Как формировать устойчивый интерес учеников к предмету? Этот вопрос волнует многих моих коллег. Традиционные формы, увы, не успевают за изменениями в мире и не всегда соответствуют требованиям времени. Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи, обязательные при реализации основных образовательных программ. В свете этих изменений на первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки.
Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку. И главная цель таких УМК — формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация — ключ к успешному обучению».
Несомненными достоинствами современных пособий являются:
- многообразие тем, представляющих интерес для учащихся сообразно их возрасту;
- умелое сочетание традиционных и инновационных технологий;
- использование заданий, нацеленных на результат, дающих учащимся возможность почувствовать личный прогресс, оценить, насколько успешно они овладевают знаниями.
Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?
Мотивация — это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию. Мотивация оказывает влияние на следующие аспекты деятельности:
- причины решения что-либо сделать;
- как долго люди хотят этим заниматься;
- насколько эффективно они готовы работать, чтобы достичь цели.
Многочисленные факторы влияют на желание учащихся изучать иностранный язык. К ним мы можем отнести:
- востребованность знания языка в современном мире, его социальная значимость;
- интерес к культуре страны изучаемого языка;
- чувство успешности, уверенности в себе, которое появляется, когда учащиеся осознают, что есть достижения в процессе обучения;
- поощрение и поддержка со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности учителя.
Психологи делят мотивы на внутренние — познавательные и внешние — социальные. Как стимулировать социальную мотивацию учащихся? В этом вопросе ключевой фигурой на уроке становится учитель. Именно он личным примером пропагандирует положительное социальное поведение.
Мотивированный учитель воспитывает мотивированных учеников. Он создает спокойную благожелательную атмосферу на уроке, помогает преодолевать страхи и неуверенность в себе. Учитель развивает со своими учениками отношения партнерства и сотрудничества. Чтобы сделать языковой урок интересным, учителю необходимо сосредоточиться на таких педагогических технологиях, которые по природе своей являются мотивирующими. К ним бы я отнесла:
- информационные;
- личностно-ориентированные;
- проектные;
- интерактивные;
- игровые.
Если бы мы спросили учащихся, какие формы работы на уроке у них вызывают наибольший интерес, то наверняка бы услышали, что им нравится играть, творить, соревноваться, иметь возможность выбирать задания, принимать решения самостоятельно, работать в группе… И это далеко не полный список приемов, которые может использовать учитель благодаря инновационным технологиям. Мы видим, что детям нравится выполнять личностно-ориентированные задания. Такие уроки открыты навстречу каждому ученику, так как каждое учебное действие и каждый акт познания действительности становится индивидуальным.
Что может сделать учитель на уроке иностранного языка, чтобы дать возможность реализоваться каждому ученику?
Во-первых, быть гибким.
Во-вторых, дать ученикам возможность выбора. Они могут выбрать форму работы, порядок выполнения, формат оценивания, уровень сложности.
В-третьих, инструктируя учащихся о порядке выполнения работы, целесообразно использовать многообразие информационных технологий.
Более того, необходимо использовать немедленную обратную связь на предмет понимания, сопровождать учебный процесс и отслеживать результативность.
И, наконец, учить самостоятельности и независимости в принятии решений.
Современная методология в рамках коммуникативного подхода предлагает различные интерактивные формы и приемы для развития личностных умений. Это парная и групповая работа, творческие проекты, ролевые игры, открытые обсуждения. Метод проектов, на мой взгляд, является универсальной технологией для развития личности и формирования устойчивой положительной мотивации.
Основоположником идеи проектов был Дж. Дьюи – американский философ, психолог и педагог. В середине XX веке эта практика широко применялась в американских школах. А в конце восьмидесятых проектная методика получила свое теоретическое обоснование в работах британских методистов Норманна Уитни и Тома Хатчинсона, авторов известных УМК.
Проект в рамках современного урока — это продукт сотрудничества и сотворчества учеников и учителя. Творчество как процесс создания нового, никогда ранее не бывшего, чрезвычайно интересен детям в силу возрастных особенностей. И поэтому такие задания выполняются учащимися с огромным интересом и увлечением. Проект нацелен на результат — создание продукта, а продуктивные умения, как известно, венчают процесс обучения, они требуют большой подготовительной работы и одновременно открывают путь буйству детской фантазии. В этой работе виды речевой деятельности (говорение и письмо) интегрированы, и я рассматриваю проекты (project work) как средство формирования коммуникативной компетентности (general competence) и путь к свободному говорению и письму.
Процесс обучения в рамках проекта носит активный и коммуникативный характер. Активный, потому что учащиеся самостоятельно решают, что писать, как представить. Коммуникативность работы заключается в том, что она дает возможность использовать свои знания для решения реальных коммуникативных задач. Проект может быть индивидуальным и групповым, в таком случае продукт рождается в диалоге и полилоге. А язык из абстракции превращается в материал и инструмент для работы.
Меняется роль учителя в работе над проектом, он становится помощником, координатором, и даже может занять место какого-либо участника проекта.
Значимость проектной работы.
Проекты обладают гуманистической сущностью, они личностно-ориентированы. Высока их воспитательная и развивающая ценность: воспитывается самодисциплина, ответственность, умение работать в группе, вести исследовательскую работу, развивается воображение. В процессе обсуждения учащиеся выражают собственное мнение, чувства, делятся опытом, учатся слушать других — в этом заключается большая социальная значимость проектной работы. Что касается интерактивности проектной работы, то она заключается в том, что познание мира происходит в диалоге, а результат рождается в сотворчестве.
Этапы работы над проектом можно представить следующим образом:
1) Постановка цели — проблемы.
2) Планирование.
3) Поиск — решение проблемы.
4) Продукт.
5) Презентация.
6) Портфолио.
Перед началом работы учителю нужно четко сформулировать цель работы, проинструктировать о порядке выполнения работы (выдать технологическую карту проекта). Затем следует обсуждение (классная дискуссия) и сбор информации, путем использования технологии «мозговой штурм». На этапе планирования учитель может выступать в роли консультанта, на этапе реализации проекта выполнять роль сопровождения. Заключительный этап работы над проектом, его оценка, требует особого подхода.
Необходимо вывести критерии оценивания проекта, в которых учитывались бы правильность использования языка, оригинальность идеи и воплощения. Следует помнить, что ошибки — это то, чего нельзя избежать и не надо бояться, а найти и исправить их — не есть главная цель учителя. Задача педагога — помочь почувствовать значимость проведенной работы. Учащиеся должны гордиться своими достижениями, и этому может способствовать выставка проектов, на которой формы презентаций могут быть разнообразными: книга, буклет, плакат, устное представление, видеосюжет, рекламный ролик, интернет-сайт.
Наряду с достоинствами проектной работы, учитель может столкнуться и с недостатками. К ним относится «рабочий шум», с которым необходимо будет смириться, а также время, которое уходит на выполнение проекта. Следует помнить, что некоторые проекты могут тянуться по времени не один год, поэтому учителю важно грамотно организовать и спланировать время работы.
Говоря о практической стороне работы над проектом, следует отметить их универсальность — они могут быть созданы практически на любую тему. А еще одним несомненным достоинством проектов является их адаптируемость, то есть использование на различных этапах обучения иностранному языку (от Beginners до Upper-Intermediate). Одно и то же проектное задание с успехами выполняется студентами разного уровня.
Рассмотрим типологию проектов в тематической области «Животные», адаптированные к применению в разных возрастных группах и имеющих разный уровень сформированных умений и навыков.
1. Animals (drawing and labeling)
Опыт создания картинного словаря во 2-м классе
2. My pet (writing a poem)
Написать стихотворение о своем домашнем любимце в 3-м классе
3. My favourite animal (writing a description)
Создание журнала с рассказами о любимых животных и домашних питомцах в 5-м классе
4. Animals of our country
Урок — путешествие в 7 классе
5. Pets in the families (comparing pet-lovers in Russia and Britain)
Исследовательская работа в 8-м классе
6. Animals in danger (writing an article or a Nature Research poster)
Написание статьи и создание экологического плаката в 9-м классе
7. A survey (choosing suitable pets and looking after them properly)
Социологический опрос в 10-м классе.
Подводя итоги, следует сказать, что использование проектной технологии на современном этапе приобретает большую значимость в свете принятия новых образовательных стандартов. Социальная направленность и воспитательная ценность, наряду с интегрированным развитием коммуникативных умений и речевых навыков, является неоспоримым достоинством этого метода в ряду инновационных.
Литература:
1. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. В 2 ч. + CD, Верещагина И. 2012
2. http://standart.edu.ru/