Автор: Халикова Гульназ Рамилевна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 1027 раз

Библиографическое описание:

Халикова Г. Р. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 416-417.

Профессия «Социальная работа» на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку в России с каждым годом увеличивается число людей, нуждающихся в социальной, бытовой, правовой, экономической поддержке извне.

В связи со сложной социально-экономической ситуацией в России резко обострились социальные проблемы — увеличилось число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, которая основана на взаимодействии специалиста социальной работы с клиентом. Это актуализирует проблему подготовки будущего специалиста социальной работы к профессиональному взаимодействию с клиентом [1].

Социальная работа — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на реабилитацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум [2]. Деятельность специалиста по социальной работе весьма ответственна, поскольку он оказывает влияние и на социальные структуры, и на окружение, и на душу, и на судьбу клиента. В связи с этим подготовка социальных работников занимает одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

На современном этапе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе наблюдаются сдвиги в положительную сторону эффективности обучения, однако существуют некоторые проблемы.

Одной из главных проблем молодых специалистов по социальной работе, только что закончивших высшие учебные заведения, является незнание практических аспектов работы. Это связано с тем, что на практику студентов под руководством кураторов отводят всего двадцать процентов учебного плана, в то время как в таких развитых социальных странах, как США и Германия, практике студентов отводится не менее пятидесяти процентов учебного плана [3]. Проблемой многих студентов, пришедших на практику в социальные учреждения, является пренебрежительное отношение к ним работников данных учреждений. Молодым специалистам доверяют лишь бумажную монотонную работу, не давая возможности пообщаться с клиентом, понять его проблему и наметить план по её решению.

Следующей проблемой подготовки молодых специалистов по социальной работе является углубление в теоретическую часть социальной работы с некоторым игнорированием социальной кейс-работы. Метод кейсов (метод ситуационного анализа) — это техника обучения, включающая в себя описание жизненных социальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме и предложить пути решения. Кейсы базируются на реальном фактическом материале и представляют собой небольшие истории из жизни группы, семьи, конкретного индивида. Метод кейсов очень распространен за рубежом и является одним из наиболее эффективных методов для закрепления материала. К тому же он очень нравится студентам, поскольку работа с кейсами позволяет выразить свое мнение по данной проблеме, побуждает к самостоятельности.

Весьма актуальной в настоящее время является проблема ценностей молодых людей. Человек, осознанно выбирающий профессию «социальный работник», идентифицирует себя с определенной системой гуманистических ценностей и приоритетов, возможностей их реализации в достаточно трудных и противоречивых условиях социальной практики. Противоречия обостряются между естественным и искусственным миром, результатом которого выступает «экспансия искусственного и вытеснение им естественных форм бытия» [4]. Такой взгляд приводит к глобальным изменениям как в жизни общества, так и отдельного человека. Ключевым моментом в ценностной ориентации будущих специалистов является стремление к самореализации, что ведет к появлению новых целей и ценностей, к освоению нового, сотрудничеству, творческой атмосфере, стремлению к инновациям [5].

Очень важно при подготовке специалистов по социальной работе научить студента самого продумывать и составлять свой образовательный маршрут в соответствии с изменяющимися условиями социальной среды. В связи с этим современная образовательная система нацелена на создание условий для самостоятельного обучения студентов, активной самостоятельной и творческой деятельности.

Трудовая деятельность специалиста по социальной работе часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные нагрузки без условий для полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривация и многие другие факторы оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность [6]. Все это приводит к синдрому «эмоционального выгорания». В связи с этой достаточно распространенной среди профессий типа «Человек — Человек» проблемой необходимо сформировать у будущих специалистов по социальной работе умения использовать определенные средства для преодоления стрессовых ситуаций.

Совладающее поведение является сложным комплексом активности субъекта в сочетании с его индивидуальными особенностями и опыту. В противодействии стрессу участвует не только личность — активна вся индивидуальность [7]. Умение преодолевать стрессовые ситуации предполагает знание следующих особенностей в работе.

-        определение краткосрочных целей. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания;

-        межличностное общение, то есть сотрудники делятся своими эмоциями и чувствами с другими. В этом случае вероятность «выгорания» значительно снижается.

-        овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса.

-        баланс отдыха и работы. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок.

-        оптимизм — сохранение положительной точки зрения.

-        умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Смена деятельности — лучший отдых.

Таким образом, приоритетным направлением в обучении будущих социальных работников является разработка системы подготовки специалиста с опорой на практический аспект в работе, на самообучение, формирование положительных ценностных ориентаций и умения преодолевать стрессовые ситуации.

Литература:

1.                 Мухамедзянова, Н. Р. Подготовка будущего специалиста социальной работы к гармоническому взаимодействию с клиентом [Текст]/Н. Р. Мухамедзянова//Отечественный журнал социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 83–91.

2.                 Еговцева, Н. Н. Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки [Текст]/Н. Н. Еговцева//Преподаватель 21век. — 2007. — № 1. — с. 165–171.

3.                 Целых, М. П. Становление профессионального образования социальных работников в США [Текст]/М. П. Целых//Педагогика. — 2006. –№ 9. — с. 85–94.

4.                 Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст]/П. С. Гуревич. — М.: «Аспект Пресс», 1994. — с. 4.

5.                 Лебедева, С. С. Актуальные вопросы профессиональной компетентности социальных работников в системе непрерывного образования [Текст]/С. С. Лебедева// Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 6–8.

6.                 Невельсон, Е. Ю. Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические подходы и инструментарий [Текст]/Е. Ю. Невельсон//Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 3. — с. 60–62.

7.                 Волочков, А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход [Текст]/А. А. Волочков. — Перм.гос.пед.ун-т. — Пермь, 2007. — с.253–264.

Основные термины (генерируются автоматически): социальной работе, социальной работы, специалиста социальной работы, современном этапе, взаимодействии специалиста социальной, будущего специалиста социальной, социальной работе умения, социальных работников, социальной работы с некоторым, игнорированием социальной кейс-работы, и противоречивых условиях социальной, условиями социальной среды, подготовки специалистов, Метод кейсов, молодых специалистов, стрессовые ситуации, Похожая статья, Проблемы подготовки специалистов, подготовки молодых специалистов, Трудовая деятельность специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос