Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса
Автор: Чаброва Анна Игоревна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 07.10.2015
Статья просмотрена: 3634 раза
Библиографическое описание:
Чаброва, А. И. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса / А. И. Чаброва. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8830/ (дата обращения: 16.12.2024).
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.
Если обратиться к «Словарю методических терминов” (авторы: Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин), то там дано следующее определение: информационные технологии — это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”.
Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Следовательно, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Говоря об использовании ИКТ на уроках иностранного языка, следует рассматривать пять основных направлений (по классификации Войтко С. А.):
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Данные направления тесно взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга. Что делает их универсальными средствами в обучении иностранному языку.
Так, например, использование ресурсов сети Интернет для создания собственных мультимедийных презентаций по заданной теме. Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Её можно будет использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т. к. презентация — это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Используя ИКТ на уроках иностранного языка, можно решать основные виды лингводидактических задач, то есть широко применять лингвометодические возможности компьютерных средств обучения для овладения аспектами языка и формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
Обучение фонетике: с помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Также возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;
Обучение грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее обучающимися, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке — исчезнет необходимость записывания материала на доске. Также с помощью ИКТ можно намного интереснее провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и сделать более продуктивным оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
Обучение лексике: Применение ИКТ происходит на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом.
Обучение чтению: ИКТ позволяет совершенствовать навыки техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т. д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.
Обучение аудированию: Использование ИКТ способствует формированию фонетических навыков аудирования; упрощает контроль правильности понимания прослушанного текста.
Обучение говорению: Применение ИКТ способствует формированию фонетических навыков говорения; организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.
Обучение переводу: Использование компьютерных технологий помогает формировать лексические и грамматические навыки перевода; упрощает контроль правильности перевода; стимулирует овладению умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказывает справочно-информационную поддержку (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
В то же время любое применение современных средств в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования технических средств обучения (ТСО):
1. Принцип обусловленности.
Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
2. Принцип необходимости.
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения;
3. Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.
4. Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
Анализируя опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка, можно сделать ряд выводов — мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; способствуют резкому росту интереса обучающихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности в оценки.
Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Таблица 1
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
|
Класс |
|
Тема урока |
|
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|
|
|
|
Решаемые учебные проблемы |
|
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
|
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|
||
Методическое назначение средств ИКТ |
|
||
Аппаратное и программное обеспечение |
|
||
Образовательные интернет-ресурсы |
|
||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
|
||
Длительность этапа |
|
||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
|
||
Методы обучения |
|
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
|
||
Формы организации деятельности учащихся |
|
||
Функции/роль учителя на данном этапе |
|
||
Основные виды деятельности учителя |
|
||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
|||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
|
||
Длительность этапа |
|
||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
|
||
Методы обучения |
|
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
|
||
Формы организации деятельности учащихся |
|
||
Функции/роль учителя на данном этапе |
|
||
Основные виды деятельности учителя |
|
||
ЭТАП 3. Практикум |
|||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
|
||
Длительность этапа |
|
||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
|
||
Методы обучения |
|
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
|
||
Формы организации деятельности учащихся |
|
||
Функции/роль учителя на данном этапе |
|
||
Основные виды деятельности учителя |
|
||
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|||
Длительность этапа |
|
||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |
|
||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
|
||
Методы контроля |
|
||
Способы коррекции |
|
||
Формы организации деятельности учащихся |
|
||
Функции/роль учителя на данном этапе |
|
||
Основные виды деятельности учителя |
|
||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
|
Литература:
1. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. //- М., 2004
2. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // М., Педагог. 2005.
3. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. //Ростов на/Д.: Феникс, 2003.
4. Полам E. С. Дистанционное обучение. // — М.: Владос, 2001.
5. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft). // — М.: Русская редакция, 2004.
6. Галльская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам //- М.: АРКТИ, 2003.
7. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е. В. Чернобай. — М.: Просвещение, 2012.