К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Малахова, Е. С. К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка / Е. С. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 406-407. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113429/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, учебная мотивация, английский язык, младшие школьники, современные методы и формы мотивации, проекты.

Перед современной начальной школой стоят задачи не только образовательного, но и воспитательного характера. Основной задачей начального образования является задача «научить учиться», создать подходящие условия для формирования умений и навыков, организовать учебный и воспитательный процесс с применением современных технологий и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также перед педагогами начальной школы встает еще одна значимая проблема — проблема мотивации обучающихся.

В отечественной психологии проблемой изучения мотивации в учебной деятельности занимались такие авторы, как: В. Г. Асеев, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, В. В. Давыдов, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и другие. Несмотря на достаточное количество работ, посвященных проблеме мотивации учебной деятельности, лишь некоторые из них рассматривают отдельные аспекты формирования мотивации учебной деятельности в процессе обучения английскому языку.

Учебная мотивация — это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия обучающихся и определяющая их поведение в системе школьных ценностей [1]. Под мотивом учебной деятельности Е. П. Ильин понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. [2]. Мотивация определяется А. К. Марковой как конкретный мотив, как целостная система мотивов и как специальная система личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии [3]. По А. К. Марковой, мотивы обучения можно разделить на две большие группы:

  1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
  2. Социальные мотивы, связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [3].

Английский язык в начальной школе — это дисциплина, которая больше всего подходит для формирования навыков коммуникации и социализации обучающихся. На уроках английского языка младшие школьники учатся общаться, говорить о себе и об окружающих, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, рассказывать про свои интересы и увлечения, про свою семью и друзей. Личностно-ориентированные и практико-ориентированные технологии могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе для достижения заданных результатов. Также уроки английского языка подходят для применения современных, игровых, групповых, ролевых, рефлексивных и прочих форм и методов обучения. Одной из эффективных ученических деятельностей на уроке английского языка может являться проектная деятельность.

Проектная деятельность не является новым видом деятельности в отечественной и зарубежной педагогике, но ее принципы в полной мере отвечают требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта. Освещением сути проектной деятельности занимались такие ученые, как: Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. В. Евпалова, A. Д. Климова, И. В. Никитина, О. В. Ляпина, К. Н. Поливанова, Н. Л. Пелагейченко, В. Н. Стенберг и другие. В. Н. Фунтов дает следующее определение: «Проект — это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов» [4].

Включение обучающихся начальной школы в проектную деятельность подразумевает работу по формированию у них комплекса проектных умений. Н. А. Семенова дает следующее определение термину умение: «Умение — это мысленное или практическое действие, способ реализации деятельности» [5].

Проектная деятельность может быть эффективно использована на уроках английского языка в начальной школе. Также эффективными средствами могут выступать: сюжетно-ролевая игра, отработка учебного материала в игровой форме, использование современных интерактивных материалов, аудио и видео, включение в уроки реальных жизненных ситуаций, где обучающимся могут понадобиться навыки общения на английском языке. На уроках английского языка обучающиеся нуждаются в похвале и поощрении со стороны педагога, педагогу всегда нужно настраивать детей на ситуации успеха.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что проблема мотивации обучающихся на уроке английского языка — важная современная проблема. И подходы к ее решению должны быть современными и актуальными как для педагога, так и для обучающихся начальной школы.

Литература:

  1. Эльконин. Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1989. 315 с.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  3. Маркова А. К. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 149 с.
  4. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. / В. Н. Фунтов. СПб.: Питер, 2011. 393 с
  5. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: 2012. № 11 С. 209–211.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, начальная школа, учебная деятельность, проектная деятельность, урок, мотив, проблема мотивации обучающихся, учебная мотивация.


Ключевые слова

английский язык, младшие школьники, проекты, начальная школа, учебная мотивация, современные методы и формы мотивации

Похожие статьи

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Похожие статьи

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Задать вопрос