Мотивация обучающихся на уроках английского языка и пути ее повышения
Автор: Коняева Валентина Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 15.11.2021
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Коняева, В. С. Мотивация обучающихся на уроках английского языка и пути ее повышения / В. С. Коняева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16744/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье автор пытается обозначить важность повышения мотивации обучающихся к изучению предметов на примере английского языка.
Ключевые слова: навык, иностранный язык, мотивационная сфера, формирование мотивов.
Говоря о состоянии современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют термин — VUCA мир. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Это связано с тем, что мир стремительно меняется и развивается. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, становится мало, чтобы стать успешным: для этого необходимы навыки нового тысячелетия.
Исследователи распределяют их на две группы: hard skills («твердые» навыки) и soft skills («мягкие» навыки). Для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют hard skills — «твердыми» навыками.
Что касается Soft skills, то их называют «мягкими» навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Они отличаются от профессии к профессии, но гораздо более универсальны.
Следует отметить, что развитие у обучающихся «soft skills» необходимы по логике ФГОС, так ключевые мягкие компетенции взаимосвязаны с требованиями стандарта, предъявляемым к образовательным результатам: личностные, метапредметные результаты; а также регулятивные, коммуникативные и другие УУД. ФГОС гласит, что «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики».
Мягкие навыки имеют более обширное понятие, ведь они необходимы ребенку не только во время обучения, но и в процессе всей жизни. Кроме того, переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению возможных проблемы с трудоустройством в будущем, ведь мотивированный человек с развитыми навыками всегда будет оставаться востребованным. Таким образом, в формировании таких навыков очень важную роль играет мотивация.
Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию, являются главной целью обучения иностранным языкам в школе.
Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.
Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 7 классе интерес значительно ослабевает, а к 9 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причин может быть много, но основная заключается в том, что учение — это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо, его можно только заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у обучающихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) — отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы , внешние побудители определенной деятельности, задача которых — вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов — это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Для достижения поставленных целей неотъемлемым инструментом становятся СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ, интерактивные, проектная деятельность, проблемное обучение, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, геймификация и т. д.).
В качестве стимуляции учащихся к познавательной деятельности на уроках применяются различные методы и формы работы: индивидуальные творческие задания; нетрадиционные формы уроков; разноуровневые задания; задания творческого и нестандартного характера; работа в группах и прочее.
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра, так как все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Проектная деятельность пользуется большой любовью у детей все возрастов, создавая свои работы, они всецело погружаются в изучаемый объект. И, безусловно, сложно представить полноценный урок без использования ИКТ: современных программ для проверки знаний, видеофрагментов по теме, интерактивных приложений.
В своей работе учителю необходимо придерживаться следующих принципов работы, которые способствуют повышению мотивации:
— Принцип новизны.
— Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся.
— Принцип доброжелательности
— Принцип неожиданности.
Использование таких принципов и педагогических технологий на уроках английского языка приводит к следующим результатам:
При совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. Они учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, осознают, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, развивают коммуникативные навыки.
Несомненно, положительной стороной в обучении иностранному языку для нынешнего поколения является открытость и доступность ресурсов на просторах сети Интернет. Сайты, видео, чаты, социальные сети сближают и позволяют знакомиться с людьми из разных стран, наблюдать за их культурой и общаться, тем самым мотивируя к изучению языка и предоставляя дополнительные возможности. Тем не менее, для многих учитель является тем самым локомотивом, который движет их и ведет в правильном направлении. Поэтому создание мотивирующей среды на уроках иностранного языка является важным пунктом в работе учителя.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Горячев А. Ю., Никитенко З. Н., Соловцова Э. И., «Обучение иностранному языку: поиск новых путей» — ИЯШ, 1989 г., № 1, стр. 13–19
- Бабинская Т. К., Маслыко Е. А. «Настольная книга учителя иностранного языка», Москва, Высшая школа, 1998 г.
- Бочарова Л. Н. «Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения», ИЯШ, 1996 г.
- Манилова М. Я. «Игра на уроке английского языка», 2007 г., № 1
- Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество России, 2010 г.
Похожие статьи
Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка
В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)
В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Похожие статьи
Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка
В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков
В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...
Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)
В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...