В настоящее время особое внимание уделяется изучению иностранного языка в школе. На сегодняшний день освоение языка является не только обязательным для сдачи экзамена, но и для жизни и дальнейшей работы учащихся. Однако все чаще учителя школ, особенно с углубленным изучением языка, сталкиваются с проблемой низкой мотивации подростков к изучению иностранного языка, в частности английского. Как показал проведенный нами анализ литературы по данной проблематике, причиной низкой мотивации становятся как подростковые особенности и интеллектуальные способности самого ребенка, так и ряд внешних факторов, которые непосредственно влияют на сам процесс усвоения им языка.
В соответствии со словарем понятие «формирование» происходит от глагола «формировать», что означает «приобретать определенную форму, вид в результате развития, роста, определять устойчивость в результате развития изменений, создаваться, составляться» [4] или «придавать определенную форму, законченность; порождать» [4]. Следовательно, “формирование представляет собой процесс становления, возникновения и приобретения субъектом определенной законченной формы” [2:31]. Однако формирование обязательно подразумевает обратную связь, заключающуюся в стремлении субъекта деятельности (подростка) к самопознанию и самосовершенствованию. Поэтому формирование представляет собой также создание в учебной деятельности педагогических условий самоактуализации личности подростка.
Целью нашего исследования это создание устойчивой модели формирования мотивации учащихся непосредственно в процессе изучения английского языка.
По мнению Е. П. Ильина, ведущими факторами, влияющими на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
− содержание учебного материала;
− организация учебной деятельности;
− коллективные формы учебной деятельности;
− стиль педагогической деятельности учителя.
Стандартный урок начинает терять свою эффективность по ряду причин. Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки. Ниже рассмотрим их типы и содержание.
1) Урок-игра. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. На таких уроках создается неформальнаяобстановка. Главная особенность такого урока в том, что учебная цель выступает в форме игровой задачи, урок подчиняется правилам игры. У учащихся возникает обязательная увлеченность процессом и интерес к содержанию. Игровые уроки могут проводиться в форме конкурсов, турниров, деловой игры, ролевой игры, кроссвордах и т. д.
2) Форма урок-проект приобретает все большую популярность в настоящее время, так как способствует развитию активной самостоятельности ребёнка, “учит не только запоминанию информацию, но и умению применять эту информацию на практике”. (Н. Д. Гальскова).
3) Следующей эффективной формой урока является урок-интервью. Урок такого типа позволяет проверить или освоить новые навыки общения в конкретной языковой ситуации.
Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать своё мнение, собственное отношение к прочитанному — размышления и переживания в контексте определенной темы.
На основе вышесказанного необходимо сделать вывод и отметить сильные и слабые стороны нестандартных форм уроков по сравнению с традиционными:
- Концепция урока.
Нетрадиционный урок раскрывает позицию “учитель — ученик” в полной мере. Предоставляет больше возможностей в плане коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
2. Содержательная часть урока:
a) Целью нетрадиционного урока является развитие творческого потенциала и личности учащихся.
b) Традиционный урок направлен на формирование ЗУН.
3. По содержанию учебного материала традиционный урок подразумевает систематичность и большой объем информации. Нетрадиционный урок позволяет более глубоко изучить учебный материал.
4. Стоит отметить превосходство нестандартных форм урока над традиционными с позиции организации учебного процесса и процессуальной частью урока.
Во-первых, нестандартный урок активизирует внутренние источники мотивации и опирается на самоуправляющие механизмы личности учащихся.
Во-вторых, урок, организованный в нестандартной форме, содержит больше форм деятельности, развивает умение самостоятельной работы и критического мышления учащихся, в то время как традиционный урок отличается однообразием и шаблонность.
Не менее важным направлением в повышении мотивации подростков к изучению английского языка является личностно-ориентированный подход, когда в центре образовательного процесса находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания (Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.).
Подводя итог, можно сказать, что для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка учащихся средних классов необходим учёт следующих факторов:
1) Учёт возрастных особенностей и индивидуальный подход к каждому учащемуся при планировании учебного процесса;
2) Использование различных, нестандартных форм уроков, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;
3) Наличие у преподавателя межкультурной компетенции, владеть лингвистическими и психологическими приёмами при обучении иностранному языку учащихся средних классов;
4) Сформировать у учащихся четкую систему самооценивания и контроля результатов их деятельности;
5) использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации критического мышления и творческо-креативных. Чем выше будет уровень образовательной деятельности у учащихся, тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в совокупности и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету.
Литература:
- Зимняя, И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] // — Методика обучения иностранному языку. — Москва. — 1991. с.9–16.
- Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. [Текст] / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.
- Минобрнауки.рф
- Крысин Л. П. Статьи о русском языке и русских языковедах. М., 2015.