1992.
  8. Никишина И. В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. — Волгоград, 2009.
  9. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск, 2012. — № 2. − С. 138–143.
  10. Щепотин А. Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. — № 8. — С. 58–62.
Основные термины (генерируются автоматически): области воспитания, профессиональной компетенции, компетенции педагога, компетенций педагога, профессиональной компетенции педагога, педагогической деятельности, профессиональных компетенций педагога, профессиональной компетентности, подготовки компетентного педагога, образовательном учреждении, профессиональной компетенции педагогов, процессе педагогической деятельности, профессиональной компетентности педагога, педагогической компетентности, профессиональной деятельности педагога, специальных компетенций педагога, следующих умениях педагога, интегральную характеристику педагога, профессионального самообразования педагога, Профессиональная компетенция педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос