В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель.
Ключевые слова: личные качества преподавателя, образ идеального преподавателя, миссия преподавателя, методики преподавания.
В современном, быстро меняющемся мире от любого человека, который желает стать успешным, требуется мобильность мышления, умение самостоятельно действовать, принимая нестандартные решения. Поэтому целью Российской школы ХХI века является создание условий для самореализации обучающегося в учебном процессе, формирование готовности быть субъектом продуктивной самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Но в настоящее время в процессе образовательной деятельности возникает противоречие между потребностью общества в активной, свободной и самоопределяющейся личности, ограниченными возможностями традиционной образовательной системы и низкой мотивацией обучающихся к получению знаний. Отсюда вытекает актуальность мотивации обучения и предоставления качественных новых моделей подготовки будущих специалистов.
Такой подход на дисциплине «Математика», которую я преподаю, выражает её специфику преподавания. Данная специфика заключается в развитии интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности.
Современный преподаватель должен не только отлично знать ту или иную дисциплину, но и обладать особыми качествами. Также потребуются знания в области психологии и воспитания. Для глубокого освоения специальности и изучения профессии нужно обладать предрасположенностью к образовательному процессу.
Для преподавания такой сложной и порой неоднозначной дисциплины, как «Математика», которая требует порой доказательств на те или иные факты, необходим воистину идеальный преподаватель будущего, который, на мой взгляд, должен обладать такими личностными качествами, как:
– организованность;
– любовь к детям;
– эрудированность;
– стремление к совершенствованию собственных навыков;
– современность;
– правильная оценка возможностей;
– коммуникабельность;
– гуманизм;
– доброжелательность;
– справедливость.
Также стоит отметить, что на первый план выходят человеческие качества, которые становятся важными в учебно-воспитательном процессе. Учитывается умение ставить цели, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость в достижении результата. Дополнительным преимуществом становится планомерное и систематическое повышение профессионализма.
Преподаватель должен обладать высоким уровнем педагогического мастерства, выстроенной системой обучения и технологией воспитания. Важна рациональная организация труда.
Идеальному педагогу характерны свойства, которые можно увидеть на рис. 1.
Важными критериями на должность учителя является умение работать с детьми и понимать их. При этом нужно сохранять тактичность и самообладание, не забывать о требовательности. Педагог должен быть общительным, выслушивать учеников при обращении. Этими критериями определяются профессиональные качества лучшего учителя.
Педагог ставит цели в образовательном процессе и достигает их. При этом взрослый человек должен уметь распределять собственное время, относиться уважительно к трудозатратам других людей. Его квалификация должна повышаться постоянно и планомерно.
Рис. 1. Свойства, характерные идеальному преподавателю
Из-за специфики работы нужно сочетать качества умеренного скептика и оптимиста, творчески мыслить. Это дает трезвый подход к жизни и образовательному процессу. Нужно с одной стороны, давать полноценные знания, а с другой не превращать жизнь детей в непрекращающийся поток обучения одному профилю.
Главное же значение приобретают высокие моральные качества. Именно они становятся критерием лучшего педагога, который внимательно относится к детям, имеет уважение со стороны педагогов. Помимо основных свойств личности, можно выделить духовность, религиозность и активную жизненную позицию.
Таким образом, педагог не только должен отлично знать собственный предмет, но и стремится к совершенствованию личностных и профессиональных качеств. Важно правильно организовать подход к обучению, давать необходимый уровень знаний интересно, не используя сложных конструкций.
2020 год доказал нам, что мир стремительно меняется и ничего на месте не стоит. Для всего человечества год был наполнен трудностями и вызовами. Пандемия, локдауны во всём мире, спад экономики, политические конфликты и протесты, невозможность встретиться с пожилыми родственниками, которые находятся в зоне риска. Все мы оказались отрезанными от привычной жизни: встреч с друзьями, посиделок в кафе, путешествий, очной учёбы и работы в офисах.
Нельзя сказать, что этот год состоял только лишь из тяжёлых событий — в нём происходили и хорошие вещи. Медики со всего мира объединились в борьбе с вирусом, многие страны осознанно пошли на изоляционные меры и экономические потери, чтобы обезопасить тех, кто может заболеть. Предприятия изготавливали медицинские маски, перчатки и передавали их медицинским учреждениям. Многие люди занялись волонтёрством, развозили продукты и лекарства тем, кто не мог выйти из дома. Были созданы вакцины от коронавируса, которые испытывали на себе тысячи добровольцев. Не стоит забывать как про программистов, которые за столь короткое время разработали новые программные обеспечения для работы на «удалёнке», так и про преподавателей, которые также за короткое время старались разобраться в абсолютно новом формате проведения занятий.
Поэтому можно сказать о том, что никто из нас всё-таки не умеет идти в ногу со временем. И пока не появился коронавирус в нашей педагогической жизни, практически все пользовались определённо как старыми методиками обучения людей, так и полным непониманием у большинства педагогов, как работать с теми самыми новыми программными обеспечениями.
Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод не использовал преподаватель, он должен учитывать психофизические особенности обучающихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения. Выбор методов обучения — дело творческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения. Новое содержание образования порождает новые методы в обучении абсолютно любой дисциплины. Необходимы комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.
Таким образом, любой идеальный преподаватель, как показала нам практика, обязан владеть рядом методик преподавания, которых бывает великое множество. Их можно классифицировать по:
– характеру познавательной деятельности;
– дидактическим целям;
– способам изложения материала;
– формам организации учебной деятельности и т. д.
Не сложно представить, что в зависимости от дисциплины и вида занятия (лекция, практика, самостоятельная работа) можно применять различные методики и это вполне очевидно.
Беря в пример дисциплину «Математика», преподаватель должен использовать методы, которые можно увидеть на рис. 2.
Основными задачами методики преподавания дисциплины «Математика» являются:
1.Определение конкретных целей изучения математики по классам, темам, урокам;
2.Отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;
3.Разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей;
4.Выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя математики.
Если рассматривать методологическую основу исследований, то есть необходимость в дисциплине «Математика» использовать:
- Диалектику;
- Системный анализ;
- Деятельностный подход.
Рис. 2. Основные методы, которые используются у преподавателей дисциплины «Математика»
Что касаемо анализа результатов у обучающихся, то необходимо использовать:
– Качественный анализ, осуществляемый с помощью контрольных работ, тестов;
– Количественный анализ, который подразумевает результат статистической обработки контрольных работ, тестов.
Хотелось бы подытожить тем, что, несмотря на непредвиденные обстоятельства в жизни и их последствия, преподавателей, наравне с медиками, можно смело назвать настоящими героями прошедшего 2020 года, которые трудились над общими благами. Думаю, что все согласятся с тем, что мы стали добрее, чутче, более сплочёнными и понимающими, стали ещё больше ценить глубокие социальные связи и время, проведённое с нашими близкими.
Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя как положительный, так и отрицательный опыт. Например, даже если студента обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).
К сожалению, преподаватель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой — более эффективный — опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех образовательных организациях, где педагоги профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга.
Но, к сожалению, в последнее время наблюдается ещё тот факт, что в современной образовательной среде бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Педагогику всё чаще изгоняют из любой образовательной организации и мало того, что места занимают порой педагоги достаточно преклонного возраста, не уступая дорогу молодым педагогам, так и её место занимают отчёты, решение проблемы материально-технической оснащённости, запросы контролирующих органов и т. д. Внешняя среда образования изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону:
– Бюрократический контроль за той или иной образовательной организацией становится всё более сложнее и изощрённее;
– Выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы;
– С родителями всё труднее разговаривать и т. д.
Но даже в самые нелёгкие времена мы, педагоги, чудесным образом доказываем, что учим наших детей интересно, увлечённо, эффективно. Хотя в любое время есть и такие, которые раз за разом объявляют себя жертвой высокой нагрузки, сложившихся обстоятельств, невысокого престижа профессии, низкой оплаты и т. д.
В связи с вышеизложенным, стоит сказать о том, что пока мы не будем переживать за качество наших уроков, наше настроение, наш профессионализм и т. д., то ровным счётом ничего не будет оценено по заслугам. И, поэтому, любое существенное изменение в образовательной среде начинается с принятия ответственности за происходящее и именно в этом заключается актуализированность любого преподавателя.
В заключение хотелось бы отметить, что всё-таки нет точного понятия, как «идеальный преподаватель». Ведь нет предела совершенству и только от нас, педагогов, зависит какими мы хотим быть сегодня и завтра, беря во внимание ошибки вчерашнего дня. Самое главное, не терять себя, быть более благоразумными и при необходимости подать ту самую руку помощи как обучающимся, так и своим коллегам.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». — Текст: электронный // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120140 4160003 (дата обращения: 15.04.2024);
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (ред. от 03.07.2016). — Текст: электронный // КонтурНорматив: [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=276064 (дата обращения: 15.04.2024);
- Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. — 2017. — Vol. 64. — P. 43–51;
- Боричевская, Е. И. Образ идеального преподавателя: представления студентов вуза / Е. И. Боричевская // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург, 17 сентября 2018. — С. 77–81. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/63142/1/978–5–7584–0334–1_2018_14.pdf;
- Денисенко, С. И. Идеальный педагог: видение студентов и преподавателей / С. И. Денисенко // Инновационная наука. — Т. 2. — № 4. — 2017. — С. 67–69;
- Методика преподавания математики в основной школе. — Текст: электронный // Справочник от автор24: [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/lektoriy/metodika-prepodavaniya-matematiki-v-osnovnoy-shkole/ (дата обращения: 15.04.2024);
- Михеенко, Е. И. Образ идеального педагога в современном мире / Е. И. Михеенко // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. — 60 Серия «ВЕСТНИКА СВФУ» № 4 (24) 2021 Вологда, 29 ноября 2017. — С. 116–118. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32502877_11595437.pdf;
- Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020;
- Ошкина, А. В. Образцовый преподаватель высшего учебного заведения глазами студентов /А. В. Ошкина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 10–1 (49). — С. 107–113. –URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44225832_16256387.pdf;
- Сабирова Э. Г. Методика обучения математике: Часть I / Э. Г. Сабирова. — Казань: Казан. ун-т, 2015. — 120 с.