Процесс преподавания психолого-педагогических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 958 раз

Библиографическое описание:

Бадалова, Л. Х. Процесс преподавания психолого-педагогических дисциплин / Л. Х. Бадалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48690/ (дата обращения: 26.04.2024).



В цикле психолого-педагогических дисциплин педагогического вуза важное место отводится общей, возрастной и педагогической психологии. Новая структура преподаваемого в педагогических институтах курса общей психологии исходит из стремления приблизиться к реальной структуре научных исследований в современной психологии. Его содержание основано на принципе развития личности, рассматриваемой в совокупности ее отношений и в конкретной деятельности. Ныне действующая программа общей психологии охватывает разделы «Введение в психологию», «Личность и деятельность», «Эмоционально-волевая сторона деятельности личности», «Индивидуально-психологические особенности личности».

В процессе преподавания общей психологии преподаватель излагает вопросы, связанные с пониманием предмета этой науки, ее строения, задач, методов эволюции психики в связи с эволюцией ее материальной основы- нервной системы. Освещается структура и основные психологические проявления личности, которая выступает как субъект деятельности, направленной на удовлетворение необходимых потребностей. Личность рассматривается в связи с социальными группами и коллективами, а также раскрывается вопрос о роли трудовой и речевой деятельности личности в формировании существенно важных ее сторон и качеств, о внимании как необходимом условии осуществления целенаправленной деятельности.

Основная задача курса возрастной и педагогической психологии — дать студентам понимание процесса развития психики ребенка, основных закономерностей психического развития в онтогенезе, важнейших особенностей психологии детей на различных возрастных этапах, своеобразия деятельности, поведения и психического развития школьника в различных педагогических ситуациях, путей учета этих особенностей и закономерностей в процессе обучения и воспитания.

Основная цель преподавания курса возрастной и педагогической психологии — дать студенту такой подход к психологии конкретного школьника, который позволил бы увидеть диалектику становления психических качеств. Являясь этапом биологического созревания, они вместе с тем представляют собой конкретный результат социально-психологического развития личности, неповторимой, своеобразной.

Раскрывая содержание тем по общей, возрастной и педагогической психологии, преподаватель на опытных занятиях тесно связывает рассмотрение вопросов психологии с актуальными проблемами жизни школы, с деятельностью учителя, критикует идеологически враждебные направления буржуазной психологии. Наблюдения свидетельствуют, что в процессе обучения психологии преподаватель имеет большие возможности, чтобы раскрыть психологические аспекты проблем этики учителя.

В процессе преподавания психологии в тесном связи с научным материалом излагаются такие важные вопросы как формирование педагогических навыков и умений, роль внимание в деятельности учителя, культура речи учителя, значение памяти и мышление в педагогической деятельности, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства учителя, волевые качества учителя и пути их формирование, характерологические качества учителя, педагогические способности.

Существует отрицательное психическое качество, противоположное внимательности, — рассеянность. Она выражается в отвлечении от предметов, на которые надо сосредоточить внимание.

В процессе лекций преподаватель приводит отдельные примеры из опыта педагогической работы, особо подчеркивает возможности воспитания и развития внимания способности управления своим вниманием. В психологической науке существует мнение, согласно которому мышление делится на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на выявление общих закономерностей в природе, обществе и человеческой деятельности, а практическое мышление- на решение конкретных вопросов с помощью приложения результатов теоретических изысканий. Для формирования будущих учителей большими возможностями располагает тема «Чувства».

Моральные и эстетические чувства непосредственно связаны с нравственным обликом учителя. В процессе познания окружающего мира человек не может быть безразличным к нему. Он находится в том или другом эмоциональном состоянии, выражает удовольствие, скорбь, волнение, гнев.

Меняется выражение лица, глаз, меняется осанка, появляются определенного характера жесты, улыбка, возникают специфические оттенки в интонациях речи, характере произнесения слов.

Чувства оказывают большое влияние на активность и деятельность человека, возбуждают, усиливают или ослабляют его. Чувства играют важную роль в педагогической деятельности. Безразличный, бесстрастный человек никогда не может быть хорошим учителем воспитателем. Чувства, эмоции быстро и легко переходят от одного человека к другому.

Хорошее и бодрое настроение, оптимизм — важные свойства, характеризующие эмоциональную жизнь учителя. Педагогический оптимизм — это отношение к детям с большой верой и надеждой, уверенность в том, что даже из запущенных и нерадивых детей можно вырастить полезных для общества людей.

Аффекты, как известно, мешают нормальному взаимоотношению людей. Следовательно, для учителя очень важно умение управлять своими эмоциями, чувствами. Проведение урока-серьезная проверка уровня нравственно-педагогической зрелости будущего учителя. Период активного наблюдения студентами уроков учителей длится обычно всего одну неделю. Это время следует использовать и для изучения характера изучения взаимоотношений учителей и учащихся, приемов предупреждения конфликтных ситуаций, достижения взаимопонимания, взаимоуважения и доверия учащихся.

Когда мы учим студентов-практикантов оценивать урок с точки зрения проявления в нем уровня нравственной воспитанности учителя, то акцентируем их внимание на самом существенном: отношении учителя к своему профессиональному долгу, на взаимоотношениях с учащимся. В частности, студентам было предложено оценить методику ведения урока, его оптимальные образовательно-воспитательные результаты; степень возможностей прочного овладения знаниями каждым учеником непосредственно на уроке. Студенты анализировали, что фактически сделал учитель для достижения наивысших учебно-педагогической культуры поведения учителя на уроке. Знание материала предстоящего урока, овладение оптимальной методикой его преподнесения — нравственная норма студента. Вооружать студентов подлинно научными знаниями можно, лишь усвоив диалектико-материалистической подход к процессу обучения, к выбору частных методов преподавания.

В интересах улучшения воспитания будущих учителей необходимо выработать единые нравственно-педагогические требования к проведению урока. Анализ каждого урока, внеаудиторного воспитательного мероприятия следует организовать так, чтобы направлять внимание студентов на вопросы, связанные с этикой учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая психология, общая психология, внимание, деятельность учителя, педагогическая деятельность, процесс обучения, студент, чувство.


Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.

Психологические теории обучения организации учебной...

Педагогические исследования по сложившейся традиции касаются содержания, организации и методов обучения как таковых, которые по отношению к учащимся выступают как внешние атрибуты учебной деятельности. Внутренний мир педагога и учащегося, их психология...

Психологические основы педагогического такта учителя

Мал еще рассуждать!». В противоположность этому психологически правильным будет другой тон обращения к ученику: «Ты уже не маленький!

Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, профессиональная позиция, преподавательская деятельность, внешний вид...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию.

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Внутренняя основа педагогического взаимодействия — это чувство, образы, мысли, которые вызывают у учителя и ученики, и вообще личная его педагогическая деятельность. Деятельность — воспитание и обучение...

Характерологические особенности личности учителя

2. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. К ним относятся: а) знания; б) умения и т. д.

«Общая психология» — М.: Просвещение, 1976. — с 113. Сластенин В. А. «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной...

Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.

Психологические теории обучения организации учебной...

Педагогические исследования по сложившейся традиции касаются содержания, организации и методов обучения как таковых, которые по отношению к учащимся выступают как внешние атрибуты учебной деятельности. Внутренний мир педагога и учащегося, их психология...

Психологические основы педагогического такта учителя

Мал еще рассуждать!». В противоположность этому психологически правильным будет другой тон обращения к ученику: «Ты уже не маленький!

Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, профессиональная позиция, преподавательская деятельность, внешний вид...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию.

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Внутренняя основа педагогического взаимодействия — это чувство, образы, мысли, которые вызывают у учителя и ученики, и вообще личная его педагогическая деятельность. Деятельность — воспитание и обучение...

Характерологические особенности личности учителя

2. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. К ним относятся: а) знания; б) умения и т. д.

«Общая психология» — М.: Просвещение, 1976. — с 113. Сластенин В. А. «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной...

Задать вопрос