Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе
Автор: Калентьева Ирина Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 03.12.2018
Статья просмотрена: 3284 раза
Библиографическое описание:
Калентьева, И. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе / И. Н. Калентьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14691/ (дата обращения: 16.12.2024).
В условиях современных реалий, когда налажен тесный контакт между представителями различных стран, изучение иностранных языков становится жизненной необходимостью. Владение иностранными языками не только дает возможность человеку получить более престижное место работы, но и расширяет кругозор, позволяет окунуться в историю, культуру и традиции другой страны.
Но для того, чтобы в совершенстве овладеть хотя бы одним иностранным языком, необходимо приложить немало усилий.
Изучение иностранного языка начиная с раннего детства несколько упрощает этот процесс, поэтому изучение наиболее востребованного на данный момент английского языка начинается ещё в школе.
Однако нередко учитель сталкивается с проблемой отсутствия достаточной степени мотивированности обучающихся к изучению такого непростого предмета, как английский язык.
В современных образовательных программах огромное внимание уделяется целям и содержанию изучения иностранного языка. Родители и учителя осознают значимость владения иностранным языком в современном мире, возлагая надежды на формирование успешной будущей карьеры ребенка. Как правило, такая точка зрения не вызывает у ребенка особенного желания прилагать серьезные усилия к изучению иностранного языка.
В связи с этим возникла необходимость поиска дополнительных методов и приемов для повышения интереса обучающихся к овладению иностранным языком.
Одновременно с этим все чаще на уроках используются современные ИКТ-технологии. Под ИКТ-технологиями обычно понимаются современные информационно-коммуникационные средства, такие как компьютерное оборудование, различные мультимедийные программы, ресурсы сети Интернет.
Среди множества современных технологий, применение ИКТ на уроках английского языка является наиболее оптимальным решением проблемы недостаточной степени мотивации школьников.
В процессе использования ИКТ-технологий в обучении было выявлено, что данная технология:
– способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– способствует созданию языковой среды на уроке;
– развивает такие личностно-значимые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, ответственность;
– способствует индивидуализации процесса обучения;
– формирует универсальные умения работать с информацией.
Наиболее часто применяемыми в процессе обучения видами ИКТ являются:
– электронные учебники, пособия и словари;
– различные варианты тестовых программ;
– образовательные ресурсы сети Интернет;
– DVD и CD диски с наглядным материалом (постеры, плакаты);
– видео и аудио материалы;
– научно-исследовательские работы и проекты.
Однако необходимо помнить, что компьютер на уроке не в состоянии заменить преподавателя. Компьютер лишь создает для учителя возможность в творческой форме реализовать некоторые аспекты урока и максимально индивидуализировать процесс обучения. А эффективность его использования в образовательном процессе напрямую зависит от умения преподавателя грамотно применять такие технологии на уроке.
Рассмотрим наиболее часто используемые в обучении виды ИКТ и возможности их применения для повышения уровня мотивации школьников.
Одним из таких типов ИКТ являются электронные учебники, словари и энциклопедии.
Непосредственно на занятии в школе такие пособия можно демонстрировать с помощью компьютера или мультимедийного проектора. Такие пособия можно найти в сети Интернет, или же учитель может сам подготовить для определенной темы урока.
Неоспоримыми достоинствами таких учебных пособий являются их мобильность, и доступность в связи с развитием компьютерных сетей, и адекватность уровню развития современных научных знаний. Кроме того, язык не статичен — под влиянием современных веяний он постоянно изменяется — возникают новые лексические единицы, упрощаются грамматические структуры, появляются новые разговорные выражения. Электронные учебники, в отличие от своих печатных «собратьев», позволяют учитывать такие нюансы, как современные языковые реалии и постоянное обновление информационного материала.
Такие учебные пособия, несомненно, могут повысить интерес обучающихся к изучению иностранного языка, поскольку содержат актуальную информацию, которая может соответствовать увлечениям современных школьников.
Для успешной коммуникации на иностранном языке, необходимо владение не только грамматическими структурами, но и лексическими единицами данного языка.
Но примерно к середине обучения в средней школе, возникает проблема повышения эффективности формирования лексических навыков. Поскольку определенный словарный запас уже накоплен, а лексических единиц становится всё больше с каждым годом обучения, у учащихся происходит процесс забывания лексического материала, из-за чего происходит ухудшение качества устной и письменной речи.
Продуктивному усвоению нового лексического материала могут способствовать интерактивные игры и наглядный материал.
На данный момент практически все учебно-методические комплекты оснащены DVD и CD дисками с наглядными пособиями, аудио и видео материалами. Яркие иллюстрации и звуковое сопровождение оказывают положительное влияние на запоминание большого объема лексических единиц и позволяют без особого труда создать языковую среду на уроке английского языка. Одновременно с новым лексически материалом, учащиеся имеют возможность изучить ещё и контекст употребления новых лексических единиц, интонацию, ударение и т. д.
Те же самые наглядные материалы можно создать в программе «Power Point». При ознакомлении с новой лексикой изображение на мониторе позволяет учащимся ассоциировать слово на иностранном языке непосредственно с предметом или действием.
Кроме лексического материала в мультимедийной презентации можно представлять грамматические правила, выводить тексты фонетической зарядки, песен и т. п. Это позволяет сэкономить время на уроке, и быстрее донести до обучающихся необходимую информацию.
Помочь в создании интересных заданий может программа «Smart» — это линейка образовательных программ, разработанная в помощь преподавателям, которая позволяет генерировать интерактивные и познавательные игры для урока. Программа оснащена красочными иллюстрациями, яркими темами оформления, различными игровыми шаблонами. Увлекательные интерактивные игры не дадут школьникам заскучать на уроке, давая возможность усваивать новый материал легко и играючи, а готовые шаблоны помогут учителю сэкономить время на подготовку к уроку и организовать учебный процесс продуктивно и захватывающе.
Не следует забывать о такой форме работы, как проектная деятельность.
Этот вид работы достаточно активно применяется в школе, и зарекомендовал себя как один из видов деятельности, повышающий степень мотивации школьников, поскольку учащиеся могут составлять проекты с учетом своих интересов и потребностей.
Проектная методика особенно востребована в средней и старшей общеобразовательной школе. Поскольку именно на данных этапах на первый план выдвигается умение самостоятельно использовать информационные технологий и иностранных языков как способа получения новой информации, увеличения лексического запаса, расширения лингвострановедческих знаний и применения их в новых сферах окружающей действительности.
По видам деятельности проекты могут быть:
– творческие;
– исследовательские;
– информационные;
– практикоориентированные;
– игровые.
Одним из положительных качеств проектной деятельности является актуализация междпредметных связей, поскольку нередко при создании проекта учащиеся задействуют свои знания не только по иностранному языку, но и, например, по истории, географии, обществознанию и многим другим школьным дисциплинам.
По количеству участников проекты подразделяются на:
– личные;
– парные;
– групповые;
В процессе работы над индивидуальным проектом происходит развитие таких качеств личности ученика, как самостоятельность, усидчивость, внимательность, самодисциплина, умение грамотно планировать и распределять учебное время. В то же самое время, создание парных или групповых проектов позволяет создавать условия для сотрудничества между учащимися и сплочения коллектива.
А использование различных видов ИКТ позволяет сделать школьный проект более увлекательным, а поэтому — более эффективным.
Учащиеся могут представлять свои проекты в виде тех же презентаций в «Power Point», создавать коллажи с помощью «Adobe Photo Shop», или даже монтировать небольшие видеоролики с помощью несложных видеоредакторов («Windows Movie Maker», «Movavi Video Editor»).
Выполняя проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте.
Эффективному закреплению полученных знаний могут способствовать различные тестовые программы. В сети Интернет можно обнаружить огромное множество ресурсов с тестовыми заданиями. Кроме того, существуют программы, разработанные специально для создания тестов (например, «Kahoot!», «Quizlet», «ClassMarker»).
Одним из преимуществ данного вида ИКТ является возможность проконтролировать степень усвояемости знаний у каждого ученика. А чтобы повысить степень заинтересованности обучающихся, в тест можно добавить забавные вопросы-обманки, сопроводить тестовые задания различными иллюстрациями, добавить голосовой ввод ответов и т. д.
Несмотря на все перечисленные достоинства применения ИКТ-технологий в образовательном процессе, существуют и некоторые недостатки, а именно использование различных средств ИКТ в преподавании английского языка требует от педагога владения навыками педагогического дизайна, умение использовать современные технические средства на практике, а также умение отбирать и адаптировать материалы при подготовке урока.
Итак, с интегрированием современных информационно-коммуникационных средств в образовательный процесс можно достичь действительно высокой степени мотивации обучающихся. Грамотное использование компьютерных программ позволяет повысить интерес школьников к изучению иностранного языка, сделать образовательный процесс увлекательным, а изучение языка эффективным и плодотворным.
Одним из немаловажных факторов следует назвать индивидуализацию процесса обучения. Например, усвоение грамматических структур у всех учащихся происходит по-разному — с разной скоростью и результативностью. Использование компьютера позволяет каждому обучающемуся индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет-ресурсы позволяют сделать образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ способно решить все проблемы в обучении английского языка, но, можно смело утверждать, что это эффективное средство против однообразия.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
Литература:
- Мансурова А. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 12(66). — С. 204–206.
- Тимофеева Е. В., Кайль Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия Алтайского государственного университета. — 2014. — № 2(82). — С. 77–80.
- Чехонина Н. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации процесса обучения иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2013. — № 1. — С. 69–73.