Формирование мотивации в обучении иностранному языку учащихся средних классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дробинина, Ю. С. Формирование мотивации в обучении иностранному языку учащихся средних классов / Ю. С. Дробинина, Ю. Г. Киктева, М. А. Таранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62120/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время особое внимание уделяется изучению иностранного языка в школе. На сегодняшний день освоение языка является не только обязательным для сдачи экзамена, но и для жизни и дальнейшей работы учащихся. Однако все чаще учителя школ, особенно с углубленным изучением языка, сталкиваются с проблемой низкой мотивации подростков к изучению иностранного языка, в частности английского. Как показал проведенный нами анализ литературы по данной проблематике, причиной низкой мотивации становятся как подростковые особенности и интеллектуальные способности самого ребенка, так и ряд внешних факторов, которые непосредственно влияют на сам процесс усвоения им языка.

В соответствии со словарем понятие «формирование» происходит от глагола «формировать», что означает «приобретать определенную форму, вид в результате развития, роста, определять устойчивость в результате развития изменений, создаваться, составляться» [4] или «придавать определенную форму, законченность; порождать» [4]. Следовательно, “формирование представляет собой процесс становления, возникновения и приобретения субъектом определенной законченной формы” [2:31]. Однако формирование обязательно подразумевает обратную связь, заключающуюся в стремлении субъекта деятельности (подростка) к самопознанию и самосовершенствованию. Поэтому формирование представляет собой также создание в учебной деятельности педагогических условий самоактуализации личности подростка.

Целью нашего исследования это создание устойчивой модели формирования мотивации учащихся непосредственно в процессе изучения английского языка.

По мнению Е. П. Ильина, ведущими факторами, влияющими на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

− содержание учебного материала;

− организация учебной деятельности;

− коллективные формы учебной деятельности;

− стиль педагогической деятельности учителя.

Стандартный урок начинает терять свою эффективность по ряду причин. Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки. Ниже рассмотрим их типы и содержание.

1) Урок-игра. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. На таких уроках создается неформальнаяобстановка. Главная особенность такого урока в том, что учебная цель выступает в форме игровой задачи, урок подчиняется правилам игры. У учащихся возникает обязательная увлеченность процессом и интерес к содержанию. Игровые уроки могут проводиться в форме конкурсов, турниров, деловой игры, ролевой игры, кроссвордах и т. д.

2) Форма урок-проект приобретает все большую популярность в настоящее время, так как способствует развитию активной самостоятельности ребёнка, “учит не только запоминанию информацию, но и умению применять эту информацию на практике”. (Н. Д. Гальскова).

3) Следующей эффективной формой урока является урок-интервью. Урок такого типа позволяет проверить или освоить новые навыки общения в конкретной языковой ситуации.

Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать своё мнение, собственное отношение к прочитанному — размышления и переживания в контексте определенной темы.

На основе вышесказанного необходимо сделать вывод и отметить сильные и слабые стороны нестандартных форм уроков по сравнению с традиционными:

  1. Концепция урока.

Нетрадиционный урок раскрывает позицию “учитель — ученик” в полной мере. Предоставляет больше возможностей в плане коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

2. Содержательная часть урока:

a) Целью нетрадиционного урока является развитие творческого потенциала и личности учащихся.

b) Традиционный урок направлен на формирование ЗУН.

3. По содержанию учебного материала традиционный урок подразумевает систематичность и большой объем информации. Нетрадиционный урок позволяет более глубоко изучить учебный материал.

4. Стоит отметить превосходство нестандартных форм урока над традиционными с позиции организации учебного процесса и процессуальной частью урока.

Во-первых, нестандартный урок активизирует внутренние источники мотивации и опирается на самоуправляющие механизмы личности учащихся.

Во-вторых, урок, организованный в нестандартной форме, содержит больше форм деятельности, развивает умение самостоятельной работы и критического мышления учащихся, в то время как традиционный урок отличается однообразием и шаблонность.

Не менее важным направлением в повышении мотивации подростков к изучению английского языка является личностно-ориентированный подход, когда в центре образовательного процесса находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания (Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.).

Подводя итог, можно сказать, что для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка учащихся средних классов необходим учёт следующих факторов:

1) Учёт возрастных особенностей и индивидуальный подход к каждому учащемуся при планировании учебного процесса;

2) Использование различных, нестандартных форм уроков, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) Наличие у преподавателя межкультурной компетенции, владеть лингвистическими и психологическими приёмами при обучении иностранному языку учащихся средних классов;

4) Сформировать у учащихся четкую систему самооценивания и контроля результатов их деятельности;

5) использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации критического мышления и творческо-креативных. Чем выше будет уровень образовательной деятельности у учащихся, тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в совокупности и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету.

Литература:

  1. Зимняя, И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] // — Методика обучения иностранному языку. — Москва. — 1991. с.9–16.
  2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. [Текст] / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.
  3. Минобрнауки.рф
  4. Крысин Л. П. Статьи о русском языке и русских языковедах. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебная деятельность, нетрадиционный урок, традиционный урок, урок, учебный материал, учебный процесс, английский язык, нестандартная форма уроков, устойчивая мотивация.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование познавательной активности на уроках французского языка как второго иностранного

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование познавательной активности на уроках французского языка как второго иностранного

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Задать вопрос