Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Педагогика
09.02.2024
212
Поделиться
Библиографическое описание
Живайкина, С. Г. Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования / С. Г. Живайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111180/.


Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, личность, концепция, идеи.

Для современной системы образования актуальны дидактические идеи, разработанные К. Д. Ушинским во второй половине XIX века. Несмотря на принятый в 2022 году Федеральный государственный общеобразовательный стандарт третьего поколения, регламентирующий свод правил преподавания от сельских школ до государственных университетов, выдвинутые идеи педагога не ушли из системы воспитания и образования.

Развитие личности К. Д. Ушинский ставит в центр образовательно-воспитательной среды. Под ней он понимал физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Особо актуально сегодня высказывание педагога о том, что обучение должно не только вооружать обучающихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретая новые знания.

С целью определения актуальности педагогических идей К. Д. Ушинского мною был проведен эксперимент. В нем участвовали 15 педагогов нашего училища первой и высшей квалификационной категории. Логика эксперимента представлена 5 вопросами:

  1. Согласны ли вы с утверждением о том, что кадет сам должен добывать знания?
  2. Считаете ли вы, что труд лежит в основе воспитания?
  3. Педагогика — это искусство воспитания человека?
  4. Знаете ли вы, кому принадлежат эти тезисы?
  5. Используете ли вы образовательно-воспитательные принципы К. Д. Ушинского в своей педагогической практике?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

— на первые три вопроса получены однозначные ответы «да», что означает, что с данными умозаключениями согласны все 15 респондентов;

— на четвертый вопрос также получены однозначные ответы — «нет».

— на последний, пятый вопрос, было предоставлено три варианта ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Диаграмма наглядно показывает, что 4 человека (несмотря на то, что не знали, кому принадлежат ранее озвученные тезисы) ответили утвердительно, столько же — отрицательно, еще 7 человек испытали затруднение при ответе на вопрос.

Таким образом, исследование показало, что педагогическая концепция К. Д. Ушинского до сих пор лежит в основе современной системы образования. Учителя-предметники используют образовательно-воспитательные принципы педагога в своей практике, не зная, кому они принадлежат.

Возьмем за основу и рассмотрим одно из основных направлений К. Д. Ушинского, которое используется мной на уроках истории. Так, он считал, что человек — это предмет воспитания. Физическое, психическое и духовно-нравственное развитие личности возможно на основе системного вовлечения физических, умственных и нравственных сил кадет. Наиболее полно данная концепция реализует себя на уроках истории при изучении личности исторических деятелей: Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина. Здесь важны не только события, которые происходили при их правлении, но сама личность каждого, их нравственные особенности, устои и мировоззрение. Для этого используются отрывки из документов, воспоминания соотечественников.

Так, на уроке истории при изучении событий Великой Отечественной войны мы ставим проблемный вопрос: «Благодаря каким нравственным качествам И. Сталина была одержана победа советского народа над немецкими захватчиками?» Чтобы показать личность вождя, используются воспоминания его соотечественников, в частности, Д. Ф. Устинова:

«При всей своей властности, суровости, я бы сказал жёсткости, он живо откликался на проявление разумной инициативы, самостоятельности, ценил независимость суждений. Во всяком случае, насколько я помню, как правило, он не упреждал присутствующих своим выводом, оценкой, решением. Зная вес своего слова, Сталин старался до поры не обнаруживать своего отношения к обсуждаемой проблеме, чаще всего или сидел будто бы отрешённо, или прохаживался почти бесшумно по кабинету, так что казалось, что он весьма далёк от предмета разговора, думает о чём–то своём. И вдруг раздавалась короткая реплика, порой поворачивающая разговор в новое и, как потом зачастую оказывалось, единственно верное русло».

После его прочтения предлагаю кадетам записать в столбик черты характера И. Сталина. Такая работа помогает аккумулировать знания о личности Сталина, проанализировать его поступки и выявить сильные стороны характера.

В педагогической практике имеет место быть работа сопоставительного характера. Например, соедините имена великих исторических деятелей с их цитатами.

«Самый ценный капитал — это люди»

Александр Невский

«Я верю в человека»

И. В. Сталин

«Не в силе Бог, а в правде!

Иван Грозный

«Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам»

Ярослав Мудрый

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…»

В. В. Путин

Подобную работу провожу в качестве рефлексии, затем мы обязательно осмысливаем данные высказывания. В качестве домашней работы предлагаю написать небольшое эссе по понравившейся цитате. Такая форма позволяет понять нравственные принципы каждого деятеля по отношению к народу, воспитывать в кадетах любовь к родине, к людям, любить и ценить государство.

Таким образом, педагогические принципы К. Д. Ушинского актуальны в современной системе образования. На уроках истории они помогают подбирать такие формы работы и задания, которые воспитывают нравственность, развивают личность каждого кадета и учат любви к своей стране и окружающим.

Литература:

  1. Галицина Л. В. Духовное начало в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Л. В. Галицина // Вестник образования России. — 2014. № 1. — с. 64–73.
  2. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования/ М. Ю. Гвоздецкий. — Ярославль: ЯГПУ, 2021. — 187 с.
  3. Гукаленко О. В. Наследие К. Д. Ушинского и современность/ О. В. Гукаленко// Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. — Т.2. — № 2. — с. 37–50.
  4. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования/ Н. В. Кондукторова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — с. 3–6.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
воспитание
нравственность
личность
концепция
идеи
Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-241):
Часть 4 (стр. 229-297)
Расположение в файле:
стр. 229стр. 239-241стр. 297

Молодой учёный