Библиографическое описание:

Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.

Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более пятнадцати лет в России введен институт социальных педагогов (как профессия), призванный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Социальный педагог в школе – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

- изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз»;

- организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе;

- учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности;

- обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи;

В зависимости от конкретных условий микросоциума, в котором находится школа, администрация конкретизирует функции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по вопросам социальной защиты, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм их взаимодействия с социальными педагогами.

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:

- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

- оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;

- представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;

- проведение работы только в рамках своей компетентности.

Социальный педагог имеет следующие права:

- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;

- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;

- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация, формы учета его деятельности, как правило, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов, выбираются с учетом передового опыта и традиций.

Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей; перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.

Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы. Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:

- материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;

- центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;

- возможные очаги негативного влияния на них;

- взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);

- состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

- детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; виды отклонений поведения; число правонарушителей, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических средств; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, нарушениями нервно-психического здоровья; несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой.

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы. Можно выделить следующие основные методы и направления работы:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях и формах работы школьного социального педагога.

Профилактика правонарушений среди учащихся.

Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.

Это направление связано с такими формами деятельности, как:

- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.)

- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;

- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – с психиатром, невропатологом, наркологом);

- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей:

- знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

- взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

- индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

Работа с педагогическим коллективом школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.


Литература:
  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.:Гардарики, 2006.

  2. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М.: Владос, 2007.

  3. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, работы социального педагога, социальной помощи, школьного социального педагога, Социальный педагог, социальной помощи детям, микрорайона школы, прав ребенка, общеобразовательной школе, деятельности социального педагога, Методика работы социального, социального педагога большое, интересов детей, Профессионализм социального педагога, Специфика работы социального, Похожая статья, социально-педагогической поддержки ребенка, защита интересов ребенка, отношении воспитания ребенка, семейного воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle