Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Саркисян, С. В. Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте / С. В. Саркисян, П. Б. Измуратов, А. Д. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113241/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентность, учитель как центральная фигура в процессе образования, престиж профессии «учитель», проблема низкой оплачиваемости труда учителя, большая нагрузка и проблема бюрократии, учитель в контакте с учениками, педагогическая задача, качества учителя, роль учителя в обществе, требования к современном учителю. Определяются его понятийные характеристики.

Ключевые слова: лингвокультурный типаж, языковая личность, учитель, понятийные характеристики, публицистический медиадискурс.

Возникновению теории лингвокультурных типажей предшествовал интерес к изучению лингвокультурных концептов, к личностному аспекту языка. Этот аспект разрабатывается в течение последних десятилетий в рамках лингвоперсонологии, формирование которой предвосхитили лингвистические исследования антропоцентристской направленности, при которых идея «За каждым текстом стоит система языка» трансформировалась в исследовательскую установку «За каждым текстом стоит языковая личность».

Термин «лингвокультурный типаж» обладает большим рядом определений, что отражает большой интерес к исследуемому термину ученых, которые рассматривают его с точки зрения различных подходов. Отличительной особенностью термина «лингвокультурный типаж» является то, что он «акцентирует внимание на культурно-диагностической значимости типизируемой личности для понимания культуры и на изучение этой личности с позиций лингвистики».

Признаками лингвокультурного типажа являются: реккурентность, хрестоматийность, яркость типажа, прецендентность, типичность, символичность. Исследуемый термин понимается как: 1) совокупность признаков, которые позволяют обнаружить узнаваемый образ определённого индивидуума; 2) воплощение общих черт, которые являются характерными для социальной или этнической группы.

Лингвокультурный типаж «учитель» относится к типу социумно-прецедентных — «известных любому среднему представителю того или иного социума и входящих в коллективное когнитивное пространство» [4, с. 50] Исследованию линвгокультурного типажа «учитель» посвящен целый блок научных исканий ученых. Его рассматривают как универсальное, однако и специфическое, явление в аспекте различных, наиболее значимых характеристик (речь, внешность, сфера, досуг и др.).

Методом сплошной выборки был отобран фактический материал, в котором представлен лингвокультурный типаж «учитель». Материалом для выборки послужил публицистический медиадискурс («Парламентская газета» [6], «Vesti.ru» [2], «Известия» [3], «Коммерсант» [5], «Lenta.ru» [7], «Ведомости» [1]);

Согласно избранным примерам, было установлено, что наиболее частотно в публицистических текстах образ учителя характеризуют в таких аспектах, как:

1) педагогическая компетентность: например, «А если учитель, приходя в школу, не знает, как работать с родителями, с детьми, то мы, конечно, имеем очень большие проблемы» [6]; «И люди должны чётко понимать, что прийти с левыми корочками и стать учителем сегодня практически невозможно», — рассказала Дарья Кудрявцева» [6];

2) учитель как центральная фигура в процессе образования: например, «То есть учитель становится центральной фигурой в процессе преподавания, он сможет объяснять, что есть разные точки зрения и оценки того или иного события, на какой из них сконцентрироваться — его выбор» [6]; «А без учителя не будет качественного образования» [6];

3) престиж профессии «учитель»: например, «По мнению политика, важно хранить и развивать лучшие традиции отечественного образования, повышать престиж и социальный статус учителя» [6]; «Этим глава государства еще раз подчеркнул значимость профессии учителя, каждый день требующей полной отдачи сил, ответственности и любви к детям» [1]; «В рейтинге наименее престижных профессий оказались уборщик, продавец и кассир (13 процентов), дворник (12 процентов), учитель (4 процента)» [6];

4) проблема низкой оплачиваемости труда учителя: например, «Учитель, по его словам, работает за себя и за того парня, но не получает даже за себя» [2]; «В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей» [6]; «Ранее президент России Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что власти должны решить вопрос о зарплате для различных категорий работников, в частности, для преподавателей, поскольку ситуация, когда учитель зарабатывает как уборщица, недопустима» [6];

5) большая нагрузка и проблема бюрократии: например, «Каждый седьмой учитель, по данным ОНФ, работает на две ставки и более, сообщил Смолин» [6]; «Согласно его результатам, почти все учителя (94 процента) страдают от бюрократической нагрузки» [6];

6) учитель в контакте с учениками: например, «В лице Мигеля Кардоны в Америке будет опытный и преданный своему делу учитель государственной школы, занимающий ведущую роль в министерстве образования и гарантирующий, что каждый ученик в будущем сделает вклад в процветание экономики, что у каждого преподавателя будут необходимые ресурсы для выполнения своих задач», — подчеркнул Байден» [3]; «Специалисты считают личный контакт ученика с учителем важным элементом обучения» [3]; «У меня оказались замечательные учителя, очень, очень хорошо умеющие вытаскивать из учеников присущие им совершенно разные таланты» [1];

7) педагогическая задача: например, «Задача учителя — дать не только факты, но и научить самостоятельно оценивать события и видеть разные подходы» [6];

8) качества учителя: например, «И именно современный учитель, умный, интеллигентный, любящий детей и своё дело, может завоевать симпатии самой широкой аудитории» [6];

9) роль учителя в обществе: например, «По словам спикера, в жизни каждого человека учитель играет огромную роль, помогает получить новые знания, открывать новые горизонты, познавать окружающий мир» [6];

10) требования к современном учителю: например, «И именно современный учитель, умный, интеллигентный, любящий детей и своё дело, может завоевать симпатии самой широкой аудитории» [6]; «Как я уже сказала, современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и любить детей, уметь их выслушать, проявить чуткость» [6].

Менее частотными аспектами, в рамках которых рассматривается образ учителя в исследуемых текстах, являются: становление «будущего» учителя, свобода выбора учителем, разносторонняя личность учителя, профессия учителя в общем перечне профессий, амбиции учителя, взаимодействие учителя с коллегами, помощь учителя государством и др.

Был установлен перечень понятийных характеристик исследуемого в настоящей дипломной работе типажа в рамках публицистического интернет-текста. Так, учитель:

1) современный, умный, интеллигентный человек;

2) работающий с детьми (и родителями);

3) имеющий невысокий размер оплаты труда;

4) работающий в режиме, превышающим норму рабочего времени;

5) обладающий педагогической компетентностью и компетенциями в других областях знаний;

6) способствующий получению новых знаний и открытий учащихся;

7) любящий детей и свою работу;

8) обладающий творческой и педагогической свободой; педагогическим талантом и энтузиазмом;

9) амбициозный, стремящийся получить высшую категорию;

10) являющийся центральной фигурой процесса образования;

11) направляющий на самостоятельный поиск решения и самостоятельный поиск оценки событий учащимися;

12) имеющий непрестижную, но крайне значимую профессию;

13) умеющий обмениваться опытом с педагогическим коллективом и другими коллегами;

14) направляющий свою деятельность на воспитание личности и характера учащихся.

Публицистические интернет-тексты не описывают учителя внешне, не дают ему оценку, а характеризуют значимые аспекты в рамках педагогической науки, одной из ключевых фигур которой является учитель, и взаимодействия между учителем и учеником, учителем и коллегами, учителем и государством и др. В таких текстах складывается не столько обобщенный образ учителя, сколько две стороны личности учителя: реальная и идеальная.

Литература:

  1. Ведомости: ведущее деловое издание России: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 29.03.2024).
  2. Вести.ру: интернет-СМИ: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.vesti.ru (дата обращения: 29.03.2024).
  3. Известия: периодическое издание: [сайт]. — Москва. — URL: https://iz.ru (дата обращения: 29.03.2024).
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 312 с.
  5. Коммерсантъ: Последние новости России и мира: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 29.03.2024).
  6. Парламентская газета // Издание Федерального Собрания Российской Федерации [сайт]. — Москва. — URL: https://www.pnp.ru (дата обращения: 29.03.2024).
  7. Lenta: печатный журнал: [сайт]. — Москва. — URL: https://lenta.ru (дата обращения: 29.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, любящий ребенок, образ учителя, педагогическая компетентность, современный учитель, типаж, центральная фигура, педагогическая задача, самая широкая аудитория, языковая личность.


Ключевые слова

учитель, языковая личность, лингвокультурный типаж, понятийные характеристики, публицистический медиадискурс

Похожие статьи

Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования

В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Похожие статьи

Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования

В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Задать вопрос