Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Денчева Р. П., Петкова-Илиева И. П. Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9475/ (дата обращения: 22.10.2018).



 

В докладе рассматривается ключевая роль социального педагога / воспитателя и основных областей деятельности. Разнообразие деятельности профессиональных педагогов требует серьезной и глубокой теоретической и практической подготовки по уходу за ребенком с социальными проблемами.

Ключевые слова: социальный педагог / воспитатель, дети с социальными проблемами, профессиональной компетентности.

 

В начале 90-х 20-го века, в соответствии с новой социальной политикой в стране, для улучшения взаимодействия «человек — человек» и «человек — окружающая среда» возникает новая специальность «социальная педагогика» [3. стр. 107].

Характеристика профессии социального педагога / воспитателя

Особенности профессии «социальный педагог» определяются разнообразием детей и людей с социальными проблемами. С другой стороны, широкий спектр возможностей для социального педагога в области социальной и воспитательной работы определяет необходимость применения различных способов реализации и различных форм взаимодействия с  учреждениями, связанных с этими проблемами [4. стр. 228].

Характер профессии «социальный педагог» является сложным и многогранным. Это связано:

          с разнообразием клиентов, с которыми нужно работать: дети, взрослые и пожилые люди;

          сложность подходов, используемых в решении проблем;

          разнообразие взаимодействий — институциональных и профессиональных, которые реализуются для решения проблемы;

          широкий ряд законов, относящихся к работе;

          различные учреждения общественного и НПО сектора, в которых может быть реализован социальный педагог;

          богатство научных направлений, которые составляют профессиональную компетентность социального педагога [3. стр. 107].

Самыми проблемными областями, где востребована социальная работа воспитателем, являются направления:

          Дети и лица, нуждающиеся в помощи в планеих личного и социального функционирования, в преодолении природных жизненных кризисов – это кризис третьего года жизни, первичной социализации, половое созревание, формирование личности, вторичной социализации, переход из одной возрастной группы в другую; поддержание адаптации к жизни в новых условиях, новой среде — дружественной, школы, студентской, профессиональной; содействовать развитию — личному, когнитивному, эмоциональному, профессиональному и других.

          Поддержка детей с нарушениями социального функционирования (вобездоленных семьях) – детей с одним из родителей, без родителей, воспитанников приемных семей,их опекунов и родственников, в учреждениях,принятие из многодетных семей, семей с безработными родителями — с одним или обоими, из бедных семей, дети с особенностями психофизического и различного этнического происхождения. Также с детьми, имеющими родителей социально-нравственной деградации (алкоголики, наркоманы, попрошайки, отбывающие наказание в виде лишения свободы и т.д); заболевших родителей, дети, реализующие детский труд, который вредит психофизиологическомуразвитию и развитию образования; детей-мигрантов; детей-беженцев; с которыми жестоко обращались, беременные несовершеннолетние и другие [1, стр. 91]. Именно в этих областях, представляющих интерес с точки зрения социального педагога,его деятельность, его роль в качестве педагога в специализированном учреждении особенно важна и нужна.

Основная роль социального педагога / воспитателя связана с организацией и осуществлением образовательной и коррекционной работы с каждым ребенком, имеющего социальную проблему. Реализация основных функций социального педагога — научная и лечебная, она находится в процессе педагогического взаимодействия с ребенком в следующих областях: защита жизни и здоровья ребенка, освоение единства внутренней и нравственной культуры, формирование гражданского сознания и поведения индивида, формирование позитивного отношения к обучению и к любой работе, обучение самореализации в жизни, приучение ребенка к жизни в группе и обязательств ребенка как члена сообщества и как гражданина, формирование способности самоуправления и соблюдения в учреждении.

Социальный педагог / воспитатель тот, кто планирует, организует и реализует социально-педагогическое взаимодействие через различные формы, методы и инструменты. Он тот, кто осуществляет индивидуальную и групповую работу с детьми, через которые они изучают социальные нормы и правила в плане сотрудничества и взаимодействия с другими людьми. Также взаимодействие между членами сообщества ребенка создает программу для воспитательной работы в соответствии с потребностями, интересами и проблемами детей, вносит необходимые изменения в нее, ответственнен за реализацию запланированных целей и задач. Все это накладывает определенные обязанности. Они зависят от профессиональных и личных качеств его собственного стиля общения и коммуникативных навыков. Для достижения своей сложной и мульти-уставной деятельности социальный педагог / воспитатель постоянно пополняется свои знания в различных областях — семейных, учреждений, законов и правил, прав детей, чтобы искать и находить общественное взаимодействие с родителями. Таким образом, он одновременно выполняет разные роли:

          учитель с детьми в процессе обучения и обучения общества;

          руководство в трудную минуту в споре или к нему можно обратиться за помощью;

          директор, который координирует, направляет, дает дух переосмыслить работу детской группы, организации, возможные последствия;

          экспертный источник знаний;

          модель поведения с проблемами, которые возникают;

          судья, арбитр в оценке мнений в споре и в проблемной ситуации;

          охранник из первых правил группы, в которой дети будут развиваться вместе с ней [3. стр. 110].

Основные направления деятельности социального педагога / воспитателя

Основные мероприятия, проводимые социальным педагогом/воспитателем, который работает с детьми с социальными проблемами, связанными с диагностикой уровня развития ребенка, планирование, организация и проведение различных мероприятий в соответствии с их интересами и потребностями. Одной из его главных задач является защита жизни и здоровья ребенка, поддержание профессиональной этики и коллегиальной реализации организационных связей на различных уровнях. Основные направления деятельности социального педагога отражаются в описании работы. Еще одним ключевым моментом в должностной этике социального педагога, работающего с детьми с социальными проблемами является способность обрабатывать широкий спектр законов, юридически служащих уходу за ребенком. Наиболее часто используемые законы: Конституция Республики Болгария, Конвенция о правах ребенка, Закон о защите детей, Закон о социальной помощи, Указ о критериях и стандартах социальных услуг для детей и другие. В повседневной практике он руководствуется текущими тенденциями в педагогической отрасли, организации по содержанию учебной деятельности, которой занимается. Его деятельность регулируется внутренними правилами социального обслуживания: устав, внутренние правила, процедуры предоставления плана социального развития службы социального обслуживания и других. Разнообразие деятельности в профессиональной характеристике социального педагога требует серьезной и глубокой теоретической и практической подготовке по уходу за ребенком и опыт работы с детьми с социальными проблемами. Это обучение включает в себя:

          Специальная подготовка научных знаний специфики каждоговозрастного периода;

          Поддержание необходимого уровня специальной подготовки в научнойсоответствующей области, как требуется в момент вступления в должность и в процессе работы;

          Возможность подключения образовательных целей с процессом деятельности ипланы ожидаемых результатов;

          Знание различных методов для планирования учебного процессаи использование различных материалов;

          Использование различных форм и методов диагностики и оценкидостижения детей и результата учебного процесса [3. стр. 113].

Особенности в формировании теоретического и практического опыта социального педагога рассматривается Лео C. Мардахаевым.

Теоретический социально-педагогический опыт автора определяется как психолого-педагогические, социальные, медицинские, профессиональные знания, необходимые для опытной квалификации его действия как естественного компонента социальной и воспитательной работы.

Практический опыт, поскольку он представляет приобретенные навыки и привычки —приводит к наибольшей эффективности практической реализации в педагогическом аспекте профессиональной деятельности социального педагога, работающего с ребенком в решении своих социальных проблем [2, с 234]..

Вывод

Характер и спецификаработы социального педагога распространяется на многих – поэтому и требований к профессиональным и личным качествам и навыкам очень много. Они связаны со способностью социального педагога/воспитателя использовать интегративные и междисциплинарные знания в социальной педагогической практике, соответствующей тенденции в Developement современной социальной педагогики.

 

Литература:

 

  1. Vladinska Н. Введение в историю и теорию социальной работы. Велико Тырново, 1994.
  2. Мардахаев Л. В. Sotsialynaya педагогика. Ред. «МГСУ», Москва, 2002.
  3. Петкова, И. Социально-воспитательная работа с детьми, лишенными родительской заботы. Габрово 2012.
  4. Петкова, И. Профессиональная культура социального педагога. Образование, т. 2, София 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, ребенок, воспитатель, проблема, воспитательная работа, практический опыт, практическая подготовка, социальное обслуживание, социальное функционирование, профессиональная компетентность.

Похожие статьи

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов с помощью образовательной организации, которая функционирует как открытая самообучающаяся система.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на...

Одной из главных проблем молодых специалистов по социальной работе, только что закончивших высшие учебные заведения, является незнание практических аспектов работы.

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция — это наличие врожденных или

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности...

профессиональная компетентность, социальный работник...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, ребенок, социальная педагогика, деятельность, учреждение, помощь

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой

социальная сфера, будущий специалист, социальная работа, профессиональная культура...

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная практика, студент, практик, нестандартная социальная практика, профессионально-педагогическая деятельность

педагогическая практика, студент, воспитательная работа, образовательное учреждение, будущий воспитатель...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

умении создавать ситуации социального успеха; осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов с помощью образовательной организации, которая функционирует как открытая самообучающаяся система.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на...

Одной из главных проблем молодых специалистов по социальной работе, только что закончивших высшие учебные заведения, является незнание практических аспектов работы.

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция — это наличие врожденных или

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности...

профессиональная компетентность, социальный работник...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, ребенок, социальная педагогика, деятельность, учреждение, помощь

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой

социальная сфера, будущий специалист, социальная работа, профессиональная культура...

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная практика, студент, практик, нестандартная социальная практика, профессионально-педагогическая деятельность

педагогическая практика, студент, воспитательная работа, образовательное учреждение, будущий воспитатель...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

умении создавать ситуации социального успеха; осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности.

Задать вопрос