Автор: Чичкова Татьяна Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Чичкова Т. И. Работа социального педагога в образовательном учреждении с неблагополучными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 309-311.



В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.

Последние годы на фоне политической, экономической и социальной ситуации в стране, изменения произошли и в каждой семье. Переход экономики на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, рост числа безработных. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семей. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе, а именно: на становление личности самого ребенка, на образовательный процесс. В неблагополучных семьях дети больше всего подвержены к значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации.

Под неблагополучной семьей необходимо понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи делятся на следующие категории:

– семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);

– семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).

Главная задача социального педагога — это оказание помощи в создании наилучших условий для развития школьника в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а также оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства, это содействие, посредничество и наставничество при контакте с ребенком и родителями, его окружением.

На первоначальном этапе работы с семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины, которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как со школьником, так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:

– изучение семьи и выявление существующих в ней проблем;

– обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

– знакомство с членами семьи и ее окружением, оценка их условий жизни;

– изучение личностных особенностей членов семьи;

– составление социального паспорта семьи;

– координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, центр социальной поддержки населения (отдел по работе с семьёй, опеке и попечительства) и т. д.);

– текущие и контрольные посещения семьи;

– выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Залогом успешной работы с родителями является не только четкое представление ее направлений и результата, но и распределение функций между специалистами, работающими с ребенком и его семьей.

Социальный педагог анализирует жизненную ситуацию семьи и при негативных обстоятельствах, определяемых неадекватным стилем воспитания, что в результате нарушает семейную микросферу, содействует их преодолению. Педагоги (классный руководитель, воспитатель) выполняют недостаток педагогической компентентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений. Педагог-психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанные с общением, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях. Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Учитель-логопед помогает родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.

Социальная помощь включает три основных составляющих:

В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:

– индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог)

– консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения работы необходимо периодически отслеживать и в дальнейшем корректировать работу, по каждому отдельному случаю ведется документация.

К сожалению, имеются семьи, которые тяжело идут на контакт не только с социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для контроля ситуации необходимо организовывать повторные контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Можно использовать другую форму работы — выступление на классных родительских собраниях с лекциями " Типы семей» и " Семейные взаимоотношения».

Если при подведении итогов своей продолжительной работы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность социальной работы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

Общая задача всех специалистов — выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.

Общим результатом успешной работы с родителями является создание и поддержание в семье коррекционно-развивающей среды для реализации возможностей развития ребенка.

Литература:

  1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001
  2. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов на Дону, 2005
  3. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
  4. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005
  5. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко [и др.]. М., 2010. 256 с.
  6. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2010. с. 144.
Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, работы социального педагога, опыт работы социального, приемов обучения ребенка, выработке эффективных приемов, членов семьи, условиях семьи, Социально-педагогическая поддержка детей, эффективных приемов обучения, типом неблагополучия, неблагополучной семьей, детей группы риска, поддержка детей группы, успешной работы, Работа социального педагога, система работы социального, контрольные посещения семьи, задача социального педагога, условий неблагополучной семьи, признаки дезорганизации семьи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос