В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.
Ключевые слова: начальная школа, учебная мотивация, английский язык, младшие школьники, современные методы и формы мотивации, проекты.
Перед современной начальной школой стоят задачи не только образовательного, но и воспитательного характера. Основной задачей начального образования является задача «научить учиться», создать подходящие условия для формирования умений и навыков, организовать учебный и воспитательный процесс с применением современных технологий и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также перед педагогами начальной школы встает еще одна значимая проблема — проблема мотивации обучающихся.
В отечественной психологии проблемой изучения мотивации в учебной деятельности занимались такие авторы, как: В. Г. Асеев, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, В. В. Давыдов, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и другие. Несмотря на достаточное количество работ, посвященных проблеме мотивации учебной деятельности, лишь некоторые из них рассматривают отдельные аспекты формирования мотивации учебной деятельности в процессе обучения английскому языку.
Учебная мотивация — это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия обучающихся и определяющая их поведение в системе школьных ценностей [1]. Под мотивом учебной деятельности Е. П. Ильин понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. [2]. Мотивация определяется А. К. Марковой как конкретный мотив, как целостная система мотивов и как специальная система личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии [3]. По А. К. Марковой, мотивы обучения можно разделить на две большие группы:
- Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
- Социальные мотивы, связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [3].
Английский язык в начальной школе — это дисциплина, которая больше всего подходит для формирования навыков коммуникации и социализации обучающихся. На уроках английского языка младшие школьники учатся общаться, говорить о себе и об окружающих, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, рассказывать про свои интересы и увлечения, про свою семью и друзей. Личностно-ориентированные и практико-ориентированные технологии могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе для достижения заданных результатов. Также уроки английского языка подходят для применения современных, игровых, групповых, ролевых, рефлексивных и прочих форм и методов обучения. Одной из эффективных ученических деятельностей на уроке английского языка может являться проектная деятельность.
Проектная деятельность не является новым видом деятельности в отечественной и зарубежной педагогике, но ее принципы в полной мере отвечают требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта. Освещением сути проектной деятельности занимались такие ученые, как: Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. В. Евпалова, A. Д. Климова, И. В. Никитина, О. В. Ляпина, К. Н. Поливанова, Н. Л. Пелагейченко, В. Н. Стенберг и другие. В. Н. Фунтов дает следующее определение: «Проект — это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов» [4].
Включение обучающихся начальной школы в проектную деятельность подразумевает работу по формированию у них комплекса проектных умений. Н. А. Семенова дает следующее определение термину умение: «Умение — это мысленное или практическое действие, способ реализации деятельности» [5].
Проектная деятельность может быть эффективно использована на уроках английского языка в начальной школе. Также эффективными средствами могут выступать: сюжетно-ролевая игра, отработка учебного материала в игровой форме, использование современных интерактивных материалов, аудио и видео, включение в уроки реальных жизненных ситуаций, где обучающимся могут понадобиться навыки общения на английском языке. На уроках английского языка обучающиеся нуждаются в похвале и поощрении со стороны педагога, педагогу всегда нужно настраивать детей на ситуации успеха.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что проблема мотивации обучающихся на уроке английского языка — важная современная проблема. И подходы к ее решению должны быть современными и актуальными как для педагога, так и для обучающихся начальной школы.
Литература:
- Эльконин. Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1989. 315 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
- Маркова А. К. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 149 с.
- Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. / В. Н. Фунтов. СПб.: Питер, 2011. 393 с
- Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: 2012. № 11 С. 209–211.