Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 3792 раза

Библиографическое описание:

Халикова, Г. Р. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе / Г. Р. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 416-417. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11640/ (дата обращения: 20.04.2024).

Профессия «Социальная работа» на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку в России с каждым годом увеличивается число людей, нуждающихся в социальной, бытовой, правовой, экономической поддержке извне.

В связи со сложной социально-экономической ситуацией в России резко обострились социальные проблемы — увеличилось число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, которая основана на взаимодействии специалиста социальной работы с клиентом. Это актуализирует проблему подготовки будущего специалиста социальной работы к профессиональному взаимодействию с клиентом [1].

Социальная работа — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на реабилитацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум [2]. Деятельность специалиста по социальной работе весьма ответственна, поскольку он оказывает влияние и на социальные структуры, и на окружение, и на душу, и на судьбу клиента. В связи с этим подготовка социальных работников занимает одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

На современном этапе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе наблюдаются сдвиги в положительную сторону эффективности обучения, однако существуют некоторые проблемы.

Одной из главных проблем молодых специалистов по социальной работе, только что закончивших высшие учебные заведения, является незнание практических аспектов работы. Это связано с тем, что на практику студентов под руководством кураторов отводят всего двадцать процентов учебного плана, в то время как в таких развитых социальных странах, как США и Германия, практике студентов отводится не менее пятидесяти процентов учебного плана [3]. Проблемой многих студентов, пришедших на практику в социальные учреждения, является пренебрежительное отношение к ним работников данных учреждений. Молодым специалистам доверяют лишь бумажную монотонную работу, не давая возможности пообщаться с клиентом, понять его проблему и наметить план по её решению.

Следующей проблемой подготовки молодых специалистов по социальной работе является углубление в теоретическую часть социальной работы с некоторым игнорированием социальной кейс-работы. Метод кейсов (метод ситуационного анализа) — это техника обучения, включающая в себя описание жизненных социальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме и предложить пути решения. Кейсы базируются на реальном фактическом материале и представляют собой небольшие истории из жизни группы, семьи, конкретного индивида. Метод кейсов очень распространен за рубежом и является одним из наиболее эффективных методов для закрепления материала. К тому же он очень нравится студентам, поскольку работа с кейсами позволяет выразить свое мнение по данной проблеме, побуждает к самостоятельности.

Весьма актуальной в настоящее время является проблема ценностей молодых людей. Человек, осознанно выбирающий профессию «социальный работник», идентифицирует себя с определенной системой гуманистических ценностей и приоритетов, возможностей их реализации в достаточно трудных и противоречивых условиях социальной практики. Противоречия обостряются между естественным и искусственным миром, результатом которого выступает «экспансия искусственного и вытеснение им естественных форм бытия» [4]. Такой взгляд приводит к глобальным изменениям как в жизни общества, так и отдельного человека. Ключевым моментом в ценностной ориентации будущих специалистов является стремление к самореализации, что ведет к появлению новых целей и ценностей, к освоению нового, сотрудничеству, творческой атмосфере, стремлению к инновациям [5].

Очень важно при подготовке специалистов по социальной работе научить студента самого продумывать и составлять свой образовательный маршрут в соответствии с изменяющимися условиями социальной среды. В связи с этим современная образовательная система нацелена на создание условий для самостоятельного обучения студентов, активной самостоятельной и творческой деятельности.

Трудовая деятельность специалиста по социальной работе часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные нагрузки без условий для полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривация и многие другие факторы оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность [6]. Все это приводит к синдрому «эмоционального выгорания». В связи с этой достаточно распространенной среди профессий типа «Человек — Человек» проблемой необходимо сформировать у будущих специалистов по социальной работе умения использовать определенные средства для преодоления стрессовых ситуаций.

Совладающее поведение является сложным комплексом активности субъекта в сочетании с его индивидуальными особенностями и опыту. В противодействии стрессу участвует не только личность — активна вся индивидуальность [7]. Умение преодолевать стрессовые ситуации предполагает знание следующих особенностей в работе.

-        определение краткосрочных целей. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания;

-        межличностное общение, то есть сотрудники делятся своими эмоциями и чувствами с другими. В этом случае вероятность «выгорания» значительно снижается.

-        овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса.

-        баланс отдыха и работы. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок.

-        оптимизм — сохранение положительной точки зрения.

-        умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Смена деятельности — лучший отдых.

Таким образом, приоритетным направлением в обучении будущих социальных работников является разработка системы подготовки специалиста с опорой на практический аспект в работе, на самообучение, формирование положительных ценностных ориентаций и умения преодолевать стрессовые ситуации.

Литература:

1.                 Мухамедзянова, Н. Р. Подготовка будущего специалиста социальной работы к гармоническому взаимодействию с клиентом [Текст]/Н. Р. Мухамедзянова//Отечественный журнал социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 83–91.

2.                 Еговцева, Н. Н. Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки [Текст]/Н. Н. Еговцева//Преподаватель 21век. — 2007. — № 1. — с. 165–171.

3.                 Целых, М. П. Становление профессионального образования социальных работников в США [Текст]/М. П. Целых//Педагогика. — 2006. –№ 9. — с. 85–94.

4.                 Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст]/П. С. Гуревич. — М.: «Аспект Пресс», 1994. — с. 4.

5.                 Лебедева, С. С. Актуальные вопросы профессиональной компетентности социальных работников в системе непрерывного образования [Текст]/С. С. Лебедева// Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 3. — с. 6–8.

6.                 Невельсон, Е. Ю. Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические подходы и инструментарий [Текст]/Е. Ю. Невельсон//Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 3. — с. 60–62.

7.                 Волочков, А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход [Текст]/А. А. Волочков. — Перм.гос.пед.ун-т. — Пермь, 2007. — с.253–264.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, метод кейсов, практик студентов, проблема, работа, Россия, ситуация, учебный план, число людей.


Похожие статьи

Метод case-study как современная технология...

Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной...

Особенности организационно-управленческой практики по...

- активное практическое участие студентов в организации и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации — объекта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...

студент, групповая командная работа, практик, процесс преподавания, решение кейса, ситуация. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном...

Внедрение кейс-технологии в систему преподавания...

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя несколько этапов.

Возможности кейс-метода в образовательном процессе

Возможности кейс-метода в образовательном процессе. Майер Елена Игоревна, студент.

Аспирантам предоставляли описание конкретной ситуации, возникшей во время работы реальной организации.

Метод кейс-стади в обучении устному переводу

Наиболее эффективным методом, стимулирующим познавательный интерес студентов, является метод кейс-стади. Метод кейс-стади (от англ. case — случай, ситуация) — интерактивный метод

Работа в группах (по 5 человек) по обсуждению ключевой проблемы.

Кейс-метод как способ формирования профессиональной...

Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади)

Таким образом, сущность методики кейс-стади основана в отработке студентами конкретных проблем из практики современных компаний организаций...

Похожие статьи

Метод case-study как современная технология...

Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной...

Особенности организационно-управленческой практики по...

- активное практическое участие студентов в организации и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации — объекта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...

студент, групповая командная работа, практик, процесс преподавания, решение кейса, ситуация. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном...

Внедрение кейс-технологии в систему преподавания...

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя несколько этапов.

Возможности кейс-метода в образовательном процессе

Возможности кейс-метода в образовательном процессе. Майер Елена Игоревна, студент.

Аспирантам предоставляли описание конкретной ситуации, возникшей во время работы реальной организации.

Метод кейс-стади в обучении устному переводу

Наиболее эффективным методом, стимулирующим познавательный интерес студентов, является метод кейс-стади. Метод кейс-стади (от англ. case — случай, ситуация) — интерактивный метод

Работа в группах (по 5 человек) по обсуждению ключевой проблемы.

Кейс-метод как способ формирования профессиональной...

Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади)

Таким образом, сущность методики кейс-стади основана в отработке студентами конкретных проблем из практики современных компаний организаций...

Задать вопрос