Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование мотивации в обучении иностранному языку учащихся средних классов

Педагогика
26.08.2019
299
Поделиться
Библиографическое описание
Дробинина, Ю. С. Формирование мотивации в обучении иностранному языку учащихся средних классов / Ю. С. Дробинина, Ю. Г. Киктева, М. А. Таранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62120/.


В настоящее время особое внимание уделяется изучению иностранного языка в школе. На сегодняшний день освоение языка является не только обязательным для сдачи экзамена, но и для жизни и дальнейшей работы учащихся. Однако все чаще учителя школ, особенно с углубленным изучением языка, сталкиваются с проблемой низкой мотивации подростков к изучению иностранного языка, в частности английского. Как показал проведенный нами анализ литературы по данной проблематике, причиной низкой мотивации становятся как подростковые особенности и интеллектуальные способности самого ребенка, так и ряд внешних факторов, которые непосредственно влияют на сам процесс усвоения им языка.

В соответствии со словарем понятие «формирование» происходит от глагола «формировать», что означает «приобретать определенную форму, вид в результате развития, роста, определять устойчивость в результате развития изменений, создаваться, составляться» [4] или «придавать определенную форму, законченность; порождать» [4]. Следовательно, “формирование представляет собой процесс становления, возникновения и приобретения субъектом определенной законченной формы” [2:31]. Однако формирование обязательно подразумевает обратную связь, заключающуюся в стремлении субъекта деятельности (подростка) к самопознанию и самосовершенствованию. Поэтому формирование представляет собой также создание в учебной деятельности педагогических условий самоактуализации личности подростка.

Целью нашего исследования это создание устойчивой модели формирования мотивации учащихся непосредственно в процессе изучения английского языка.

По мнению Е. П. Ильина, ведущими факторами, влияющими на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

− содержание учебного материала;

− организация учебной деятельности;

− коллективные формы учебной деятельности;

− стиль педагогической деятельности учителя.

Стандартный урок начинает терять свою эффективность по ряду причин. Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки. Ниже рассмотрим их типы и содержание.

1) Урок-игра. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. На таких уроках создается неформальнаяобстановка. Главная особенность такого урока в том, что учебная цель выступает в форме игровой задачи, урок подчиняется правилам игры. У учащихся возникает обязательная увлеченность процессом и интерес к содержанию. Игровые уроки могут проводиться в форме конкурсов, турниров, деловой игры, ролевой игры, кроссвордах и т. д.

2) Форма урок-проект приобретает все большую популярность в настоящее время, так как способствует развитию активной самостоятельности ребёнка, “учит не только запоминанию информацию, но и умению применять эту информацию на практике”. (Н. Д. Гальскова).

3) Следующей эффективной формой урока является урок-интервью. Урок такого типа позволяет проверить или освоить новые навыки общения в конкретной языковой ситуации.

Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать своё мнение, собственное отношение к прочитанному — размышления и переживания в контексте определенной темы.

На основе вышесказанного необходимо сделать вывод и отметить сильные и слабые стороны нестандартных форм уроков по сравнению с традиционными:

  1. Концепция урока.

Нетрадиционный урок раскрывает позицию “учитель — ученик” в полной мере. Предоставляет больше возможностей в плане коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

2. Содержательная часть урока:

a) Целью нетрадиционного урока является развитие творческого потенциала и личности учащихся.

b) Традиционный урок направлен на формирование ЗУН.

3. По содержанию учебного материала традиционный урок подразумевает систематичность и большой объем информации. Нетрадиционный урок позволяет более глубоко изучить учебный материал.

4. Стоит отметить превосходство нестандартных форм урока над традиционными с позиции организации учебного процесса и процессуальной частью урока.

Во-первых, нестандартный урок активизирует внутренние источники мотивации и опирается на самоуправляющие механизмы личности учащихся.

Во-вторых, урок, организованный в нестандартной форме, содержит больше форм деятельности, развивает умение самостоятельной работы и критического мышления учащихся, в то время как традиционный урок отличается однообразием и шаблонность.

Не менее важным направлением в повышении мотивации подростков к изучению английского языка является личностно-ориентированный подход, когда в центре образовательного процесса находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания (Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.).

Подводя итог, можно сказать, что для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка учащихся средних классов необходим учёт следующих факторов:

1) Учёт возрастных особенностей и индивидуальный подход к каждому учащемуся при планировании учебного процесса;

2) Использование различных, нестандартных форм уроков, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) Наличие у преподавателя межкультурной компетенции, владеть лингвистическими и психологическими приёмами при обучении иностранному языку учащихся средних классов;

4) Сформировать у учащихся четкую систему самооценивания и контроля результатов их деятельности;

5) использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации критического мышления и творческо-креативных. Чем выше будет уровень образовательной деятельности у учащихся, тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в совокупности и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету.

Литература:

  1. Зимняя, И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] // — Методика обучения иностранному языку. — Москва. — 1991. с.9–16.
  2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. [Текст] / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.
  3. Минобрнауки.рф
  4. Крысин Л. П. Статьи о русском языке и русских языковедах. М., 2015.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 54-55):
Часть 1 (стр. 1-95)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 54-55стр. 95

Молодой учёный