Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 17363 раза

Библиографическое описание:

Горохова, Ю. В. Роль учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9055/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

В данной статье описаны требования, которые предъявлял А. С. Макаренко к личности учителя и функции учителя в современной школе.

Ключевые слова: учитель, А. С. Макаренко, ребенок.

 

В настоящее время перед школой стоит проблема — подготовить учителя начальных классов нового типа — другими словами, учителя, который обладает глубокими знаниями в области психологии обучения, воспитания и становления личности каждого ребенка, который умеет организовать общение в учебной деятельности, который владеет специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных новшеств в школьную практику [1, с. 18].

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский.

В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые предъявляют серьёзные требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал А. С. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком» [3, с. 39].

Какие требования предъявлял А. С. Макаренко к личности учителя? Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе? Актуальны ли идеи великого педагога в наши дни? Что изменилось?

Роли учителя А. С. Макаренко уделял особое внимание в своей педагогической практике и пытался её теоретически обобщить. А. С. Макаренко считал, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

Воспитание отдельной личности А. С. Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием целого коллектива. Он считал, что необходимо воспитывать как отдельного человека, так и весь коллектив, и, потом, через коллектив каждого отдельного человека. По мнению А. С. Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе. Он отмечал, что педагог обязан подходить к «человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать» [3, с. 123].

Ведущим компонентом в воспитании, по мнению А. С. Макаренко, выступает педагогическая цель. Цель обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Учитель не может допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной цели. Педагог должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

По мнению великого педагога, никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога — разработка новых воспитательных целей и методов их достижения, соответствующих современным требованиям общества.

Учитель не должен напоминать надзирателя, «иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу» [3, с.156].

Мы согласны с А. С. Макаренко, что хороший педагог обязательно запишет данные об ученике, но никогда эти данные не будет «просто коллекционировать». Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Учитель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания.

Ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя по А. С. Макаренко, — наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянная переработка его в отношениях с детьми. Педагог должен, учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, каждый раз находить свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика, подбирать лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве» [3, с. 326].

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника [5, с. 331].

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны.

Учитель современной школы осуществляет различные функций:

        является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса;

        обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

        выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. Учителю необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе;

        создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей (функция «обучение и воспитание»);

        осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»);

        выполняет функцию классного руководителя;

        учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

        учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

        учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

        учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В связи с многообразием функций учителя становятся понятными требования, которые предъявляет общество к его личности.

Одним из важных компонентов труда учителя является педагогическое общение, создающее атмосферу психологического развития личности учащегося. Педагог, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии [4, с. 56].

Современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов [5, с. 334].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что требования А. С. Макаренко к личности учителя актуальны и в наши дни, потому что содержат мысли, которые учительство пронесло через все время своего существования. Учитель должен быть гуманным и ответственным человеком, воспринимающим детей с позитивной стороны.

Идеи А. С. Макаренко о роли учителя, педагогической цели, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, педагогическом мастерстве в полной мере могут быть рекомендованы будущим учителям.

 

Литература:

 

  1.                Борисова Н. Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов [Текст] / Н. Я. Борисова. Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 8. — С. 16 –21.
  2.                Кротов В. М. «Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания» [Текст] / В. М. Кротов. — М: Педагогика. — 1989. — 127 с.
  3.                Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе [Текст]/ А. С. Макаренко. — 1951. — 510 с.
  4.                Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст]/ А. К. Маркова. — М.: Просвещение. — 1993. — 193 с.
  5.                Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, личность учителя, великий педагог, воспитание, педагог, роль учителя, современная школа, требование, отдельный человек, педагогическое общение.

Ключевые слова

ребёнок, учитель, А. С. Макаренко

Похожие статьи

Изменение роли учителя в современной школе

учитель, личность учителя, требование, современная школа, роль учителя, великий педагог, педагог, воспитание, отдельный человек, педагогическое...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Педагогический авторитет учителя.

Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной

Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Изменение роли учителя в современной школе. учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная...

Педагогические требования к учителю современной...

Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы. Автор: Халилова Хабиба Маматкуловна. Рубрика: Общая педагогика.

Личность преподавателя в образовательном процессе

Личностные качества педагога включают такие характеристики, как доброту, терпеливость

Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно проявляются в

— М. педагогика, 1978. — 160с. Ткачева Т. М. Роль личности преподавателя о в обеспечении...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагогическое мастерство, коллектив, том, педагог, воспитание, педагогическая техника, великий педагог, гармоническая личность, детский коллектив, богатство связей. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Роль учителя в формировании личности детей младшего...

Из моей педагогической практики я заметила, что роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста с каждым годом возрастает. На мои плечи, как практикующего педагога, ложится колоссальная ответственность.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Кто же он — педагог — мастер?

Похожие статьи

Изменение роли учителя в современной школе

учитель, личность учителя, требование, современная школа, роль учителя, великий педагог, педагог, воспитание, отдельный человек, педагогическое...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Педагогический авторитет учителя.

Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной

Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Изменение роли учителя в современной школе. учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная...

Педагогические требования к учителю современной...

Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы. Автор: Халилова Хабиба Маматкуловна. Рубрика: Общая педагогика.

Личность преподавателя в образовательном процессе

Личностные качества педагога включают такие характеристики, как доброту, терпеливость

Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно проявляются в

— М. педагогика, 1978. — 160с. Ткачева Т. М. Роль личности преподавателя о в обеспечении...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагогическое мастерство, коллектив, том, педагог, воспитание, педагогическая техника, великий педагог, гармоническая личность, детский коллектив, богатство связей. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Роль учителя в формировании личности детей младшего...

Из моей педагогической практики я заметила, что роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста с каждым годом возрастает. На мои плечи, как практикующего педагога, ложится колоссальная ответственность.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Кто же он — педагог — мастер?